Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми
статья (5 класс)

Журавлева Наталья Владимировна

                                              «Кто не владеет техникой какого-нибудь

                                              искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет

                                              способен создать что-нибудь  выдающееся»

                                                                                                          /И.В.Мичурин/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zhuravlevoy_n._v.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии развития критического мышления

в работе с одаренными детьми

Журавлёва Наталья Владимировна,

учитель математики МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М.Яналова»

 п. Сернур, Республика Марий Эл

 natasha_zhuravleva_1980@mail.ru

                                                       

                                              «Кто не владеет техникой какого-нибудь

                                              искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет

                                              способен создать что-нибудь  выдающееся»

                                                                                                        /И.В.Мичурин/

        Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Поэтому нам, педагогам, чтобы сохранить и развивать одарённость каждого ребенка в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к детям, их особенностям, способностям. В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию  урока. В современной школе для такой работы есть все необходимые условия. Учитель должен верить, что каждый ребенок одарён, но по-своему, и идти к конечной задаче – предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Возможности математики для работы с одарёнными школьниками безграничны. Познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, оригинальность мышления – важнейшие качества, отличающие творческую личность от посредственного человека. Умение обучающегося объективно оценивать свои и чужие мысли,  формулировать и аргументировать их, в процессе речи проверяя  состоятельность, можно назвать критичностью ума. Это качество мышления развивает способность сопоставлять внешнюю информацию с имеющимися у подростка знаниями, вырабатывать решения о том, что использовать безусловно, что подвергать сомнению и проверять дополнительной информацией, а что и вовсе отвергнуть. Критическое мышление – это сплав умений действовать самостоятельно, активно, конструктивно. Сегодня учитель  в современной школе   - это высокопрофессиональный педагог, использующий  в своей работе   такие методы и приемы, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. 

    Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

   Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления обучающихся. В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются не только как творческое размышление по поводу, но и как самостоятельная попытка систематизации материала, высказывание своих идей в краткой тезисной форме. Подобные приемы используются на стадии и осмысления, и закрепления материала.

    На мой взгляд, ТРКМ школьников наиболее эффективно может быть реализована в среднем звене при решении текстовых задач. И уже, начиная с 5 класса, можно вовлечь учащихся в проектную деятельность.

 Пример 1. Урок в 5 классе. Тема урока: Задачи на части

Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, м/жира и сахара, чтобы приготовить1кг мороженого?

Стадия 1: Вызов. Наработка различных версий: как можно решить задачу.

  Краткая запись условия задачи (как в начальной школе)

         Вода – 5 частей

         Жир – 2 части           1 кг

         Сахар – 3 части

А если схему изобразить таким образом?

       Вода

       Жир                    1000г

       Сахар

- Предлагают очевидные пути решения задачи.

Стадия 2. Осмысление нового материала. Наибольший эффект достигается при решении задач по традиционной методике от простого к сложному.

   Вопросы на обсуждение:

-Какая из предложенных в учебнике задач подходит под эту модель?

-Сформулируйте условия нескольких задач, походящих под эту модель.

Одно число в 2 раза больше другого, но в 3 раза меньше третьего. Сумма чисел равна 27. Найдите эти числа.

-Является ли эта задача задачей на части? Докажите!  

-Самостоятельно постройте  модель и продумайте алгоритм решения задачи.

Стадия 3. Размышление. На этой стадии  можно подкинуть и такую задачу:

В двух банках 5 л молока. Когда в одну банку добавили 1 л, то в ней стало в 2 раза больше молока, чем в другой. Сколько молока было в каждой банке?

- Является ли эта задача задачей на части? Подумайте, как можно ее решить?

Творческое домашнее задание:

-Придумайте задачу на части, запишите ее условие, схему и решение.

-Подумайте над усложнением задачи.

        Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

    Методические приёмы технологии развития критического мышления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одарённых обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления и поддерживать устойчивый интерес к изучению математики.

   

Список использованной литературы

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков. – М., 1998.

2. Бурлинская Г.В. Одаренные дети / Г.В. Бурлинская, В.М. Слуцкий. – М.: Прогресс, 1991.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М., 1999.Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

"Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся".

В статье описывается современная педагогическая технология развития критического мышления. Представлены примеры использования приемов ТРКМ на уроках МХК и краеведения. Приведена таблица формирования р...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...

Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми

Методические приемы технологии развития критического мыщления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одаренных обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления ...