разработка урока по литературе 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Чульдум Валентина Борбак-ооловна

            Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.

Цель

·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;

·         формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям,  аналитической работы с текстом, составления художественного пересказа эпизода, работы с иллюстрациями;

·         развивать нравственно-эстетические представления учащихся в  процессе выявления нравственных основ дружбы детей, определения лексического значения слов «радушие», «чистосердечие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

    6  класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 40.      

       

            Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.

Цель:        

  • выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;
  • формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям,  аналитической работы с текстом, составления художественного пересказа эпизода, работы с иллюстрациями;
  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в  процессе выявления нравственных основ дружбы детей, определения лексического значения слов «радушие», «чистосердечие».

 Оборудование:  мультимедийная презентация.

І.        Организационный момент.

II.      Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

3. Художественный пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья.

4. Исследовательская работа с текстом.

- Найдите в тексте и зачитайте описание места событий.

Выразительное чтение фрагментов от слов «Солнце начинало склоняться к закату...» до слов «...разноцветные головки лютиков, кашки, фиалок...» и от слов «Внутренность высокого узкого здания...» до слов «…еле выделявшихся на полу странными очертаниями».

1 группа.

- Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу уходящего дня.

«Солнце начинало склоняться к закату. Косые лучи мягко золотили зелёную мураву старого кладбища, играли... переливались...»

«Было тихо, веяло спокойствием и глубоким миром...»

«…Воробьи возились кругом да ласточки бесшумно влетали и вылетали...»

«…Стлалась густая зелень, пестрели разноцветные головки лютиков, кашки, фиалок...»

«Лучи вечернего солнца, свободно врываясь в открытые окна, разрисовали  ярким золотом...»

2 группа.

- Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища.

Старая часовня «стояла, грустно понурясь, среди поросших травою могил, скромных крестов, полуразвалившихся каменных гробниц».

«Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений». «Старые, ободранные стены». «Углы были затканы паутиной».

«Предметы, еле выделявшиеся на полу странными очертаниями».

3 группа.

- Найдите в тексте глаголы, передающие состояние Васи.

«Я храбро взобрался на нее...» «Я вздрогнул». «Мне было жутко». «Ответил я так  же, собираясь с духом». «Я почувствовал прилив судорожного страха».  «Я инстинктивно оглянулся и увидел странное явление, поразившее меня, впрочем, больше удивлением, чем ужасом». «Трудно передать мои ощущения в эту минуту». «Чувство, которое я испытывал, нельзя даже назвать страхом». «Времени для меня не существовало». «Увидев его, я сильно ободрился». «Я ободрился еще более...» «Я не боюсь противника и отчасти намекаю на мое к нему презрение». «Я не моргнул и глазом», «Я пятился грудью вперед». «...Сказал я, но уже более миролюбиво».    «А я,  конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным  положением».  «Что ж, приходи! Я буду рад, — ответил я радушно». «…Спросил я, искренне огорченный грустным тоном, каким были сказаны эти слова». «Изумился я чистосердечно». «Никому не скажу, — ответил я твёрдо.

-        Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде?

Решительность, мужество, самообладание, твердость, великодушие, чистосердечие, радушие, искренность.

5.Лексическая работа.

 Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу.

Чистосердечие — откровенность, искренность, прямота характера.

6. Беседа.

•        Какое впечатление произвели ребята друг на друга при первой  встрече?

Валек знал Васю как сына судьи, опасался, что он расскажет о  встрече отцу, и решил испытать его. Но Васина смелость, решительность,  готовность принять открытый бой понравились Валеку, и он почувствовал к нему невольное уважение.

•        В какой момент между мальчиками возникла симпатия, положившая начало дружбе? Почему Валек назвал Васю «славным хлопцем »?

•        Чтение по ролям эпизода от слов «Я Валек... Я тебя знаю...» до слов «Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом».

Радушное приглашение Васи озадачило Валека. Он знает, что богатые отнюдь не гостеприимны и вовсе не великодушны. Вася, напротив, дал понять, что не собирается задирать нос из-за того, что его отец — судья

Васе понравилось, что при первой же возможности избежать драки  Валек охотно разжал кулаки. Он оценил самостоятельность Валека и то, как дети относятся друг к другу.

7.        Обращение к иллюстрации В. Костицына «Валек и Маруся. В часовне».

•        Почему Вася невольно сравнивал Марусю с Соней?

•        Выразительное чтение эпизода от слов «Это было бледное, крошечное  создание...» до слов «...иногда делали из кирпичей ловушки для воробьев».

8.        Обращение к определению портрета.

Портрет — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из художественных средств его характеристики, описания.

-      Укажите в описании портрета Маруси слова, передающие отношение Васи к девочке. Каково оно?

«Бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца»; «неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны»; «головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика»; «улыбка так напоминала мне мою мать, смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик»;  «повернулась ко мне, подняв ручонки над головой, точно для защиты, посмотрела на меня беспомощным взглядом захлопнутой пташки»; «грустную фигурку».

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах, передающих описание портрета Маруси (цветок, былинка, ножки, головка, колокольчики и др.) указывают на отношение героя к девочке. Это чувства старшего брата, испытывающего тревогу и боль оттого, что его сестра не может быть такой же резвой и веселой, как ее сверстницы.

-        О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней?

Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей.

-    Как  чувствовал себя Вася в кругу новых друзей? Что давала дружба каждому из детей?

Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях.

Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными: Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей.

-     Как Валек помог Васе узнать лучше собственного отца?

Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Иногда же, растянувшись около нее на траве, смотрели в небо...» до слов «...никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей».

III.  Подведение итогов урока.

-     Что было основой дружбы Васи, Валека и Маруси?

Основой дружбы Васи, Валека было взаимное стремление поделиться своими мыслями, найти отклик на душевные переживания, наконец, просто почувствовать, что кто-то нуждается в тебе, ждет и радуется встрече.

IV. Домашнее задание.        

1.Перечитать главы VI—IX и «Заключение».

2.Подготовить художественный пересказ главы VII; выразительное чтение эпизода от слов: «Наконец он повернулся» до слов: «Слово “смерть” не имеет еще полного значения для детского слуха, и горькие слезы только теперь, при виде этого безжизненного тела, сдавили мне горло...»

3.Нарисовать иллюстрацию «В подземелье». Сделать подписи к иллюстрации, используя цитату из текста. (По желанию).

4.Групповое задание.

Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента повести от слов: «Ты в городе остался затем, чтобы купить булок?» до слов: «...Я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...