Конспект урока литературы "И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Учайкин Сергей Викторович

Урок представляет собой 2 театрализованных представления с последующим анализом басен "Ворона и Лисица", "Волк на псарне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_literatura.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

Тема: И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали.

Цели: 1. Обучать учащихся анализу  басни.

2. Развивать у учащихся навыки устного ответа, умение соотносить литературное произведение с окружающей действительностью; умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль; развивать навыки театрального искусства.

3. Воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам; воспитывать этическое чувство учащихся посредством анализа понятий «мудрость», «хитрость», «лесть», «порок души» и других.

Оборудование: 1. Портрет И.А.Крылова

                      2. Записи на доске

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Основная часть:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальный  опрос по следующим вопросам:

   - личность автора – И.А.Крылов.

- особенности басни как жанра

- в чем сила басни?

 - что такое мораль?

Литературную деятельность Крылов начал как драматург. Им было написано 13 пьес. Басни Крылов начал создавать позже. За 40 лет он написал 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными выражениями.  Басни заучивались наизусть, их пересказывали друг другу как простой народ, так и представители власти. Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? В баснях есть всем урок, все видят себя как в зеркале.

С какой целью И.А.Крылов создавал свои басни?

(обратить внимание человека и общества на свою культуру, видеть свои недостатки, уметь их исправлять)

  1. Знакомство с новым материалом.

 Как басни учат человека, если в них действующие лица – животные?

Знакомство с понятием «аллегория», запись в тетрадь.

Аллегория – обозначение отвлеченного понятия, качества через зримый образ. В баснях с помощью животных изображаются недостатки, нравственные пороки.

Как недостатки человека могут повредить его душе?

Лексическая работа с понятиями.

Порок души, грех, греховная зараза, страсть (страдание)

  1. Инсценирование и анализ басен.

А) «Ворона и Лисица»

- какие чувства вызвала басня?

- Кто является героями басни?

- какие глаголы использует автор, чтобы передать действия Вороны и Лисицы?

- В каких строчках заключена мораль басни, ее смысл.

- отношение автора к героям и героев друг к другу.

- отражение басни в нашей жизни.

Лесть, хитрость, доверчивость – лексическая работа.

Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь интонацией передать лесть, хитрость Лисицы.

Прочитайте пословицы, записанные на доске. Какая из них подходит к басне?

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке медок, а на сердце – ледок.

У лести нет чести.

Б) «Волк на псарне»

 1) какие события легли в основу сюжета басни?

(cобытия Отечественной войны 1812 г)

- 2)Назовите  героев басни (Волк, ловчий)

 3) Каков характер героев

(Волк – хитрый, льстивый, пытается обмануть, лукавый;

Ловчий – мудрый, его нельзя обмануть)

 - «Ты сер, а я, приятель, сед…» - каков смысл фразы?

(Этой фразой Ловчий говорит, что он догадался, что Волк хочет его обмануть. Седина – признак старости, следственно большого житейского опыта, мудрости)

5)Чтение басни по ролям.

4)отражение басни в нашей жизни.

В каких ситуациях мы сталкиваемся с подобными ситуациями?

(например, когда человек обещает помочь, пытается войти в доверие, но впоследствии обманывает, предает. Важно быть осторожным, думать, стоит ли доверять другому человеку.

  1. Творческая работа.

Опишите ситуации, к которым была бы применима мораль басни.

  1. Подведение итогов.

Что такое басня?

Что такое мораль басни?

Что такое аллегория?

Какова история создания басни «Волк на псарне»?

  1. Домашнее задание.

1)Написать миниатюру «Мораль сей басни такова» (по одной из 2 басен)

2) выучить наизусть басню «Волк на псарне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы в 6 классе на тему "Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова"

Презентация урока литературы в 6 классе на тему "Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова"...

Конспект урока. И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с указанием формирования УУД на каждом этапе урока И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличие человеческих поро...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта урока: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».»

Разработка урока по русской литературе для 5 кл.Технологическая карта по теме: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.  Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под ду...

Урок литературы в 6 классе.Обличение человеческих пороков в баснях И.А.Крылова.

Цели:познакомить с наследием Крылова, показать актуальность басен; а) образовательные: - учить осознанному выразительному чтению; - находить главную мысль басни, мораль, - со...