Евгений Иванович Замятин. «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве Методическая разработка урока по литературе в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Хусаинова Айгуль Равилевна

Евгений Иванович Замятин. «Мы».
Судьба личности в тоталитарном государстве

Литература (11 класс)

Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа. Показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей.
Методические приемы: проверка знаний учащихся (фронтальный опрос), лекции с элементами бесе6ды. Работа с текстом.
Оформление: портреты Е.И.Замятина, рисунки, проекты учащихся.
План урока:
1. Жанр утопии и антиутопии.
2. Е.И.Замятин (1884-1937гг.). Краткий обзор жизни и общества.
3. Роман «Мы» - грозное предупреждение. Оценка критиков.
4. Название романа. Воплощение в романе идеи всеобщего счастья. Жизнь в Едином государстве.
5. Д – 503 и другие номера. Общее и отличительное.
6. Своеобразие конфликта.
7. Любовная линия в романе. Образы О – 90, I – 330, Ю.
8. Финал. Итог романа.
9. Современность романа.

Основная часть:

Ход урока.
Роман «Мы» вы уже прочитали и на уроке мы попытаемся сделать определенные выводы, рассматривая темы наших уроков. Вспомним, что такое утопия и антиутопия.
Утопия – развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии, т.е. вымышленная картина идеального жизненного устройства.
Можно ли сказать, что утопия – мечта?
Да.
Но если утопия – это мечта, то что же такое антиутопия?
Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.
К какому жанру мы можем отнести роман Замятина «Мы»? Почему?
Антиутопия, т.к. это роман предупреждение.
Скажите, в каких произведениях XIX века мы встречались с элементами утопии?
Чернышевского «Что делать?». 4 сон Веры Павловны.
А какие произведения, написанные в жанре антиутопии, вы знаете или слышали?
«451º по Фаренгейту» Р. Брейдбери
«1984» Д. Оруэлла
«О дивный новый мир» Хаксли
«Скотный двор» Хаксли
Следует отметить, что названные вами авторы Хаксли и Оруэлл являются последователями творчества Замятина. Именно роман «Мы» подтолкнул их к созданию своих неповторимых романов. Евгений Замятин – одна из ярких фигур среди писателей, противоречивый, непредсказуемый, очень умный, образованный. Возможно, его противоречивая натура и подтолкнула к созданию такого интересного, необыкновенного произведения, который оставил след не только у себя на Родине, но далеко за пределами
Только лишь в 1988 году, в журнале «Знамя», на Родине писателя был опубликован роман «Мы». Но, тем не менее, прогрессивные деятели искусства XX в., литераторы полемизировали на журнальных страницах с этим, еще не опубликованным романом. Были разные высказывания:противоречивые, неожиданные, такие же как сам автор и его творение. Максим Горький высказал следующее: "Вещь отчаянно плохая. Усмешка холодна и суха. Это - усмешка старой девы".
Александр Воронский, известный советник критик, который стал жертвой тоталитарного государства (он был расстрелян в 1937 г.) писал так: "Написать художественную пародию и изобразить коммунизм в виде какой-то сверхказармы под огромным стеклянным колпаком не ново: так издревле упражнялись противники социализма - путь торный и бесславный<...>.
С художественной стороны роман прекрасен. Замятин достиг здесь полной зрелости - тем хуже, ибо все это пошло на служение злому делу. На очень опасном и бесславном пути Замятин".
Ребята, вы согласны с тем, что Замятин в своем романе хотел только очернить большевистскую, советскую власть?
Почему вы так считаете?
А какую оценку романа дали бы вы – поколение XXI в., жители демократической России, пережившей и сталинские репрессии, и ВОВ, и перестройку, коллективизацию, индустриализацию?
Роман Замятина оказался правдоподобнее, чем ожидали все люди. «Мы» актуален и в нашу компьютеризированную, роботизированную эпоху. Человек перестает быть творцом. К сожалению сейчас человек не является ценностью. Чего боялся Замятин, а лишь часть огромного государства. Этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от власти машин и власти государства – все равно какого.
Попробуем найти доказательство или опровержение наших точек зрения в самом романе.
Как вы думаете, почему Замятин дал своему произведению такое название?
Мы – это безликая масса, которая живет в Едином государстве(ЕГ)
Мы – это все люди, сюда можно включить и автора романа.
Мы в ответе за то, что было со страной, за то, что было и будет с нами.
Где и когда происходят события?
В 31 в… В городе будущего.
На уроках компьютерных технологий вы по своим эскизам создали этот город будущего. Основываясь на эти работы, расскажите о жизни в ЕГ.
Каково жизнеустройство в государстве, как протекала личная жизнь нумеров?
Как организованно правосудие? Давайте создадим модель такого государства.
Государство, руководимое Благодетелем, было единым, централизованным, унифицированным. Жизнь ЕГ была устроена точно по науке, все просчитано и строго продуманно до механистичности. Правосудие вершила рука Благодетеля. Нарушителей вылавливали хранители.
На всех ваших проектах присутствует Зеленая стена. Почему?
1. Потому что герои Д – 503 и I – 330 очень много о ней говорят.
2. То что за стеной, очень пугает жителей города. Потому что там нет порядка, жизнь похожая на жизнь ЕГ.
3. Там буйство красок, желтые глаза и они были уверены, что там хаос, дикая свобода, неразумный, безобразный мир деревьев, птиц.
Вот вы сказали свобода? Но ведь Д – 503и другие считали, что они свободны. Что было свободой для жителей ЕГ? Что было для них счастьем? Найдите ответы в тексте.
Дано счастье без свободы или свобода без счастья, третьего не дано.
Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой как, ну, как и его скорость. Свобода человека равна воздуху, и он не совершает преступлений. Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить от свободы.
Какой же можно сделать вывод?
Счастье – несвобода. Контроль над личной жизнью читалось нормой, само собой разумеющим.
Было ли в этом обществе место для личности?
Нет, личность – это индивидуальность, своеобразный внутренний мир. А жители ЕГ были лишены индивидуальности.
Все представляют собой счастливое среднее арифметическое. Нечто творческое вдохновение воспринимается как неизвестный вид эпилепсии. Тот или иной нумер (житель ЕГ) не обладает в глазах других никакой ценностью и легко заменим. Так, равнодушно воспринимается нумерами гибель нескольких «зазевавшихся» строителей «Интеграла», погибших при испытаниях корабля.
А как же нумера, были ли они с этим согласны?
Многие да. Потому что нумера ощущали потребность быть личностью. Им нравилось, что за них все решалось. Но не всем, таких было немного Д – 503, Ш – 330.
Кто такой Д – 503, назовите общие и отличительные черты этого героя.
Д – 503 – инженер, строитель «Интеграла», очень умный, ценный кадр. Он считал себя частью ЕГ, преклонялся перед рационализмом. Но не был доволен своими волосатыми руками. Этим он и выделялся из массы. Он один из немногих начал писать оду «Интегралу». У него есть своеобразные мысли.
Как же мы узнаем о наличие внутреннего мира героя?
Через форму повествования, а именно через записи Д – 503, которые он называет конспектами, но на самом деле – это дневник. А дневник – очень личное.
Какое слово является лейтмотивом первых записей дневника Д – 503?
Ясно
Когда он исчезает и почему?
После шестой записи, а именно после встречи с I – 330, т.к. из обычного жителя ЕГ он превращается в человека, которого мучают сомнения, которого охватила страсть.
Какие четыре импульса выводят Д – 503 из состояния, когда все понятно и ясно, превращая его в индивидуальность?
1. Это его врожденная эмоциональность, капля горячей крови, волосатые руки.
2. Искусство. Музыка Скрябина.
3. Посещение древнего дома.
4. Близость с I – 330 не по розовому талону, а по обоюдному желанию двух любящих сердец.

Давайте проанализируем, как же меняется Д – 503.
Анализ четвертой записи.
У героя появляется душа. И он не знает, что с ней делать. Это для него трагедия?
Да
Он находится в состояние конфликта. Что это за конфликты?
Герой


Государство С самим собой Женщины(I- 330, О – 90, Ю)

Что победит, появившееся человеческое чувство, любовь, или долг перед государством?
Вывод: человек не может жить всегда под давлением. Д– 503 меняется психологически, эмоционально под воздействием любви, страсти. Любовь приводит к началу познания самого себя, своего душевного мира. Любовь – смертельный враг ЕГ.

Что же это за женщины, любви которых так боялось государство?
I – 330, O – 90.
Какая точка зрения вам ближе «I - 330 - это героическая мужественная революционерка и одновременно душевная благодетельница Д-503» (Л.В.Поляков), «I-330 - это коварная шпионка, которая использовала любовь Д-503 для достижения своих корыстных целей» (А.Штейн).

А какая О – 90?
Она вся круглая, пухленькая, уговаривает Д – 503 дать ей ребенка. О – 90 олицетворение женственности, естественности.
Что стало с О – 90?
Она оказалась за зеленой стеной.
Как вы думаете, почему Евгений Замятин построил свой роман так, что О – 90 осталось жива и за зеленой стеной? 
О – 90 соединяется с природой, таким образом писатель на нее и ее ребенка надежду на будущее.
Почему Д – 503 не уходит вместе с ней за стену?
Хочет найти и спасти I – 330.
Почему она оказалась в руках ЕГ?
Предала Ю.
А кто такаю Ю?
Женщина – контролерша, которая тоже испытывала симпатии к Д – 503 и для его блага предала I – 330. 
Почему Замятин вместо одной героини вводит сразу три?
Что бы показать три пути разрешения жизни.
Почему именно женщины О – 90 и I – 330 сопротивлялись ЕГ?
Потому что женщина нелогична.
Вывод: Логически верному, математическому, рациональному миру противостоит чувственная, иррациональная природа женщины.
Женщина сделала Д – 503 личностью, но она не смогла спасти ее (личность). Почему?
Потому что он все же был слаб.
Можем ли мы графически изобразить путь Д – 503?
Да.

Завершающая часть:

Какова же судьба личности в тоталитарном государстве?
Трагическая, государство в стремлении подчинить себе человека может превратить в робота, истребить в нем душу, индивидуальность, стремление мыслить, идти вперед.
Актуален ли роман сегодня?
Да. Потому что сейчас наше отношение к природе оставляет желать лучшего. Человек в стремлении к сытости теряет свою индивидуальность.

Домашнее задание:

Первого уровня:

Д/З: написать сочинение – отзыв по роману «Мы» на тему: «Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…» (Николай Бердяев)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.zamyatin_my.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Евгений Иванович Замятин. «Мы».
Судьба личности в тоталитарном государстве

Литература (11 класс)

Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа. Показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей.
Методические приемы: проверка знаний учащихся (фронтальный опрос), лекции с элементами бесе6ды. Работа с текстом.
Оформление: портреты Е.И.Замятина, рисунки, проекты учащихся.
План урока:
1. Жанр утопии и антиутопии.
2. Е.И.Замятин (1884-1937гг.). Краткий обзор жизни и общества.
3. Роман «Мы» - грозное предупреждение. Оценка критиков.
4. Название романа. Воплощение в романе идеи всеобщего счастья. Жизнь в Едином государстве.
5. Д – 503 и другие номера. Общее и отличительное.
6. Своеобразие конфликта.
7. Любовная линия в романе. Образы О – 90, I – 330, Ю.
8. Финал. Итог романа.
9. Современность романа.

Основная часть:

Ход урока.
Роман «Мы» вы уже прочитали и на уроке мы попытаемся сделать определенные выводы, рассматривая темы наших уроков. Вспомним, что такое утопия и антиутопия.
Утопия – развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии, т.е. вымышленная картина идеального жизненного устройства.
Можно ли сказать, что утопия – мечта?
Да.
Но если утопия – это мечта, то что же такое антиутопия?
Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.
К какому жанру мы можем отнести роман Замятина «Мы»? Почему?
Антиутопия, т.к. это роман предупреждение.
Скажите, в каких произведениях XIX века мы встречались с элементами утопии?
Чернышевского «Что делать?». 4 сон Веры Павловны.
А какие произведения, написанные в жанре антиутопии, вы знаете или слышали?
«451º по Фаренгейту» Р. Брейдбери
«1984» Д. Оруэлла
«О дивный новый мир» Хаксли
«Скотный двор» Хаксли
Следует отметить, что названные вами авторы Хаксли и Оруэлл являются последователями творчества Замятина. Именно роман «Мы» подтолкнул их к созданию своих неповторимых романов. Евгений Замятин – одна из ярких фигур среди писателей, противоречивый, непредсказуемый, очень умный, образованный. Возможно, его противоречивая натура и подтолкнула к созданию такого интересного, необыкновенного произведения, который оставил след не только у себя на Родине, но далеко за пределами
Только лишь в 1988 году, в журнале «Знамя», на Родине писателя был опубликован роман «Мы». Но, тем не менее, прогрессивные деятели искусства XX в., литераторы полемизировали на журнальных страницах с этим, еще не опубликованным романом. Были разные высказывания:противоречивые, неожиданные, такие же как сам автор и его творение. Максим Горький высказал следующее: "Вещь отчаянно плохая. Усмешка холодна и суха. Это - усмешка старой девы".
Александр Воронский, известный советник критик, который стал жертвой тоталитарного государства (он был расстрелян в 1937 г.) писал так: "Написать художественную пародию и изобразить коммунизм в виде какой-то сверхказармы под огромным стеклянным колпаком не ново: так издревле упражнялись противники социализма - путь торный и бесславный<...>.
С художественной стороны роман прекрасен. Замятин достиг здесь полной зрелости - тем хуже, ибо все это пошло на служение злому делу. На очень опасном и бесславном пути Замятин".
Ребята, вы согласны с тем, что Замятин в своем романе хотел только очернить большевистскую, советскую власть?
Почему вы так считаете?
А какую оценку романа дали бы вы – поколение XXI в., жители демократической России, пережившей и сталинские репрессии, и ВОВ, и перестройку, коллективизацию, индустриализацию?
Роман Замятина оказался правдоподобнее, чем ожидали все люди. «Мы» актуален и в нашу компьютеризированную, роботизированную эпоху. Человек перестает быть творцом. К сожалению сейчас человек не является ценностью. Чего боялся Замятин, а лишь часть огромного государства. Этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от власти машин и власти государства – все равно какого.
Попробуем найти доказательство или опровержение наших точек зрения в самом романе.
Как вы думаете, почему Замятин дал своему произведению такое название?
Мы – это безликая масса, которая живет в Едином государстве(ЕГ)
Мы – это все люди, сюда можно включить и автора романа.
Мы в ответе за то, что было со страной, за то, что было и будет с нами.
Где и когда происходят события?
В 31 в… В городе будущего.
На уроках компьютерных технологий вы по своим эскизам создали этот город будущего. Основываясь на эти работы, расскажите о жизни в ЕГ.
Каково жизнеустройство в государстве, как протекала личная жизнь нумеров?
Как организованно правосудие? Давайте создадим модель такого государства.
Государство, руководимое Благодетелем, было единым, централизованным, унифицированным. Жизнь ЕГ была устроена точно по науке, все просчитано и строго продуманно до механистичности. Правосудие вершила рука Благодетеля. Нарушителей вылавливали хранители.
На всех ваших проектах присутствует Зеленая стена. Почему?
1. Потому что герои Д – 503 и I – 330 очень много о ней говорят.
2. То что за стеной, очень пугает жителей города. Потому что там нет порядка, жизнь похожая на жизнь ЕГ.
3. Там буйство красок, желтые глаза и они были уверены, что там хаос, дикая свобода, неразумный, безобразный мир деревьев, птиц.
Вот вы сказали свобода? Но ведь Д – 503и другие считали, что они свободны. Что было свободой для жителей ЕГ? Что было для них счастьем? Найдите ответы в тексте.
Дано счастье без свободы или свобода без счастья, третьего не дано.
Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой как, ну, как и его скорость. Свобода человека равна воздуху, и он не совершает преступлений. Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить от свободы.
Какой же можно сделать вывод?
Счастье – несвобода. Контроль над личной жизнью читалось нормой, само собой разумеющим.
Было ли в этом обществе место для личности?
Нет, личность – это индивидуальность, своеобразный внутренний мир. А жители ЕГ были лишены индивидуальности.
Все представляют собой счастливое среднее арифметическое. Нечто творческое вдохновение воспринимается как неизвестный вид эпилепсии. Тот или иной нумер (житель ЕГ) не обладает в глазах других никакой ценностью и легко заменим. Так, равнодушно воспринимается нумерами гибель нескольких «зазевавшихся» строителей «Интеграла», погибших при испытаниях корабля.
А как же нумера, были ли они с этим согласны?
Многие да. Потому что нумера ощущали потребность быть личностью. Им нравилось, что за них все решалось. Но не всем, таких было немного Д – 503, Ш – 330.
Кто такой Д – 503, назовите общие и отличительные черты этого героя.
Д – 503 – инженер, строитель «Интеграла», очень умный, ценный кадр. Он считал себя частью ЕГ, преклонялся перед рационализмом. Но не был доволен своими волосатыми руками. Этим он и выделялся из массы. Он один из немногих начал писать оду «Интегралу». У него есть своеобразные мысли.
Как же мы узнаем о наличие внутреннего мира героя?
Через форму повествования, а именно через записи Д – 503, которые он называет конспектами, но на самом деле – это дневник. А дневник – очень личное.
Какое слово является лейтмотивом первых записей дневника Д – 503?
Ясно
Когда он исчезает и почему?
После шестой записи, а именно после встречи с I – 330, т.к. из обычного жителя ЕГ он превращается в человека, которого мучают сомнения, которого охватила страсть.
Какие четыре импульса выводят Д – 503 из состояния, когда все понятно и ясно, превращая его в индивидуальность?
1. Это его врожденная эмоциональность, капля горячей крови, волосатые руки.
2. Искусство. Музыка Скрябина.
3. Посещение древнего дома.
4. Близость с I – 330 не по розовому талону, а по обоюдному желанию двух любящих сердец.

Давайте проанализируем, как же меняется Д – 503.
Анализ четвертой записи.
У героя появляется душа. И он не знает, что с ней делать. Это для него трагедия?
Да
Он находится в состояние конфликта. Что это за конфликты?
Герой


Государство С самим собой Женщины(I- 330, О – 90, Ю)

Что победит, появившееся человеческое чувство, любовь, или долг перед государством?
Вывод: человек не может жить всегда под давлением. Д– 503 меняется психологически, эмоционально под воздействием любви, страсти. Любовь приводит к началу познания самого себя, своего душевного мира. Любовь – смертельный враг ЕГ.
Что же это за женщины, любви которых так боялось государство?
I – 330, O – 90.
Какая точка зрения вам ближе «I - 330 - это героическая мужественная революционерка и одновременно душевная благодетельница Д-503» (Л.В.Поляков), «I-330 - это коварная шпионка, которая использовала любовь Д-503 для достижения своих корыстных целей» (А.Штейн).

А какая О – 90?
Она вся круглая, пухленькая, уговаривает Д – 503 дать ей ребенка. О – 90 олицетворение женственности, естественности.
Что стало с О – 90?
Она оказалась за зеленой стеной.
Как вы думаете, почему Евгений Замятин построил свой роман так, что О – 90 осталось жива и за зеленой стеной? 
О – 90 соединяется с природой, таким образом писатель на нее и ее ребенка надежду на будущее.
Почему Д – 503 не уходит вместе с ней за стену?
Хочет найти и спасти I – 330.
Почему она оказалась в руках ЕГ?
Предала Ю.
А кто такаю Ю?
Женщина – контролерша, которая тоже испытывала симпатии к Д – 503 и для его блага предала I – 330. 
Почему Замятин вместо одной героини вводит сразу три?
Что бы показать три пути разрешения жизни.
Почему именно женщины О – 90 и I – 330 сопротивлялись ЕГ?
Потому что женщина нелогична.
Вывод: Логически верному, математическому, рациональному миру противостоит чувственная, иррациональная природа женщины.
Женщина сделала Д – 503 личностью, но она не смогла спасти ее (личность). Почему?
Потому что он все же был слаб.
Можем ли мы графически изобразить путь Д – 503?
Да.

Завершающая часть:

Какова же судьба личности в тоталитарном государстве?
Трагическая, государство в стремлении подчинить себе человека может превратить в робота, истребить в нем душу, индивидуальность, стремление мыслить, идти вперед.
Актуален ли роман сегодня?
Да. Потому что сейчас наше отношение к природе оставляет желать лучшего. Человек в стремлении к сытости теряет свою индивидуальность.

Домашнее задание:

Первого уровня:

Д/З: написать сочинение – отзыв по роману «Мы» на тему: «Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…» (Николай Бердяев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»

Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....

"Судьба личности в тоталитарном государстве"

Цель:·        Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.·        Развивать исследоват...

Методическая разработка по литературе 11 класс

Рабочая программа. Литература 11 класс...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...