Разработка открытого урока по литературе в 7 классе "А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" "
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Иванова Наталья Сергеевна

Разработа урока по литературе 7 класс. Внеклассное чтение  А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7КЛАССЕ

     

Урок внеклассного чтения по творчеству

А.С. ПУШКИНА   «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Октябрь 2014г.

ТЕМА: Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

ЦЕЛИ: -познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»;

-показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;

 -поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка»,

-с литературоведческими терминами в словаре.

ЗАДАЧИ:  -обучать комплексному анализу текста;

-развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;

-воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. Пушкин «Повести Белкина», карточки с характеристикой героев, фильм «Барышня-крестьянка», кроссворд, компьютерная презентация «Жизнь поместного дворянства в 19 веке»

                               

                                                     ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждёт сегодня вас успех,

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

- У нас на уроке  сегодня присутствуют гости.

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора  будет повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

  1. Постановка целей урока.

-Какие цели поставим перед собой?  (Развивать речь, вырабатывать усидчивость, развивать умение анализа прозаического произведения, обогащать словарный запас, будем знакомиться с жизнью поместных дворян 19 века, контролировать свои действия.)

  1. Вхождение в тему.

- Ребята, к нам в гости пришёл А.С. Пушкин. Вы должны внимательно слушать, что он будет нам рассказывать.

Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за вспыхнувшей  эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне.

Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время?

Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо.

Написал около 30 лирических произведений. Замечательно.

Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальере», « Скупой рыцарь». Хорошо.

Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё произведение в прозе.

- Когда были написаны «Повести Белкина»?

- Почему Пушкин не мог выехать из Болдино?

- Какие произведения он написал здесь?

- Что беспокоило Пушкина?

  1. Проверка д/з.

- А теперь выясним, что вы узнали о «Повестях Белкина» самостоятельно. Это было вашим д/з.

- Пушкина беспокоился,  как воспримут повести. Что говорили о «Повестях Белкина» после выхода их в свет?

- Какие повести входят в цикл? (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня-крестьянка).

- Почему цикл так назван?  (Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц)

- Зачем это понадобилось автору ?  (В повестях рассказывается о жизни провинциальных помещиков. Белкин жил с ними по соседству. События происходили на его глазах. Ему больше бы поверили.)

- Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду российской жизни. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе. Пушкин не рассчитывал на успех. Так и появился И.П. Белкин – обобщённый образ писателя, которого  Пушкин наделил своими мыслями. На вопрос своего знакомого: «Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно.

  1. Анализ повести.

- Чтобы начать работать над повестью, нам нужно знать как жили помещики в то время. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом жизни поместного дворянства нам поможет Картукова  Аня. (ПРЕЗНТАЦИЯ)

- Назовите любимые занятия помещиков пушкинской эпохи.(Охота , балы, приглашали в гости на обеды, содержание диких зверей, прогулки в саду).

  1. Узнай героя повести «Барышня- крестьянка»

- А сейчас я проверю,  как внимательно вы прочитали повесть и запомнили героев. Разгадаем кроссворд.

По вертикали.  

  1. Чьё имение находилось в одной из отдалённых губерний (БЕРЕСТОВ)

По горизонтали:

  1. Как называл свою дочь англоман. (БЕТСИ)
  2. Назовите имя молодого барина. (АЛЕКСЕЙ)
  3. Назовите фамилию настоящего русского барина. (МУРОМСКИЙ)
  4. Какое отчество было у Елизоветы?  (ГРИГОРЬЕВНА)
  5. Кто ходил за Лизою? (НАСТЯ)
  6. Кто сплёл Лизе лапти? (ТРОФИМ)
  7. Продолжите «сороколетняя  девица мадам мисс …» (ЖАКСОН)
  8. Как звали отца Алексея?  (ИВАН)

- Кто главные герои повести?  (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).

- Вы назвали главных героев. Дадим им краткую характеристику. На карточках написаны черты характера героя.  Вы должны догадаться кто это и повесить напротив портрета героя.

Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.

Стройный, весёлый, озорной,  весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ  БЕРЕСТОВ.

Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ

Настоящий русский барин, чудоковатый, любит всё     английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.    

Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.                      

  1. Работа с литературными терминами.

- Что такое сюжет в художественном произведении?  (СЮЖЕТ – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в основу произведения)

- Что такое завязка в  художественном произведении?  (ЗАВЯЗКА – это событие, с которого начинается действие в  художественном произведении, влекущее за собой последующие события.)

- Что является завязкой в повести «Барышня-крестьянка»?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим сценку. (стр. 88-89)

- Так что же является завязкой в повести?  (Заинтересованная рассказами Насти об Алексее, Лиза решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» встретить Алексея в лесу)

- Почему она не может иначе увидеть Алексея?  (Их  отцы находятся в ссоре)

- Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)

- Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание?        (Зачитать с.90)

-Как происходит первое свидание Лизы и Алексея?  (Чтение по ролям стр. 91)

- Что привлекает Алексея   в Акулине?  (Её непосредственность, естественность, простота, Загадочность, чистота души).

- Да. Все эти качества привлекают Алексея в Акулине. Она даже не позволяет себя обнять. (Зачитать с.91)

- А каковы современные девушки?  (Раскованы, решительны, могут сами подойти к молодому человеку познакомиться)      

- Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем?  (Они стали встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза испытывает те же чувства.)    

- Так стали развиваться отношения у молодого поколения.

- Как развиваются отношения между родителями?  (Они помирились)

- Как происходит примирение?  (Берестов старший помог Муромскому, упавшего на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)

- Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что  придумала Лиза, чтобы её не узнал Алексей?  (Воспользовалась билилами мадам Жаксон, сделала локоны на тон  светлее, перетянула талия как буква икс)

- Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину. Она показалась ему неестественной, отсутствие простоты).

- Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их)

- Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается?  (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей что он не любит её.)

- Посмотрим как это происходит. ( Просмотр отрывка из фильма – заключительная сцена)

  1. Вывод.

-Итак, любимая Акулина и непривлекательная  Лиза – одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»

- Как вы понимаете данные слова?  Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

- Дома вы нарисовали иллюстрации  Лизы-Акулины. Что вы хотели подчеркнуть в своих героинях.

- Какие черты характера Пушкин ценил в людях? ( Главное, что ценил Пушкин в людях – это простота, ум, живость, естественность. Таких людей Пушкин «награждает» счастьем. Повесть заканчивается счастливо – старшее поколение помирилось, их дети любят друг друга.

  1. Рефлексия  

- А сейчас оценим свою работу на уроке . Вы ставите метку в сектор соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ

- Поему ты выбираешь этот  сектор?

 В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу! (Ученики желают друг другу добра)

И нашим гостям.

Чтобы гости захотели

К нам на урок прийти опять.                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по литературе "И некому было крикнуть о помощи..." Ю.П. Казаков "Тихое утро"

Разработка открытого урока.Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, таких как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку, сострадание.Проектная работа детей - создание презент...

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.

Данная разработка может быть использована   как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы  "Классицизм 18 века"....

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....