Конспект урока "Истоки бунта родиона Раскольникова"
план-конспект урока по литературе на тему

На уроке по изучению романа "Преступление и наказание" рассматриваются социальные и философские причины преступления Раскольникова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_romanu_dostoevskogo.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Истоки бунта Родиона Раскольникова»

Аглинская Н.В., преподаватель литературы

Цели урока: Образовательные (дидактические)

  1. Показать причины, приведшие Родиона Раскольникова к преступлению.
  2. Развенчать индивидуалистическую теорию  Раскольникова, показать ее безнравственную, антигуманную сущность.

Развивающие:

  1. совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
  2. умение логично, убедительно рассуждать на нравственно – философские темы, подтверждая суждения текстом.

           Воспитательные:

  1. осмысление философии Ницше: идеи «сверхчеловека»,  осознание опасности этой теории в многонациональной стране;
  2. воспитание чувства толерантности.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ИКТ, ЛОК.

Оборудование:  тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; проектор мультимедиа, слайды по теме урока.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы  и целей урока.

1 слайд:  Истоки бунта Родиона Раскольникова.

Тема нашего урока «Истоки бунта Родиона Раскольникова». О чем мы будем сегодня говорить?  Подберите синонимы к словам «истоки», «бунт». (причины преступления)

На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Почему Раскольников совершает преступление?)

2 слайд Наша цель: раскрыть причины, побудившие главного героя пойти на преступление.

III Комментированное чтение отрывков и анализ. Беседа. Оформление записей в тетрадях.

  1. Социальные причины

Характеристика Раскольникова

  1. продолжите фразу «Раскольников  - это……..»

(бывший студент, петербуржец, любящий сын и брат, преступник, убийца)

Почему главный герой носит такую фамилию?

Как она помогает понять его характер? (от какого слова образована?)

Как вы можете прокомментировать схему?

внутренний                                     с обществом

(душа)

  1. портрет героя (выпишите те цитаты, которые вас привлекают)

«…он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»

«Шляпа  была высокая, круглая, … но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону».

«…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

? на что похожа портретная характеристика Раскольникова? (полицейские приметы)

  1. условия жизни

Прочитайте цитаты, продолжите фразу «Комната Раскольникова = ……… »

(каморка, клетушка, шкаф)

«Каморка его приходилась по самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.  Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.». (ч.1, гл.1)

 «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик». (ч.1, гл.3)

Каковы условия жизни?

  1. Можем ли мы на данном этапе ответить на вопрос урока?

Цитаты вы помощь:

 «Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...»

«Он был задавлен бедностью»

  1. События, предшествующие преступлению Раскольникова

Знакомство с Мармеладовым (Мармеладов - став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие - дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным "трудом". Это его тягчайшее нравственное преступление.)

  • Письмо от матери
  • Разговор студента и офицера в трактире

Можем ли мы на данном этапе ответить на вопрос урока?

Цитаты вы помощь:

 «…я действительно хотел помочь матери…»

«Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, -- и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

  1. Философские  причины

Эпизод  «Разговор студента и офицера в трактире» Достоевский заканчивает следующим образом:  «Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились... такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание...»

Эти мысли, которые Раскольников услышал в трактире,  отражены в статье главного героя, написанной им еще за два месяца до преступления.

  1. Чтение фрагментов статьи, заполнение таблицы
  2.  Согласны ли вы с такой теорией? (Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное»  неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы)
  3. Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя : способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести».

III. Итоговая беседа. Закрепление.

  • Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.
  • Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности
  • О чем предупреждает автор?

В умах людей в разные эпохи всегда будут бродить самые

разные…

идеи

Даже самый бесчувственный человек не должен забывать …

о собственной душе

Сколько стоит человеческая жизнь?

человеческая жизнь бесценна

Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против …

бесправных, обездоленных

Невыносимым обстоятельствам духовного тупика человек может противопоставить …

законы совести, заповеди

Домашнее задание:

1. Сочинение-миниатюра "Почему терзается и страдает Раскольников?" (Обратить внимание на двойственность мучений: терзается из-за теории, страдает - душа болит, разъединен с людьми).

2. Подготовить рассказ о двойниках Раскольникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Истоки бунта Родиона Раскольникова

Презентация для уроков по изучению романа "Преступление и наказание"...

Конспект открытого урока "Преступление и наказание Родиона Раскольникова"

Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе...

Конспект урока литературы в 10 классе "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"...

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...

Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова."

Цели урока:1.Раскрытие сути теории Раскольникова.2. Выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя....