Рабочая программа по русскому языку и литературе 8класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Шабалина Тамара Мисаховна

Рабочая программа по русскому языку и литературе 8класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 8_klass.zip73.63 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

(стандарты)

ЗУН

Домашнее задание

Дата

1

Вводный. Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы

Изучение нового материала

Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя

Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства;

Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ,

Знать основные жанры УНТ;

Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни»

2

Устное народное творчество. Русские народные песни

Изучение нового материала.

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни.

Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Выучить народную песню наизусть, с.9-10

3

Частушка как малый песенный жанр

Изучение нового материала.

 Тематика и поэтика частушки. Особенности художественной формы

Знать: тематику и поэтику частушки

Уметь: отличать частушку от других песенных жанров

Записать (или сочинить) по

2-3 частушки на школьную тему

4

Предания .

 «О Пугачеве»,

«О покорении Сибири Ермаком».

Изучение нового материала.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.  Особенности содержания и художественной формы

Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.

                             Тексты песен.

Стр.17  подготовить задания

5

Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра  Невского»

Изучение нового материала.

Житийная  литература  как  особый  жанр древнерусской  литературы. «Житие Александра  Невского»  (фрагменты). Защита  русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы;

Знать закономерности  произведений словесного искусства народа нашей страны;

Подготовить сообщение о житейной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопросы1-5 .

6

«Повесть о Шемякином суде».

Урок внеклассного чтения

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, герои Проблемы современности в повести.

Понятие  идейно-художественного содержания повести;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении;

Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ,  

7

Из литературы 18века

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены)

Изучение нового материала.

Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина

Знать: понятие о комедии и о построении драматического произведения, понятие сатиры и её роли в художественном произведении.

Уметь: выделять в тексте произведения основные проблемы и логически их обосновывать.

Подготовить сообщение «Образы героев комедии Д.И.Фонвизина»

8

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Комбинированный

Понятие о классицизме

Знать: понятие классицизма и его особенностей

Уметь: находить черты классицизма в комедии Фонвизина

Закончить конспект стр.74 - 77

9

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Урок развития речи

Знать: текст произведения

Уметь: обосновывать своё мнение о произведении и его героях

Подобрать материал к сочинению

10

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»

Урок развития речи

Знать: текст произведения

Уметь: логически рассуждать, подкрепляя свой ответ текстом изученного произведения

Написать  сочинение

11

Из литературы 19 века

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

Комбинированный урок

Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа

Расширение имеющихся знаний о баснях;

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны;

Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»

12

И.А.Крылов – поэт и мудрец

Урок внеклассного чтения

Анализ басен, выбранных учащимися

Расширение имеющихся знаний о баснях;

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны;

Выучить наизусть понравившуюся басню

13

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. «Смерть Ермака»

Изучение нового материала

Слово о поэте, Понятие о думе, характерные особенности жанра. Думы К.Ф.Рылеева

Расширение литературных знаний: понятие о думе;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Составить вопросы по материалам учебника с. 88 - 93, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака»

14

А.С.Пушкин и история.

Творческая история повести «Капитанская дочка».

Изучение нового материала.

Краткий рассказ о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в литературе. Герои и их исторические прототипы

Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка».  

15

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-5 глав.

Комбинированный

Нравственная оценка личности  героев Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Знать основы сравнительной характеристики героя.

Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым.  

16

Изображение народной войны и её вождя. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Разбор глав 6-12

Комбинированный

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачева, Пугачев как историческое лицо и как художественный образ

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.

Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?»   Прочитать повесть до конца.

17

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести

Комбинированный

Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин

Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события;

Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.

Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?

18

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Семья капитана Миронова. Маша Миронова милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия романа

 Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;

Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия;

Формировать в характере учащихся положительные качества характера.

Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве.

19

«Капитанская дочка» поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы

Урок обобщения и систематиза-ции ЗУН

Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Историзм художественной литературы, реализм, роман (начальные представления)

 

Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;

Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её.

Подготовиться к сочинению

20- 21

Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка»

Урок развития речи.

Написание сочинения

Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;


Повторить все сведения по теме.

22

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

Урок внеклассного чтения

Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в полвести. Композиция повести

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.

Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности.

23

Тема «дружества святого» в стихотворении «19октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)

Комбинированный

Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных

Выучить отрывок наизусть

24

Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Туча»

Комбинированный

Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы

Выучить наизусть

25

Любовная лирика А. С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»)

Комбинированный

История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству

Выучить наизусть

26

Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»

Комбинированный

Слово о поэте. История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Философский смысл эпиграфа. Композиция поэмы

Совершенствование умения анализировать стихотворения;

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы:

1)какова цель побега Мцыри?

2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

3)почему погиб Мцыри?

27

Судьба свободолюбивой личности в поэме Образ Мцыри. Роль описаний природы в поэме.

Комбинированный

Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме

Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,

Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы.

28

Своеобразие поэмы «Мцыри»

Комбиниро-ванный урок

Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри»

Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ;

уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое.

29

Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

Урок развития речи

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.

Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру;

Развивать устную и письменную речь;

Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем.

30

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

Изучение нового материала

Н.В.Гоголь писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре

Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в   русской классической литературе как художественном явлении;

Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181.  

31

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

Комбинированный урок

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках

Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

 

Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия.   Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»?

32

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

Комбинированный урок

Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как нравственное явление

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;;

Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229

33

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

Комбинированный урок

Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа

Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова.

34

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Комбинированный урок

Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе

Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;

Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду, ;

Уметь критически относиться к своим деяниям.

Подобрать материал к предложенным темам сочинений

35

Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Урок развития речи

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.

Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;

Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.

   

Написать сочинение

36

Н.В.Гоголь «Шинель». Гуманистический смысл повести «Шинель»

Внеклассное чтение

Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и «маленького чело века». Авторское отношение к герою и событиям

Знать: кратко биографию писателя, его творчество, текст повести «Шинель»

Уметь: анализировать текст.

Подготовить сообщение о М.Е.Салтыкове - Щедрине

37

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Изучение нового материала

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе

Знать: кратко биографию писателя, его творчество; понятия «аллегория», «гипербола», «фантастика», «гротеск»

Уметь: находить примеры гипербол, гротеска; отвечать на вопросы

Прочитать рассказ Лескова «Старый гений»

38

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Изучение нового материала

Слово о писателе. Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

нать: кратко биографию писателя, понятия»рассказ», «художественная деталь»

Уметь: : самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи; самостоятельно  формулировать вопросы по тексту

Выписать из текста крылатые выражения, поговорки

36

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

Изучение нового материала

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа

Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать  ТЕКСТ;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором.

37

Автор и рассказчик в произведении. Композиция рассказа.

Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Комбинированный урок

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа

Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.


Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести Толстого «Хаджи Мурат». Написать план сочинения на одну из тем:

1)утро, изменившее жизнь

2)полковник на балу и после бала

3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании?

38

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество

Урок внеклассного чтения

Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести

 Перечитывание главы «Новый взгляд» (определение ее кульминационного значения); пересказ глав 11-16 (переходный возраст), главы 1 9 (отрочество); самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения (глава «Старший брат»); сопоставление главы «Отрочество» с другими главами, определение ее отличий (в чем отрочество, с точки зрения Л.Н.Толстого, отличается от детства?)

Подготовить сообщения о Тютчеве и Фете

39

Поэзия родной природы второй половины 19 века

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Майков

Урок развития речи

Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева (стихотворение «Осенний вечер») и А.А.Фета («Первый ландыш»), А.Н.Майков»Поле зыблется цветами»

Умение анализировать лирический текст;

Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

Подготовить презентации «Природа моего края»

40

А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье.

Комбинированный урок

Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений)

Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

42

И.А.Бунин. слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

Изучение нового материала

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя

Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Иллюстрации о быте и природе Кавказа.

Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «куст сирени» Куприна

43

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Изучение нового материала

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле

Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа;

Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;

Ответить на вопросы: можно ли считать рассказ «Куст сирени» произведением о любви? Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения (ведь они обманули старого преподавателя)?

44

Р/р Сочинение «Что значит быть счастливым?» (по рассказам Бунина и Куприна)

Урок развития речи

Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа.

45

Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

Урок внеклассного чтения

Умение выявлять способы характеристики героев автором;

Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа;

Бережно относиться к своим близким.

Сочинение  с иллюстрациями «Чтобы людям было уютно со мной»

46

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.

Изучение нового материала

Сообщения учащихся, «Россия». Образ России и её истории. аналитическое чтение  цикла «На поле Куликовом».

Углубление литературных знаний ;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.

Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами, предложенными на с. 112 учебника.  .

47

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

Изучение нового материала

Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление)

Углубление литературных знаний;

Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою; анализировать  фрагменты поэмы, сопоставлять с историческими преданиями и романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы.

48

И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

Урок ознакомления с новым материалом

Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству.

Знать: кратко биографию писателя

Уметь: сопоставить художественное произведение с документально – биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)

Прочитать рассказ Осоргина «Пенсне»

49

М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

Урок ознакомления с новым материалом

Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание

Знать: биографию писателя, своеобразие рассказа «Пенсне»

Уметь: анализировать текст, находить в тексте метафоры и олицетворения.

Выборочно пересказать текст

50

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

Урок внеклассного чтения

Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности

Знать: какие художественные приемы создают юмористическое освещение прошедших событий; какие художественные средства помогали сатириконцам рассказать об исторических событиях юмористически

Стр. 125 выполнить задания «Развивайте дар слова»

51

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»

Урок ознакомления с новым материалом

Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»

Уметь: понимать юмор и сатиру в художественном произведении

Стр. 135 Вопросы и задания

52

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

Урок ознакомления с новым материалом

Слово о поэте. Творческий замысел «Василия Теркина», история создания образа главного героя

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование

Уметь: читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы.

53

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

Урок применения знаний и умений

Жанровое новаторство поэмы

Уметь:  видеть жанровое новаторство автора. Совершенствовать  умения анализировать поэтическое произведение;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника)

54

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

Урок применения знаний и умений

Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления)

Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора»

55

Р/р Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Урок развития речи

Составление плана сочинения-описания литературного героя.

Знать: текст изученного произведения

Уметь: анализировать текст

Прочитать рассказ Платонова «Возвращение»

56

А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

59

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.

Урок развития речи

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»),

Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата

Знать: поэтов – песенников, отражающих войну в своих произведениях

Уметь: анализировать текст, слушать и понимать (мотивы, отношение к событиям, глубину эмоционального отклика на события).

Выучить понравившуюся песню наизусть

60

В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Урок применения знаний и умений

Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Знать: биографию писателя, его творчество; понятие «автобиография»

Уметь: составлять план рассказа, устно рисовать (портреты бабушки, учителя), составлять речевую характеристику бабушки

Стр.220 вопросы и задания

61

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Урок применения знаний и умений

И.Анненский «Снег», Д.Мережковский «Родное», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок», Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия». Поэты русского зарубежья о Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение

62

У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

Урок ознакомления с новым материалом

Слово о драматурге. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагедия: основные признаки жанра

Уметь: анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развивать представление о драматическом произведении.

Выразительное чтение по ролям указанных сцен

63

У. Шекспир. Сонеты Шекспира «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский)

Урок ознакомления с новым материалом

Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии

Знать: понятие «сонет», его особенности, сонеты Шекспира.

Уметь:

Прочитать комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»

64-65

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

Урок ознакомления с новым материалом

Слово о писателе. Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы Сатирический образ господина Журдена. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина

Знать: творческую биографию Мольера, начальное понятие о классицизме, историю создания комедии, смысл и образы комедии

Уметь: выразительно читать в лицах и комментировать прочитанное

Подготовить сообщение о Дж.Свифте

66

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»

Внеклассное чтение

Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения

Знать: творческую биографию Д.Свифте

Уметь: читать и комментировать прочитанное

Прочитать В. Скотта «Айвенго»

67 - 68

Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман

Список литературы на лето.

Внеклассное чтение

Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события

Знать: творческую биографию В.Скотта

Уметь: читать и комментировать прочитанное



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...