Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

  • совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.
  • пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;
  • формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastoyashchim_lyudyam_posvyashchaetsya_b._polevoy.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Настоящая повесть о настоящем человеке

(Борис Николаевич Полевой «Повесть о настоящем человеке» )

Учитель русского языка и литературы Кретинина Е.Ю.

Цели:

  • совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.
  • пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;
  • формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.

Оборудование:

портрет Б.Н. Полевого;

компьютер, проектор,

 экран для просмотра презентации и видеороликов

Ход урока


Мотивация:

  • Здравствуйте, ребята!  Сегодня замечательный мирный день!
  • Вчера мы отмечали праздник. Какой?
  • 70-лет освобождения Брянщины. Состоялись праздничные мероприятия в школе, районе, в которых  вы принимали участие.
  • Какие?
  • Митинг, акция «Поздравление ветерану», Вахта памяти, школьное КТД «Мы помним, а значит, мы живем…», посвященное Курской битве.
  • Я бы хотела включить вас в тему урока просмотром следующего видеоролика.
  • ( ролик о Маресьеве)
  • Я думаю, что вы догадались, о чем  и ком идет речь. А теперь посмотрите на тему нашего урока.
  • Настоящая повесть о настоящем человеке
  • На предыдущем уроке мы с вами начали разговор об удивительной книге  Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
  • Мы попытаемся  ответить на вопрос почему «настоящая» повесть?
  • На этот вопрос мы и постараемся с вами сегодня ответить.
  • Какого человека мы называем настоящим?
  • Давайте обратимся к словарю
  • Настоящий - это?
  • Какой?
  • Подберите слова? (записываем на доске)

  • Словарь Ожегова

  • НАСТОЯЩИЙ, -ая, -ее.
  • 1. Теперешний, происходящий в данное время.
  • 2. Этот, данный.
  •  3. Подлинный, действительный, не поддельный.
  • 4. Действительно такой, какой должен быть; представляющий собой лучший образец, идеал чего-н. Повесть о настоящем человеке.

  • Итак, сегодня мы с вами говорим о не простом произведении.
  • Почему автор назвал так ?
  • Алексей Маресьев, как  мы видим, вернулся в строй, давайте об этом поговорим.

  • Вспомним самое начало повести. Определим место и время действия.
  • -Конец зимы, начало весны. 1942 год. Район Старой Руссы.
  • Сбит самолет, горящая машина падает в центре дремучего заповедного бора.
  • Какой эпизод создаёт первое впечатление о главном герое Алексее Мересьеве? Какие его черты характера выявляются в этом эпизоде?
  • Как характеризует Мересьева сцена с медведем?
  • Движение Мересьева на восток:
  • - В чем обнаруживается мужество Мересьева, твердость характера, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели?
  • - Какие мысли и стремления заставляют лётчика преодолевать все препятствия в своем движении на восток?
  • - Что поддерживает его в трудном пути к своим?
  • - Какие слова лётчика указывают на его уверенность в хорошем исходе дела?
  • - Прочитайте описание природы. Какое значение имеет пейзаж в раскрытии чувств и переживаний героя?

ПОЛЗ 18 ДНЕЙ

  • Кто его первые спасители? (Портреты, речь)

 ЗАЧИТАТЬ ДИАЛОГ

  • Перескажите историю деревни Плавни, подтвердив свой рассказ цитатами

 (что побудило жителей деревни бросить свои дома, землю, скотину, годами нажитое добро и уйти в лесную глушь? Как жили они в подземной деревушке? Как это их характеризует? ) 

КУРИЦА  ПАРТИЗАНКА

  • Как воспринял Мересьев известие о необходимости операции и каково было его душевное состояние после ампутации ног?
  • Расскажите о комиссаре Воробьеве (образ жизни, поведение, черты характера). Что же было источником его неиссякаемой бодрости?
  • Чтение и комментарий эпизода смерти и похорон комиссара.
  • КОГО ХОРОНЯТ? НАСТОЯЩЕГО  ЧЕЛОВЕКА
  • Какую роль сыграл комиссар в судьбе Мересьева?
  • А Василий Васильевич кто такой?
  • Диалог Алексея Мересьева с врачом после госпиталя и санатория.
  • Найдите в тексте авторские ремарки по поводу поведения главного героя и врача.
  • Первый учебный полет.
  • Почему в смертельном поединке с немецким ассом Мересьев одержал победу?
  • Что показывает читателю автор в этом эпизоде?

  • Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом?
  • В чем смысл названия повести?
  • Кто из героев повести может быть назван «настоящим человеком»?
  • Как относится автор к своему герою?
  • Какое впечатление на вас произвела книга? Какие чувства вызвала?
  • что вы знаете об особенностях издания этой книги?
  • Из наших дней примеры?  (Солнечников)

  • Запишите д\з:

  • Написать поздравительное письмо ветерану.

  • Нарисовать иллюстрацию наиболее понравившегося эпизода повести.

  • Написать небольшое сочинение на тему «О чем меня заставила задуматься «Повесть…»

Оценки, выставление и комментирование.

  • - Война закончилась 70 лет назад.
  • Почему же в школьную программу литературы  включаются произведения о Великой Отечественной войне?

  • - Мы, молодое поколение, должны помнить, какой ценой досталась нам победа. Это произведение актуально и в наши дни, есть фильм, опера, стихи, и даже песни.

  • В конце урока…

  • РОЛИК «Товарищ Мересьев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме"Настоящее длительное время - грамматический практикум" с использованием ЭОР

Урок в 6 классе по теме «Настоящее длительное время – грамматический практикум».Цель: освоить использование в разных видах речевой деятельности настоящего продолженного времени.Тип урока: грамматическ...

Презентация к уроку английского языка в 4 классе "Настоящее длительное время"

Презентация к уроку английского языка в 4 классе "Настоящее длительное время"...

Урок о настоящих людях

Что значит настоящий человек?...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...

Урок по "Повести о настоящем человеке" Б.Н.Полевого

Урок рассчитан для учащихся 8-9 классов. Анализ произведения дается в хронологическом порядке, что облегчает работу на уроке....