Урок с применением уровневой технологии "Новогодний праздник в произведениях русских писателей"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Чехлякова Елена Николаевна

Урок с применением уровневой технологии "Новогодний праздник в произведениях русских писателей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

в 6 классе

с применением технологии уровневой технологии

«Рождественский рассказ»

    Из опыта работы

                учителя  русского языка

                   и литературы

           ГБОУ СОШ с.Кабановка

Чехляковой Е.Н.

Тема «Рождественский рассказ»

Цель урока:

 1.Образовательные: познакомить учащихся с рассказами Л.Андреева  «Ангелочек», Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», А.П. Чехова «Ванька», поработать над анализом образа главного героя с точки зрения его душевных переживаний.

2.Воспитательные: помочь детям почувствовать трагедиюгерое, воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека.

3.Развивающие: развивать монологическую речь, способность анализировать, умение работать в группе

Предварительная подготовка: три группы,  разделенные по  качеству знаний : 1 группа – имеющие основную оценку «5», 2  группа – имеющие основную оценку «4», 3 группа – имеющие основную оценку «3».  Участники групп предварительно получают задание: прочитать рождественские рассказы. 1 группа – рассказ Л. Андреева «Ангелочек», 2 группа – Ф.М. Достоевского «Мальчик у  Христа на ёлке», 3 группа – рассказ А.П. Чехова «Ванька». По желанию, кто-нибудь из группы рисует портрет  героя своего рассказа.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные жетончики, которые получают правильно ответившие ученики в свою копилку правильных ответов.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы с вами  проанализируем рассказы великих русских писателей: А.П. Чехова,  Ф.М. Достоевского  и Леонида Андреева. У каждого рассказа свой сюжет. своё развитие событий, свой герой.

Учитель: Расскажите о герое прочитанного вами рассказа, какой он?

Ответы учащихся:

1 группа: главный герой рассказа Леонида Андреева «Ангелочек» - Сашка, он не хочет умываться, ходить в гимназию и слушать, как его там все ругают, ему надоело испытывать боль в пояснице и во всём теле, когда мать ставит его на весь вечер на колени. Ему 13 лет. Сашка бьёт товарищей, грубит начальству, рвёт учебники, целый день лжёт учителям и матери, не лжёт  только отцу.

        Когда в драке Сашке разбивали нос, он нарочно расковыривал его ещё больше и орал без слёз, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение. Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии.

2 группа: главный герой рождественского рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» не имеет имени, может быть, потому, что таких мальчиков было очень-очень много и в конце рассказ об этом говорится.  Он очень маленький, лет 6 или даже менее. Мальчик живёт в холодном и сыром подвале, одет в какой-то халатик. Ему очень хочется кушать. В своём подвале он ищет хотя бы чёрствую корочку, чтобы съесть её, но не находит. Он пьёт воду и выходит из подвала.

3 группа: главным героем рассказа А.П. Чехова «Ванька» является Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный 3 месяца назад в ученье к сапожнику Аляхину.

Учитель:  А что мы с вами узнаём о близких наших героев?

1 группа: Отец Сашки больной и жалкий человек. Когда-то Иван Саввич сильно пил водку, и тогда жена боялась и ненавидела его. Он заболел, начал харкать кровью и тогда стала пить мать. Она водила к себе мужчин и женщин, пела с ними громкие песни. Отец Сашки больной лежит за перегородкой. Мать всем говорит, что у неё нет  на свете  таких врагов, как муж и сын.

2 группа:  У мальчика больная мать, с которой он приехал из  другого города, в начале рассказа она лежит мёртвая в холодном сыром подвале, но мальчик об этом не знает.

2 группа:   Дед Ваньки Жукова, Константин Макарыч, служит ночным сторожем у господ Живарёвых.  Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днём он спит в людской кухне, а ночью сторожит господское поместье, стуча в свою колотушку.

Учитель:  Ребята, а почему эти рассказы называются рождественскими?

Возможные ответы учащихся:  Это рассказы о событиях, которые происходят накануне светлого праздника Рождества, или как в рассказе А.П. Чехова в рождественскую ночь.

Учитель:  Расскажите, что происходит с нашими героями накануне Рождества?

1 группа:  Сашка приглашён на Рождественскую ёлку в дом богатых людей Свечниковых,  в доме у которых когда-то учительствовал его отец.

2 группа:  Мальчик из рассказа Достоевского попадает на городскую улицу . Он один, вокруг незнакомые люди,  большой серый город, на него никто не обращает внимание, он очень хочет есть.

3 группа: Ванька Жуков в ночь перед Рождеством не ложится спать, а, дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером, и, разложив перед собой измятый  лист бумаги, стал писать письмо своему деду.

Возможные ответы учащихся:   Скажите, пожалуйста,  что является самым главным атрибутом рождественских праздников?

Возможные ответы учащихся:  Ёлка.

Учитель:   У каждого героя своя ёлка. Расскажите о той ёлке, которая запомнилась герою рассказа, прочитанного вами.

1 группа:  Когда Сашка пришёл на ёлку в дом Свечниковых,  то ёлка в их доме ослепляла своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной… Ему хотелось толкнуть её так. Чтобы она повалилась на светлые головки детей.

2 группа:  …А в комнате дерево до потолка, это ёлка, а на ёлке столько огней, столько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети…

3 группа:   Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её.

Учитель:   У каждого героя своя мечта в рождественскую ночь, какая она у ваших героев?

1 группа:  Сашка хочет  взять воскового ангелочка и отнести к  себе домой,  потому что в этот вечер все мысли и мечты Сашки были только о нём.

2 группа:  Мальчик мечтает о немногом: он  хочет найти что-нибудь поесть и согреться.

3 группа:  Ванька мечтает, чтобы дед, Василий Макарыч, забрал его к себе в деревню, для этого он и пишет письмо.

1 группа:  Что же случается с каждым из героев?

1 группа:  Сашка приносит домой ангелочка, который, как кажется ему и его отцу, сейчас полетит. И Сашка, и отец засыпают сладким сном.

2 группа:  Мальчик заснул навсегда и побывал у Христа на ёлке, где бывают девочки и мальчики. Все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно.

3 группа:  Ванька, убаюканный сладкими надеждами, тоже уснул, и ему приснился дед, читающий письмо кухаркам.

Учитель:   Ребята обратите внимание, что у нас «потерялись» вещи, принадлежащие нашим героя. Давайте с вами подумаем и распределим, где и чьи вещи.

 Члены команды, которая справится быстрее, получит ещё по одному призовому смайлику. (На доска 3 имени: Сашка, Мальчик, Ванька, нужно распределить «потерявшиеся» вещи: свеча, кружка воды, карикатуры,  измятый лист бумаги, восковой ангел,  чёрствая корочка,  копеечка, куртка, заржавленное перо, копеечка)

Учитель: Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

1 группа:  К сожалению, нет. Сашка терпит побои от матери.

2 группа:  Мальчика бьёт другой мальчик на улице.

3 группа:  Ванька получает побои то от господ, то от хозяина, который бьёт его по голове колодкой.

 Учитель: Почему так в жизни происходит?

Возможные ответы учащихся:    Потому что в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Учитель: То же самое мы встречаем с вами на страницах рассказов, с которыми  вы знакомились дома. Чему  нас учат эти рассказы?

Возможные ответы учащихся:    Милосердию, состраданию, доброте, сопереживанию.

Учитель: Ребята, как вы знаете, в Рождественскую ночь происходят чудеса. Как вы думаете, какое чудо может произойти с каждым из наших героев, пока он не проснулся?   Это тема вашего домашнего задания

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру «Моё окончание рассказа…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

"Святки. Святочные гадания и их отражение в произведениях русских писателей"

Руские традиции и обычаи -одна из составляющих  нашей культуры. Изучить их помогают произведения русских писателей. В произведениях Пушкина, Жуковского, Льва Толстого ярко изображены Святки...

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» (на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Урок-диспут....

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В МАССОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАК ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РУССКОГО НАРОДА

Образ мыслей народа, характерные национальные черты, совокупность духовных установок постижим для школьника благодаря близкому знакомству с миром литературы. Художественные произведения русских класси...

Презентация. Обобщающий урок по произведениям русских писателей XIX века. 7 класс.

Презентация. Обобщающий урок по произведениям русских писателей XIX века. 7 класс....

Обучающий урок, повторительно-обобщающий, по теме: "Любовь в произведениях русских писателей"

laquo;Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во в...