Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.
статья по теме

Воробьева Светлана Алексеевна

Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает, эффективность использования дистанционных технологий обучения как  одной из форм организации работы  с одаренными детьми.

Ключевые слова: информационные технологии обучения, дистанционные технологии,  электронный образовательный курс, одаренные дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.

Не существует достоверных тестов на одаренность. Способности ученика  проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой самостоятельной поисковой или исследовательской деятельности.

А. Н. Колмогоров

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Жажда открытия, стремление узнать, найти, исследовать появляются у учеников уже в начальной школе. Часто можно встретить таких учеников, которым неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется наукой и техникой, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска,  помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

·  креативности- готовности к созданию новых идей, творческому решению задач;

·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей - они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

·        развитие творческих способностей на уроках - первым помощником является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.;

·      развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

·        создание условий для всестороннего развития одаренных детей - добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Направляя на деятельность  самообразования, говорю ученикам о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

Из вышесказанного следует, что для поддержания творческого потенциала ребенка, развития его познавательной активности, креативности мышления, нужно увлекать ребенка процессом учения, предлагать ему добывать знания самостоятельно. Поэтому использование дистанционных технологий обучения, направленных  на каждого  ученика,  можно рассматривать как одну из возможных форм работы с одаренными детьми.

Компьютерной грамотность, информационная компетентность, умение работать с ресурсами глобальной сети Интернет, быстро находить нужную информацию  – это требования, предъявляемые к выпускнику школы. Поэтому предмет “информатика и информационные технологии” – один из важнейших в школьной программе обучения. Психологи утверждают, что  обучение происходит по спирали. Поэтому, чем раньше ребенок познает основы информатики и будет с компьютерными программами на “ты”, тем успешнее будет сам процесс обучения и лучше его результат.

В 2011 учебном году на Тульском школьном портале я разработала электронный обучающий курс “Информатика 6 класс” (http://moodle.tulaschool.ru/course/view.php?id=22).

В 2011-2012 учебном году я получила 5 класс. Дети этого класса изучают информатику, начиная со 2 класса (0, 5 часа в неделю,  факультативный курс “Я изучаю информатику”).  Среди учеников я выделила 6 учащихся, которые проявляли интерес к предмету, задавали вопросы по информатике, выполняли предлагавшиеся мини-проекты, еще обучаясь в начальной школе  (составьте кроссворд, напишите сочинение и др.),   и предложила дистанционное обучение на тульском школьном портале.

Предлагаю познакомиться с моим дистанционным курсом.

Построение курса:

  1. Инструктивный блок – как работать с курсом, содержится архив используемых программ.
  2. Информационный блок – содержит учебные элементы (лекции, интерактивные учебные модули, наглядные приложения в форме презентаций, обучающие практические работы, словарь компьютерных терминов, занимательный материал)
  3. Контролирующий блок – практические  и тестовые задания с различными видами контроля.
  4. Коммутативный блок – форум  для общения участников курса.

Как построено дистанционное обучение? Учащиеся 5 класса еще малы для того, чтобы полностью спланировать и организовать свою деятельность, распределить время для изучения тем, выполнения заданий. Поэтому

- мы вместе определяем сроки изучения – учимся деятельности самообразования.

- проводим мини-уроки-консультации – для обсуждения изученного.

- организуем работу в мини-группах – для организации дискуссий, выполнения сложных (конкурсных и олимпиадных) заданий.

-организуем индивидуальную работу – для выполнения творческих заданий,  индивидуальных  проектов.

Почему можно утверждать, что работа с моим электронным образовательным курсом способствует развитию творческих способностей учеников?

  1. Обучение является опережающим – материалы дистанционного курса расширяют, углубляют знания учащихся. Отдельные темы выходят за рамки курса информатики 5 класса. Лекционный и практический материал содержит проблемные вопросы (например, Может ли компьютер заменить человека? Кто умнее: человек или компьютер?),  ответы на которые  учащиеся сначала  обдумывают самостоятельно, а затем обсуждают на уроках-консультациях.
  2. Обучения происходит на высоком уровне сложности. Человек не может запомнить все сразу. Знания должны накладываться одни на другие, возникать связи между уже усвоенным и изучаемым. Именно поэтому  я предлагаю возвращаться к одним и тем же темам на разных этапах обучения, совершенствовать умения и навыки.
  3. Знание языка программирования – необходимое условие овладения школьным предметом информатика. Я являюсь представителем комиссии по проверке олимпиадных работ и  наблюдаю тенденцию уменьшения количества учащихся, умеющих  решать задачи на языках программирования. Это связано с тем, что значительно сократилось количество учебного времени, отводимого на изучения программирования, а в некоторых школах и вообще этого нет в программе изучения. Решение задач способствует развитию логического и абстрактного мышления, умению создавать алгоритмы для исполнителей и реализовывать их с помощью языка программирования, критически оценивать полученные результаты. Во всех технических ВУЗах изучаются языки программирования. Я считаю, что достаточно знать структуру, организацию и возможности одного из них,  и это поможет написать программу на другом, используя его синтаксис. В связи с этим считаю возможным и необходимым научить “умненьких детишек” писать несложные программы на компьютере. Для своего курса я выбрала язык программирования для начинающих – Qbasic и его графические возможности.  
  4. Выполнение творческих проектов способствует развитию самостоятельности, творчества и креативности. Учащимся предлагается  выполнить три мини проекта:
  1. Изображение достопримечательностей города Тулы с использованием оператора  DRAW.
  2. Пейзаж средствами графических операторов языка Бейсик.
  3. Натюрморт средствами графических операторов языка Бейсик.

Выполненный проект оценивается  по двум критериям: техническое выполнение и творческий подход.

-  Формирование устойчивого интереса к предмету. Деятельность становится увлекательной, если она приносит положительные эмоции. Яркая эмоциональная окраска  процесса обучения  - это достижение высоких результатов участия в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. В ноябре 2011 года участники дистанционного курса приняли участие во Всероссийском конкурсе-олимпиаде  “КИТ”,  в октябре 2012 года Воробьева Анастасия стала победителем районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и математике, Никоноров Иван – победитель по информатике и призер по математике, Борисов Роман – призер  по информатике и математике.

С какими проблемами я столкнулась при использовании дистанционного обучения для работы с одаренными детьми?

1. Материально-техническое оснащение. – Не у всех детей есть подключение к сети Интернет, поэтому  приходилось выполнять задания, используя ресурсы компьютерного класса. А это не всегда удобно в связи с большой загруженностью кабинетов.

2. В результате работы с курсом стали возникать  замечания к содержанию, наглядности, структуре, т.е. появляется необходимость внесения корректив в созданный ЭОК.

3. При использовании наглядного материала возникла проблема качества изображения, т.е. возникают вопросы к технической стороне организации дистанционного обучения, к разработчикам системы Moodle.

4. Увидеть, выявить  одаренных детей и создать условия для их всестороннего развития, заинтересовать их и поддерживать этот интерес к предмету.  

Закончить свои размышления хотелось бы словами  Аристотеля   “Ученик – это не сосуд, который  надо наполнить, а факел, который нужно зажечь…”

Литература.

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
  2. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. - СПб.: Астерион, 2008
  3. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров ; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2009.
  4. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2008. - №36.
  5. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. - Уфа, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

Проектная методика как одна из форм работы с одаренными детьми

Работа, посвященная использованию методу проектов при работе с одаренными детьми....

Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми

Методические приемы технологии развития критического мыщления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одаренных обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления ...

Создание газеты как одна из форм работы с одаренными детьми

Издание газеты – это форма работы, синтезирующаая обучение и творчество....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...