методическая разработка "Тема природы в лирике А.С.Пушкина"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Шабалина Тамара Мисаховна

Особенности лирики Пушкина, его стихи о природе в разные периоды жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_prirody_v_lirike_pushkina_9_kl.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – семинар по литературе в 9 классе

Тема урока: Образ природы в лирике А.С.Пушкина

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей

Задачи урока:  * закрепить навык анализа стихотворного текста;

  • Овладение учащимися художественного образа, выразительными средствами языка;
  • Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина;
  • Воспитывать интерес  к разным видам искусства.

Пушкин! Он и в лесах не укроется,

Лира выдаст его громким пением…

                                  А.А.Дельвиг

                                                    Ход  урока

  1. Оргмомент
  2. Завязка урока.

- Посмотрите внимательно в окно. Какие строчки из стихов приходят на память, когда вы смотрите на этот пейзаж?

- Кому из поэтов принадлежат эти строки?

Вступительное слово учителя

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника или композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. « В ней есть душа, в ней есть свобода», - это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник для поэтов, художников, композиторов и, быть может, для нас с вами.

       Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.

                                     Я с Пушкиным не разлучаюсь,

                                     Жить без него я не могу.

                                     Его читаю – наслаждаюсь,

                                     Смакую каждую строку.

                                     И мне становится милее

                                     Родной любимый уголок,

                                     Душе становится теплее

                                     От пушкинских волшебных строк.

Эти строчки принадлежат поэту  А.Грицунову. И пусть вам тоже станет теплее от удивительных стихов А.С.Пушкина.

  1. Выступление учащихся с сообщениями.

Учитель:

- Принципы изображения природы в лирике Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приёмы воплощения пейзажа в лирических стихотворениях.

Работа в тетрадях: запись темы, составление таблицы

Период творчества

Название  стихотворений

Способ отражения темы

1 группа «Первый период творчества 1817 – 1820 г.»

 В ранней лирике Пушкина пейзаж – средство создания фона, на котором изображены чувства лирического героя.

Стихотворение «Деревня» написано в 1818 году. В нём отражены конкретные впечатления от  поездки Пушкина в село Михайловское. Пейзаж точно воспроизводит  окрестности села.

(выразительное чтение 1 части стих – я)

- Какой видит поэт деревню?

- Какие испытывает чувства?

( Здесь всё радует взор: сад и луг, холмы и нивы. Деревня становится приютом «спокойствия, трудов и вдохновенья». В душе пробуждается размышление, зреют «творческие думы»)

   - Что противопоставляет Пушкин описанию прекрасной сельской природы? (картины позорного рабства. Чтение 2 части стих)

«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской литературы и современные идеи декабризма. Это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие.

Запись в тетради, в 3 графе таблицы «Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы. Но «мирной» тишине и покою природы противопоставлен социальный конфликт.

2 группа  «2 период творчества 1820 – 1824. Южная ссылка»)

               Южная ссылка поэта обернулась новыми яркими впечатлениями. Кавказ поразил  своим величием, первозданной красотой. К романтическим стихам Пушкина, содержащим картины природы, относятся «Редеет облаков летучая гряда»…, «погасло дневное светило» (написано ночью на палубе военного брига «Мингрелия»), «К морю».

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» привлекло внимание композитора Римского – Корсакова. Так родился прекрасный романс. Композитор создаёт великолепный образ моря.   (Слушаем романс)

   Не менее прекрасен образ моря и в стихотворении «К морю» (1824)

- Каковы мотивы этого стихотворения? ( мотив прощания: автор прощается с романтизмом, морем, югом)

- Какие средства поэтической выразительности использует поэт в стихотворении?

  • Антитеза: свободная стихия противопоставлена несвободе человека в обществе
  • Метафорические эпитеты, связанные с мотивом «свобода – несвобода».
  • Метафоры («стая кораблей»)
  • Олицетворение ( море – адресат)
  • Метонимия ( «смиренный парус рыбарей»)
  • Перифраз ( «моей души предел желанный»)

Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. Прощаясь со свободной стихией, поэт словно даёт клятву, что не забудет  «торжественной  красы» моря, его «гул  в вечерние часы»,  « и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчёркивая свою приверженность идеалам « вольности святой».

- Посмотрите на иллюстрацию картины художника Репина и Айвазовского «Прощай, свободная стихия» .

- Какие строки Пушкина очень точно передают настроение художника?

Пушкин словами, а художник красками сумели передать порыв души мятежной, свободолюбивой.

( Заполнение таблицы. В основе стихов этого периода традиционный романтический конфликт – неудовлетворённость действительностью. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа – бурная или грозная стихия.)

3 группа «3 период 1824 – 1831. Ссылка в Михайловское, годы скитаний, Болдинская осень»)

В июле 1824 года Пушкин приехал в Михайловское «в далёкий северный уезд». Поэт не сразу осознал, чем станет для него Михайловское, - мучился, вспоминал Одессу. Но именно здесь, в деревне, в уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьёзное дело жизни. В стихотворениях этого времени важнейшее место занимает пейзаж средней полосы России, реалистический пейзаж сознательно противопоставленный романтическому. Часто появляется зимний пейзаж. Стихотворение «Зимний вечер» (1825) – это разговор Пушкина с няней.

- С чем сравнивает поэт бурю? (то со зверем, то с плачем ребёнка)

- Какое настроение у лирического героя?  (оно созвучно настроению природы: состояние обеспокоенности)

В стихотворении «Зимняя дорога» (1826) звучит тихая грусть, одиночество путника, затерявшегося в снежных пространствах. Это состояние лирического героя подчёркнуто описанием окружающего пейзажа.

Основные темы этого периода – общность с природой, гармония.

     ( Заполнение таблицы. Стихи этого времени изображают реалистический пейзаж. Лирический герой чувствует общность с природой, полную гармонию)

4 группа «4 период 1832 – 1836. Философская лирика и лирика природы»

В 1833 году в Болдино поэт написал  стихотворение «Осень». Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. Само увядание природы Пушкин изобразил как могучее проявление жизни.   ( чтение стихотворения)

- Что ценит поэт в осени? ( её прощальную красу)

- С каким чувством Пушкин описывает осень?

- Приведите примеры цитат из стихотворения «Осень», подтверждающие любовь поэта к этому времени года.

_ За что поэт так любит осень? (поэту легко отдыхается в это время года, легко пишется, легко рифмуется)

И пальцы просятся к перу, перо  к бумаге

Минута – и стихи свободно потекут.

Именно осенью он создал свой золотой поэтический фонд. Только за 3 месяца знаменитой Болдинской осени (1830) Пушкин написал около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», 10 главу «Евгения Онегина». Поистине сказались чудодейственное влияние природы и тишина уединения.

   Читаешь стихи Пушкина, невольно хочется увидеть лично рощу в Болдино, « последние листы с нагих…ветвей», ощутить «осенний хлад». Кажется, что осень  в стихах очеловечена, представлена виде живого существа.

  П.И.Чайковский  писал: «Силою гениального таланта Пушкин  вырывается из тесных сфер стихотворничества в бесконечную область музыки. В самом Пушкинском стиле есть что – то, проникающее в самую глубь души. Это что – то и есть музыка».

  • Учитель читает стихи:

Тихо – тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это – музыка торопит

И ведёт нас за собой.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» )

- Какие картины вы представили, когда звучала музыка?

- Какие строчки из стихотворения Пушкина созвучны этой музыке?

-Какое настроение навевает музыка?

Да. Ребята, эта музыка не только об осени, о расставании с летом, но это и задумчивое, печальное настроение у человека. В мелодии преобладают грустные интонации. В ней пейзаж и настроение человека соединились воедино.

П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть осени.

 Композитор писал: «Каждый день отправляюсь на далёкую прогулку, отыскиваю где – нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта»…

- Ребята, а какое впечатление произвело на вас стихотворение «Тихо – тихо сядем рядом»…? (текст стихов у каждого ученика)

- Было ли оно для вас новым, или вы уже встречали подобное?

- Как вы считаете,  уместным ли оно было перед звучанием «Осенней песни» П.И.Чайковского?

- Подготовило ли это стихотворение к восприятию музыки?

- Какие образные средства помогают почувствовать вкус стихотворения? (метафора и олицетворение)

Очень часто музыка и стихи не только дополняют друг друга, но и звучат в одной тональности.  Так звучат в одной тональности стихотворение Пушкина «Осень» и «Осенняя песня» П.И.Чайковского.

Музыка, как и поэзия, рисует нам картины, заставляет трепетать сердца, грустить и плакать.

О том , как музыка воздействует на человека, написал в своём стихотворении английский поэт - романтик,  друг лорда Байрона, Перси Биши Шелли.

Музыка

Умолкли музыки божественные звуки,

Пленив меня на миг своим небесным сном.

Вослед моей мечте я простираю руки, -

Пусть льётся песня вновь серебряным дождём:

Как выжженная степь ждёт ливня и прохлады,

Я СТРАСТНО ЗВУКОВ ЖДУ, ИСПОЛНЕННЫХ ОТРАДЫ!

О гений музыки! Растёт тоски волна!

Пошли созвучий мне живое сочетанье:

Я свежий кубок твой не осушил до дна.

Я в сердце не убил безбрежное страданье!

Ещё, ещё молю!  Как шумный водопад,

Пошли мне звонких струй блистательный каскад!

Фиалка нежная тоскливо ждёт тумана,

Чтоб чашечку её наполнил он росой,

Так точно жажду я минутного обмана

Созвучий неземных с их дивною красой.

И вот они звенят… Я с ними вновь сливаюсь…

Я счастлив… Я дрожу… Я плачу… Задыхаюсь…

- Что испытывает лирический герой, слушая музыку?

- Как поэт называет музыку?  (божественные звуки, созвучий живое сочетанье, звонких струй пленительный каскад и т.д.)

- С чем автор сравнивает ожидание музыки?

- Назовите глаголы, которые передают настроение ожидания.

- Какие строчки созвучны с вашим настроением?

Обратите внимание: стихотворение написано в 19 веке. И век другой, и поэт другой национальности, а восприятие музыки одинаково. Когда мы смотрим на пейзаж или читаем стихи, то можем услышать музыку. Ведь у музыки тоже есть свои краски.

Пушкинский стиль отличался большой музыкальностью, которая привлекала композиторов. «Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки», - писал композитор А.Н.Серов.

       События личной жизни поэта, родная природа, грустные размышления о быстротекущей жизни – всё, что волновало Пушкина в последние годы жизни, нашло отражение в стихотворении «…Вновь я посетил…» (1835). Уже в начале стихотворения поставлена жизненно важная проблема: непрерывное обновление – закон природы.

Уж десять лет прошло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я…

… Молодость позади, она прошла в ссылке, в тихом и скучном Кишинёве, в шумной Одессе, на берегу Чёрного моря, в глухом Михайловском.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Кажется, не изменился лишь сельский пейзаж: то же озеро, те же вокруг «рассеяны деревни», те же «три сосны стоят». Но это обманчиво. Вечное обновление происходит и в природе.

… Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась.

Зелёная семья: кусты теснятся

Под сенью их, как дети…

В стихотворении мастерски нарисована картина. В центре её – старые деревья… Корни сосен «устарелые», молодая разросшаяся роща названа «семьёй», кустарник сравнивается с детьми.

Поэт приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое», не огорчаясь тем, что не увидит его «могучий поздний возраст». «Племя» - это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей. Недаром поросль сравнивается с детьми, не случайно в заключительных строках появляется образ внука, который «услышит… приветливый шум» деревьев и «вспомянет» о поэте.

       ( запись в тетради, таблица )

Период творчества

Название стихотворения

Способ отражения темы

1818 - 1820

«Деревня»

Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы. Но «мирной» тишине и покою природы противопоставлен социальный конфликт

1820 - 1824

«К морю»

«Погасло дневное светило»

«Редеет облаков летучая гряда»

 В основе стихов этого периода традиционный романтический конфликт – неудовлетворённость действительностью. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа – бурная или грозная стихия.)

1824 - 1831

«Зимний вечер»

«Зимняя дорога»

. Стихи этого времени изображают реалистический пейзаж. Лирический герой чувствует общность с природой, полную гармонию)

1831 - 1836

«Осень»

«Вновь я посетил…»

Природа как философская тема. Бессмертная, но неразумная природа противопоставлена разумному, но обречённому на смерть человеку

                                                                 

Развитие пейзажной лирики А.С.Пушкина – это движение от классицизма через романтизм к реализму. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

  1. Заключительное слово учителя

Когда – то Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». Стихи, музыка и живопись помогают нам открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы.  В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.

  1. Итог урока:
  2. Используя приём «Синквейн», ученики пишут небольшое стихотворение о природе А.С.Пушкина.
  • Кто? Что? 1 существительное. Природа
  • Какой?       2 прилагательных
  • Что делает?  3 глагола
  • Что вы думаете о теме?  Фраза из 4 слов
  • Кто? Что? Новое значение темы. 1 существительное

Пример получившегося стихотворения:  ( правда, поэты из нас не получились)

                           Природа

       Прекрасная           Свободная

Восхищает,  вдохновляет,  успокаивает

      Пушкин любил мир природы.

                       Вдохновение

  1. Домашнее задание: Выучить любимое стихотворение А.С.Пушкина

На уроке литературы я  использовала музыку и живопись, так как эти виды искусства более других нам доступны. И композиторы, и художники во все времена воспевали природу, поэтому подобрать соответствующий материал было несложно. Стихи Пушкина А.С. в сочетании с живописью и музыкой зазвучали наиболее ярко, красочно, проникновенно и образно.

      Для включения в урок литературы других видов искусства я выбрала 2 стихотворения, посвящённых музыке: стих. неизвестного автора « Тихо – тихо сядем рядом» и стих. английского поэта « Музыка». Стихотворение «Тихо – тихо сядем рядом» приглашает послушать звуки осени, подготавливает ребят к восприятию музыки.

 Стихотворение «Музыка» анализируется после прослушивания музыки Чайковского «Осенняя песня». В нём говорится о том, как музыка воздействует на человека.

 Оба стихотворения очень эмоциональны, хорошо вписываются в тему урока и не мешают пониманию изучаемого материала. Наоборот, эти стихи  помогают лучше понять связь между разными видами искусства и их влияние на человека.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина».

Показать любовь поэта к родной природе, глубокую человечность и задушевность его отношений с близкими; дать представление о стихотворной строфе, дополнить знания об эпите­те и авторском отношении ...

Урок литературы в 9 классе по теме "Природа в лирике А.С.Пушкина"

На данном уроке учащиеся совершают заочную экскурсию по заповедным Пушкинским местам, знакомятся с красотой пейзажей этих мест, которые оказали огромное влияние на поэта. Красоту русской природы ...

Открытый урок по литературе "Картины зимней природы в лирике Пушкина"

Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе ставит своей целью лингвостилистический анализ стихотворения А.С. Пушкина  "Зимний вечер". Применяются компетентностно-ориентированн...

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...

Природа в лирике А.С.Пушкина

Сценарий внеклассного мероприятия...

«Единство красоты природы и красоты души в лирике А.С.Пушкина».

"Красота природы  красота души в лирике А.С.Пушкина" (конспект урока)...

Конспект урока по теме " Природа в лирике А. С. Пушкина"

Конспект урока по теме "Природа в лирике А.С .Пушкина"...