Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми
статья по литературе на тему

Гиниятова Наталья Аркадьевна

Методические приемы технологии развития критического мыщления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одаренных обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления и  поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии развития критического мышления

в работе с одаренными детьми

        Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Поэтому нам, педагогам, чтобы сохранить и развивать одарённость каждого ребенка в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к детям, их особенностям, способностям. В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию  урока. В современной школе для такой работы есть все необходимые условия. Учитель должен верить, что каждый ребенок одарён, но по-своему, и идти к конечной задаче – предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Возможности русского языка и литературы для работы с одарёнными школьниками безграничны. Познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, оригинальность мышления – важнейшие качества, отличающие творческую личность от посредственного человека. Умение обучающегося объективно оценивать свои и чужие мысли,  формулировать и аргументировать их, в процессе речи проверяя  состоятельность, можно назвать критичностью ума. Это качество мышления развивает способность сопоставлять внешнюю информацию с имеющимися у подростка знаниями, вырабатывать решения о том, что использовать безусловно, что подвергать сомнению и проверять дополнительной информацией, а что и вовсе отвергнуть. Критическое мышление – это сплав умений действовать самостоятельно, активно, конструктивно. Сегодня учитель  в современной школе   - это высокопрофессиональный педагог, использующий  в своей работе   такие методы и приемы, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Ведущим приемом технологии является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой темы – кластеров. Качественнее запоминается материал, скомпонованный по условным категориям. Возникающие в ходе урока мысли и полученная информация уже не громоздятся, а целенаправленно располагаются в определенном порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем при обычной устной подаче материала. Работа может вестись индивидуально, в группах, отдельными учениками у доски, по всей теме, или по отдельным смысловым блокам. Важным моментом является презентация  новых кластеров. Задача приёма не только в систематизации материала, но и в установлении причинно-следственных связей между основными понятийными категориями темы. Другой прием, который часто используется на наших уроках - это технология проблемного диалога. Технология проблемного диалога направлена на формирование навыков решения проблем (регулятивные УУД), ведения диалога (коммуникативные УУД), умения извлекать требуемую информацию, делать выводы (познавательные УУД), осуществлять нравственную оценку ситуации (личностные УУД).  В основе этой образовательной технологии лежит обсуждение проблемной ситуации, принимая во внимание неоднозначность еще решения. Учитель создает проблемную ситуацию, организует учебный диалог, предлагая заранее подобранные вопросы для обсуждения, помогает учащимся определить пути решения проблемы, поиска необходимой информации, подбирает задания по применению новых знаний.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления обучающихся. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Широко распространен такой прием, как постановка вопросов к тексту произведения. Это умение легко позволяет учителю оценить степень знакомства с изучаемым материалом. Подобные уроки можно проводить в форме пресс-конференций, когда ученики самостоятельно задают и отвечают на вопросы по тексту. На стадии рефлексии традиционно уместен   зачет,  вопросы к которому могут быть сформулированы обучающимися. В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются не только как творческое размышление по поводу, но и как самостоятельная попытка систематизации материала, высказывание своих идей в краткой тезисной форме. Подобные приемы используются на стадии и осмысления, и закрепления материала. Известно, что порой навыки письменного высказывания обучающихся оставляют желать лучшего. Замечая, что одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, и что эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны, учитель может разнообразить работу по развитию речи включением задач по поиску аналогий, Умение видеть связь между разными явлениями, событиями, возможно, далекими по содержанию, развивает легкость ассоциаций, помогает увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней информацию. Примером такой работы может служить приём «Выглядит как…», «Звучит как…». В его основе лежит деятельность учащихся по подбору зрительных или слуховых ассоциаций, возникающих при осмыслении изучаемой темы. Метафоричная природа данного приёма существенно развивает образное мышление обучающихся, позволяет одновременно смелее и выразительнее передать возникающую чувственную реакцию юных читателей. Одним из ведущих приёмов технологии РКМ является синквейн – несложное речевое упражнение, активно используемое в рамках исследования литературно-художественного материала. Синквейн используется на уроках в качестве инструмента для синтезирования и систематизации информации. Составление синквейна является формой своеобразного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

        Методические приёмы технологии развития критического мышления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одарённых обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления и поддерживать устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы.

Список использованной литературы

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков. – М., 1998.

2. Бурлинская Г.В. Одаренные дети / Г.В. Бурлинская, В.М. Слуцкий. – М.: Прогресс, 1991.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М., 1999.Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образованият


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

"Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся".

В статье описывается современная педагогическая технология развития критического мышления. Представлены примеры использования приемов ТРКМ на уроках МХК и краеведения. Приведена таблица формирования р...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Метод проектов как технология развития критического мышления в работе с одаренными детьми

Особенности работы с одаренными детьми - научным потенциалом страны.Роль учителя в учебном процессе неоспорима - уметь поддержать и максимально раскрыть способности ученика. Важная проблема -  со...

Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми

                                            «Кто не владеет техникой какого-н...