Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова,11 класс
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_lermontov.pptx281.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работаем по первому направлению тем итогового сочинения 2014-2015 1 . «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Слайд 2

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

Слайд 3

Какими могут быть темы по этому направлению (ВСЁ ПРИМЕРНО!!!) `Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно...` Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова `А что такое счастие ?` Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова `Герой нашего времени` Имя Лермонтова на карте России `Лермонтов и Кавказ`, `Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ...`, ` То сердце, где кровь кипела...` `...Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;... Я думал: жалкий человек Согласны ли вы с утверждением Печорина: ``Один из друзей всегда раб другого...` ? `В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века? 10. Что в имени тебе моём? 11. `Большое видится на расстоянье`. Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова ` Валерик `

Слайд 4

Ещё 24 мая 2011 года был издан «УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА». А в текущем году мы всей страной, всей мировой общественностью обращаемся к творчеству великого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина». Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека…» К 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова проводятся театральные фестивали, издаётся трехтомное собрание сочинений поэта, альбом «Лермонтов – художник» с его акварелями. Союз Дизайнеров России объявил конкурс «Плакат-Открытка» к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Межвузовский конкурс экслибриса «Первые шаги – 2014» также посвящён 200-летию поэта. Министерство культуры РФ инициировало творческий конкурс на лучший сценарий к полнометражному художественному фильму о великом русском поэте, участие в котором смогут принять как маститые мэтры, так и малоизвестные авторы. Не случайно и то, что одно из направлений итогового сочинения посвящено юбилею поэта.

Слайд 5

Как готовиться к сочинению по этому направлению? Безусловно, самое главное здесь – хорошее знание фактов жизни М. Ю. Лермонтова и его творчества. Поэтому имеет смысл вспомнить и биографию поэта, и произведения, которые мы изучали в школе. Даю ссылки, по которым вы можете освежить свои знания: http://tvorilife.com/lermontov-mihail-yurevich-biografiya.html ; http://www.mlermontov.ru/zizn_tvorchestvo (краткая биография поэта); http://literature.do.am/publ/12-1-0-76 , http://www.pandia.ru/text/77/28/97450.php (Лермонтов и Кавказ) http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/plm/plm-001-.htm (Имя Лермонтова на карте России)

Слайд 6

Произведения М. Ю. Лермонтова, которые мы изучали в школе Лирика «Бородино» «Парус» «Тучи» «Листок» «На севере диком...» «Утес» «Три пальмы» «Когда волнуется желтеющая нива...» «Молитва» «Ангел» «Осень» «Смерть Поэта» «И скучно и грустно» «Дума» «Поэт» «Родина» «Пророк» «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...» «Расстались мы, но твой портрет...» «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание» «Нищий» «Я жить хочу! Хочу печали...». « Валерик » «Как часто, пестрою толпою окружен...» «Сон» «Выхожу один я на дорогу...» « «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАЙДЁТЕ ЗДЕСЬ: http://ilibrary.ru/author/lermontov/l.%C3/index.html

Слайд 7

Произведения М. Ю. Лермонтова, которые мы изучали в школе Поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» «Мцыри» Роман «Герой нашего времени» ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАЙДЁТЕ ЗДЕСЬ: http://ilibrary.ru/author/lermontov/l.%C3/index.html

Слайд 8

Помните, что темы предложенные ЗДЕСЬ, примерные. На самом сочинении они могут звучать иначе, поэтому важно знать основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова: тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества); тема одиночества (мотив непонятости , усталости и безысходности); тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом); тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души); тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания); тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков ); тема избранности (судьба поэта и его творений).

Слайд 9

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь); разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»); любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»); критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»); трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк »).

Слайд 10

Система подготовки к выпускному сочинению активно разрабатывается учителями. Несколько работ вы можете найти здесь: http://www.proshkolu.ru/user/ninsa/folder/914023 / и здесь: http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn-- p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege . Мы же попробуем рассмотреть самые сложные, на мой взгляд, темы из того, что имеем, например , ` А что такое счастие ?` Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова `Герой нашего времени`

Слайд 11

Сочинение Счастье… Любовь… Кто из нас не задумывался над этими понятиями? Кто не мечтал встретить на своём пути большую любовь, обрести счастье? Любовь и счастье стали предметом размышления и самого великого Лермонтова, и главного героя его знаменитого романа «Герой нашего времени» Печорина. Лермонтов создает удивительно глубокий роман «Герой нашего времени » в последние годы своей недолгой жизни ( 1838 – 1841), в нём рисует портрет своего современника, его мысли, чувства, искания. Печорин размышляет о любви, вернее, о своей неспособности любить по-настоящему. На его жизненном пути встретились прекрасные женщины, достойные и счастья, и любви, но он приносит им лишь беду. Прекрасен образ черкешенки Бэлы. Гордая горянка, влюбившись, полностью растворяется в своём чувстве, любит искренне, беззаветно. Но её любовь обречена: добившись ответной любви, Печорин быстро охладел к девушке, ибо для него « любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой ». В конце повести Бэла погибает от руки Казбича, мне кажется, что для неё , как это страшно не звучит, это избавление: для неё будет трагедией осознание того, что Печорин не любит её, он не раба его, жить способна лишь ради любимого.

Слайд 12

Вот на жизненном пути Печорина встречается девушка-ундина. Героя поражает её красота, он готов на любовное приключение, но встретились два сильных характера, и эта история едва не закончилась для Печорина трагично. Печальна судьба другой героини романа – княжны Мери. Она, в отличие от Бэлы, принадлежит высшему свету. Печорин знакомится с княжной в Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает волочиться за Мери от скуки. Сблизившись с княжной, Печорин, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами. Подтверждением тому служит его исповедь ей о том, что он нравственный калека: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил… Но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней…» Мы чувствуем, что в этих словах есть большая доля истины. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. В любом случае, его душа на какое-то время оживает. Ведь не случайно , видя в глазах княжны ответ на его явную ложь, он испытывает стыд. А позже, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор !» Но герой – противоречивая натура, и он продолжает играть с княжной Мери, несмотря на свои чувства к ней, а возможно, и благодаря им. В итоге Печорин доводит княжну до нервной болезни. В конце концов, герой решает оставить Мери в покое. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.

Слайд 13

Надо отметить , что идеал любви для Печорина – это полная власть над женщиной: «…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь ». Он хотел встретить женщину с сильным характером, но вспомнил, что когда в его жизни появилась такая, они расстались врагами. Может быть, этот момент в романе навеян личными воспоминаниями М. Лермонтова: Е. Сушкова, которую он когда-то любил, отвергла его юным, но влюбилась, когда он, желая спасти друга от несчастного брака, стал ухаживать за ней. Расстались Сушкова и Лермонтов врагами. Была в жизни Печорина женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Мне кажется, что имя её символично. Она его вера в жизнь и в себя. Эта женщина и поняла Печорин , и приняла его, хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла ей самой одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!» А что же Печорин? Он любит Веру как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым…». Но опять же, опомнившись, Печорин решает, что это был глупый поступок, а свои искренние рыдания он выдает за «расстроенные нервы». Отчего-то герой всегда пытается казаться самому себе хуже, чем он есть на самом деле, представить себя хуже, чем есть на самом деле .

Слайд 14

Горько видеть столь несчастливого человека, как Печорин. Страшно ему самому было осознавать, что он приносит другим людям лишь несчастья. Больно от того, что сам великий поэт был в личной жизни несчастливым. Но лермонтовские размышления о любви заставляют нас, молодое поколение двадцать первого века, задуматься над тем, как любить, чтобы быть счастливым самим , приносить счастье любимым, не ломать судьбы других людей. (Работа Хадижат К.)

Слайд 15

Сочинение ( Примерно так пишут эссе) ` В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века? Информационный век… Какое интересное, парадоксальное понятие! Век, когда мы вместо живого общения с друзьями предпочитаем встречи в виртуальном пространстве, в социальных сетях, когда знакомимся не романтически, на улице, на вечере или в метро, а опять в Интернете. Мы теперь не пишем длинных писем, наполненных нашими мыслями и чувствами, мы предпочитаем им звонки по мобильнику или переписку в соцсетях коротеньким, малозначащими фразами… Неужели мы разучились чувствовать? Неужели `в наш век все чувства лишь на срок `? Не хочется верить, что этим афоризмом М. Ю. Лермонтова можно охарактеризовать умение дружить и любить в XXI веке. Я узнала строчку лермонтовского стихотворения! Это стихотворение 1840 года «Валерик». Оно написано на основе реальных событий: военного похода генерал-лейтенанта Галафеева на Чечню, участником которого был поэт. Начинается стихотворение как любовное послание, адресованное вполне конкретной женщине – Варваре Лопухиной, к которой поэт питал весьма нежные чувства до самой смерти. Горько звучат слова поэта о том, что та, которую он помнит всегда, теперь, возможно, к нему равнодушна. Конечно, любовные терзания поэта – не самое главное в этом стихотворении, но его первая часть звучит горько и разочарованно. Не эта ли горечь и разочарование может стать основой для положительного ответа на вопрос: «`В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом М . Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?» Не хочу в это верить!!!

Слайд 16

Да, мы, дети XXI века, более рассудочны, меркантильны, циничны. Мы много и часто говорим о том, чего хотим добиться в жизни: стать известными, состоятельными людьми, сделать блестящую карьеру, добиться материального благополучия и прочее, прочее. Но разве в глубине души мы не мечтаем о большой любви, о верной дружбе?! Разве не хочется нам счастья?! Хочется, ой как хочется!!! Да вот только этот самый информационный век всё больше разъединят людей, всё меньше мы находим живое общение, родственную душу. Оглянитесь! Вслушайтесь! Как много теперь людей одиноких! Как кричат их души о том, что вместо долгого вечера у компьютера они хотели бы краткого мига свидания с единственным, самым дорогим и любимым человеком! Мы завидуем тем, кто нашёл свою вторую половинку, кто счастлив, имея верного друга, кого вечерами ждёт добрая, дружная семья. А ещё этот самый информационный век, этот всеми ругаемый Интернет доказывают нам, что в человеке всегда живёт желание любить долго и счастливо… Как-то раз я забрела на страничку «Стихи. ру » . Как вы думаете, каких стихов там больше всего? Конечно, самая обширная рубрика так и называлась «Современная Любовная Лирика». И знаете, что самое интересное? Там очень мало стихов о несчастной любви. Люди пишут об ожидании любви, восторгаются теми, кого любят, рисуют Любовь как нечто лучшее во Вселенной… Так правда ли, что ` наш век все чувства лишь на срок `? И да, и нет! Люди все разные: кто-то ветреный и легкомысленный, привык по жизни порхать бабочкой, а кто-то, наоборот, серьёзен и в мечтах, и в делах. Но назовите мне такого человека, кто не хочет долгого счастья, верной и преданной любви… Нет таких!!!

Слайд 17

Чуть позже мы продолжим…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К/р по творчеству М.Ю. Лермонтова в формате ЕГЭ (для 10 класса)

В материале представлены как задания типа В, так и задания типа С на материале драмы "Маскарад" и лирики Лермонтова....

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Творческая работа учащегося 11 класса (сочинение) на тему "Творчество М.Ю.Лермонтова"

Анализ стихов, раскрывающих тему назначения поэта и поэзии....

СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)

Данную игру  я  рекомендую  проводить  в  10 классе  после  изучения  творчества  М.Ю.Лермонтова  Цель:  обобщить  знания  по  изу...

Презентация к внеклассному мероприятию по творчеству М.Ю. Лермонтова. "Художественный талант Лермонтова"

 "Художественный талант М.Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве".Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие, приуроченное к юбилейной дате М.Ю. Лермонтова (практиче...

Урок_8 класс_Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (анализ эпизода)

Класс: 8Цели: систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, спос...