Использование ИКТ в работе с одаренными детьми.
статья по литературе на тему

Анохина Наталья Владимировна

Предлагается обобщение опыта по теме "Использование ИКТ в работе с одаренными детьми".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анохина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.
МБОУ гимназия г.Советский. ХМАО-Югра, Тюменская область,г.Советский.

Использование ИКТ в работе с одаренными детьми.

В настоящее время все больше и больше детей и подростков приобщаются к современным информационным технологиям. Многие родители и педагоги обеспокоены тем, что современные дети и подростки мало интересуются книгами, выставками, концертами и спектаклями, а только и делают, что «безвылазно сидят в Интернете» и практически все свободное время посвящают компьютеру.

Таким интересом детей и подростков к Интернету удачно пользуется реальная практика образования. Это относится и к системе образования вообще, и к системе образования одаренных детей. В нашей стране уже накоплен достаточно большой опыт по использованию информационных технологий в работе с одаренными детьми.

Так, в сети Интернет существует достаточно много ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними. Ресурсы сети Интернет и дистанционные технологии позволяют осуществлять выявление и диагностику одаренных детей. В последнее время создаются специальные сайты, порталы, возможности которых позволяют проводить диагностику в онлайн-режиме, а также в сочетании онлайн- и офлайн- режимов.

Что касается обучения и развития одаренных детей, то использование ИКТ  в работе с ними позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса. Такие дети очень быстро «перерастают» традиционную школьную программу. В условиях традиционного обучения педагогам сложно в равной степени учитывать потребности и интересы одаренных детей и «основной массы» учащихся. Зачастую педагог вынужден либо акцентировать внимание на одаренном ребенке, в ущерб другим учащимся, либо, наоборот, игнорировать запросы одаренного ребенка и «подстраиваться» под запросы других учащихся. Именно по этой причине использование ИКТ является наиболее эффективной формой индивидуального обучения одаренных детей.

Например, многочисленные ресурсы сети Интернет позволяют удовлетворить «ненасыщаемую» и устойчивую познавательную потребность, любознательность одаренного ребенка. Возможности сети в этом плане разнообразны и практически безграничны – любой ребенок самостоятельно найдет необходимую информацию и почерпнет немало «пищи» для ума, самостоятельно может выбрать одно или несколько интересующих его направлений деятельности, найти единомышленников.
Как показывает анализ научных публикаций и ресурсов сети Интернет, в работе с одаренными детьми информационные технологии используются по следующим направлениям:

во-первых, это поиск и выявление одаренных детей (диагностика в режиме онлайн и офлайн).

-во-вторых, это психологическая и методическая консультационная помощь семьям одаренных детей, в том числе тем семьям, в которых одаренные дети получают домашнее обучение.

-в-третьих, это обучение одаренных детей.

Наиболее полно представлено последнее направление, включающее различные формы и методы работы:

1.Проведение медиа-уроков, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов для углубленного изучения какой-то одной темы или раздела предмета, повышения познавательной и учебной мотивации. Это могут  видеоуроки из цикла «Русская литература», канала Бибигон,  материалами на сайте Интернет-урок.ру , серии открытых уроков, очень много материала предоставляет сайт Ютюб.

2. Организация дистанционного обучения и индивидуальной поддержки одаренных детей. Существуют образовательные Интернет-ресурсы, с помощью которых одаренные дети могут удовлетворить свои образовательные потребности, посвящая себя целенаправленному и глубокому освоению предметов школьного и внешкольного цикла. Дистанционное обучение помогает также решить вопросы организации элективного и профильного обучения. Так, например, в настоящее время создаются онлайн «клубы по интересам». «Вокруг основных школьных дисциплин, междисциплинарных тем, или там, где темы из разных областей знания пересекаются, формируются образовательные кластеры – группы учеников, совместно работающих в режиме онлайн над общим проектом. В настоящее время дети используют разнообразный диапазон средств для совместной работы над проектом: веб-страницы вики, социальные закладки, приложения, аудиофайлы, блоги и веб-журналы, совместные документы и форумы.

Следует отметить, что для эффективной и безопасной работы над проектом детям необходимо разрешение родителей и педагогов, которые зачастую ограничивают доступ детей к некоторым ресурсам сети Интернет (например, социальные сети, файлообменники и другие), в то время как последние являются потенциально богатыми источниками необходимой информации. Поскольку блокирование сайтов обеспечивает лишь временную безопасность, эффективнее обучать детей ответственному использованию Интернета.

3.Образовательные, обучающие Интернет-ресурсы также включают лекции, занятия по разным направлениям, общеобразовательные и профориентационные мастер-классы, обсуждения и форумы при участии специалистов, интерактивные тренажеры. Причем, данные формы реализуются в онлайн и офлайн режимах.

Безусловно, что для реализации указанных  возможностей  необходимо обеспечение школ компьютерами и высокоскоростным Интернетом. Это является одной из насущных потребностей образовательных учреждений.

4.Организация и проведение Интернет-олимпиад, викторин, интеллектуальных и творческих конкурсов, тестирования. Участвовать в мероприятиях данного рода может любой ребенок, имеющий доступ к сети Интернет. Тематическая область подобных проектов  разнообразна.

Следует отметить, что помимо возможности построения индивидуальной образовательной траектории и развития интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка информационные технологии предоставляют возможности для развития его личностных и коммуникативных навыков. Это особенно важно для одаренных детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, что в определенном смысле также является характерной чертой одаренных детей. Конечно, общение в сети Интернет, существенно отличается от «живого» общения. Однако это не делает его более простым – зачастую общаться в сети Интернет намного сложнее, чем при прямом контакте с партнером. Уже по этой причине общение в сети Интернет, с одной стороны, требует от одаренного ребенка наличия определенных личностных качеств и коммуникативных умений, а с другой, обладает «развивающим эффектом».

Возможности для общения в сети Интернет разнообразны: электронная почта, форумы, социальные сети и так далее. Анализ практического опыта работы с одаренными  детьми в МБОУ гимназии г.Советский показывает, что они используют ресурсы сети Интернет для:

  • удовлетворения базовой потребности в общении и самопрезентации;
  • решения задач обучения (например, оперативной и систематической связи с преподавателями).
  • ознакомления заинтересованных людей со своими интересами и идеями и/или поиска единомышленников, установления контакта со специалистами и обмена мнениями по интересующему его вопросу;
  • общения в процессе работы над учебным заданием или внешкольным проектом в сотрудничестве с другими участниками.

Таким образом, с помощью информационных технологий создаются творческие площадки, на которых одаренные дети имеют возможность реализовать свои способности, освоить сами информационные технологии, поделиться своим творчеством с другими пользователями Интернета. Важно, что цель создания подобных площадок и социальных сетей заключается в обучении и развитии, а не развлечении и времяпрепровождении. Они ориентированы на активных детей, заинтересованных в самореализации за счет создания собственного контента.

Главный вывод, который можно сделать, обобщив все вышесказанное, что формирование и расширение с помощью ИКТ  подобного открытого медиа-пространства позволяет установить эффективное взаимодействие одаренных детей, родителей и различных специалистов (педагогов, социальных работников, психологов) при решении актуальных вопросов воспитания, обучения и развития одаренных детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКТ в работе с одаренными детьми.

Слайд 2

I. Поиск и выявление одаренных детей (диагностика в режиме онлайн и офлайн ).

Слайд 5

II. Психологическая и методическая консультационная помощь семьям одаренных детей, в том числе тем семьям, в которых одаренные дети получают домашнее обучение.

Слайд 6

III. Обучение одаренных детей, включающее различные формы и методы работы : 1.Проведение медиа-уроков, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов для углубленного изучения какой-то одной темы или раздела предмета, повышения познавательной и учебной мотивации.

Слайд 7

Интернет – урок. ru Видеоуроки из цикла «Русская литература», канал Бибигон

Слайд 8

2. Организация дистанционного обучения и индивидуальной поддержки одаренных детей. онлайн «клубы по интересам», образовательные кластеры – группы учеников, совместно работающих в режиме онлайн над общим проектом и использующих конкретный диапазон средств: веб-страницы вики, социальные закладки, приложения, аудиофайлы , блоги и веб-журналы , совместные документы и форумы..

Слайд 11

3. Интернет-ресурсы также включают лекции, занятия по разным направлениям, общеобразовательные и профориентационные мастер-классы, обсуждения и форумы при участии специалистов, интерактивные тренажеры.

Слайд 12

IV. Организация и проведение Интернет-олимпиад , викторин, интеллектуальных и творческих конкурсов, тестирования.

Слайд 13

Информационные технологии также предоставляют возможности для развития личностных и коммуникативных навыков одаренного ребенка

Слайд 14

Возможности для общения в сети Интернет разнообразны: электронная почта, форумы, социальные сети и так далее. Анализ практического опыта работы с детьми, обучающимися в МБОУ гимназии, показывает, что они используют ресурсы сети Интернет для: удовлетворения базовой потребности в общении и самопрезентации ; решения задач обучения (например, оперативной и систематической связи с преподавателями). ознакомления заинтересованных людей со своими интересами и идеями или поиска единомышленников, установления контакта со специалистами и обмена мнениями по интересующему его вопросу; общения в процессе работы над учебным заданием или внешкольным проектом в сотрудничестве с другими участниками.

Слайд 15

Таким образом, с помощью информационных технологий создаются творческие площадки , на которых одаренные дети имеют возможность реализовать свои способности, освоить сами информационные технологии, поделиться своим творчеством с другими пользователями Интернета . Формирование и расширение с помощью ИКТ открытого медиа-пространства позволяет установить эффективное взаимодействие одаренных детей, родителей и различных специалистов (педагогов, социальных работников, психологов) при решении актуальных вопросов воспитания, обучения и развития одаренных детей.

Слайд 16

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как один из способов использования коучинг-метода в работе с одаренными детьми.

Учитель-коуч, используя  систему  «волшебных»   вопросов, побуждает  ребенка  к  творчеству,  продумывает  индивидуальный  маршрут  его...

Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.

Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает, эффективнос...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Возможности использования европейского опыта работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС ОО в России

Данная работа основана на применении системного метода, теоретического анализа печатных  источников, анализа данных официальной статистики, контент-анализа документов, сравнительного анализа мате...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...

Использование приемовТРКМЧП в работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Статья является попыткой осмысления пути раскрытия и развития одаренных детей, примененяя технологию развития критического мышления через чтение и письмо....