"Судьба личности в тоталитарном государстве"
методическая разработка по литературе на тему

Жданова Оксана Валерьевна

 

Цель:

·        Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.

·        Развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельного анализа текста;  развивать образное мышление.

·        Содействовать пониманию и осознанию нравственных ценностей, утверждённых писателем; воспитывать думающего читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudba_lichnosti.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект

Судьба личности в тоталитарном государстве

Эпиграфы  урока:

Живая душа потребует, живая душа не послушается механики. 

Роман "Мы" — это протест против тупика, в который упирается
европейско-американская цивилизация, стирающая,
механизирующая, омашинивающая человека.
Е. Замятин

Цель:

  • Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.
  • Развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельного анализа текста;  развивать образное мышление.
  • Содействовать пониманию и осознанию нравственных ценностей, утверждённых писателем; воспитывать думающего читателя.
  1. Вступительное слово учителя.

Мудрецы прошлого изображали счастливый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века, и утопия сменилась антиутопией  -  изображением «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль обычной социальной единицы. На самом деле антиутопия не является полной противоположностью утопии: антиутопия развивает основные принципы утопии, доводя их до абсурда. Теперь оказывается, что один и тот же человеческий разум способен построить не только «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, но и работающие с точностью часового механизма «фабрики смерти» Генриха Гиммлера.

Запись на доске: XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе.

В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее»?

О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать  прекрасным будущим общество, изображённое в романе?

2. Постановка цели, формулирование проблемы  и актуализация опорных знаний.

Просмотр эпизода из фильма «Эквилибриум».  

Учитель: прослушайте диалог героев.

Мэри  О’Брайен:

- Зачем вы живёте?

Джон Престон:

 - Я живой…  я живу, чтобы сохранять наше великое общество. А какой смысл вашей жизни?

Мэри  О’Брайен:

 - Чувства… Вы никогда не ведали и не знаете, что это. Но это насущно, как дыхание. И без этого: без любви, без радости, без печали дыхание - только часы, тиканье.

Джон Престон:

- Тогда мы вынуждены подвергнуть вас процедуре.

Итак, мы должны ответить на главный вопрос произведения: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой, волей?

3. Дискуссия. Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»?  Давайте поспорим.  Вот некоторые тезисы тоталитарного государства:

1.Дикое состояние свободы.

2.Математически безошибочное счастье.

3.Наш долг -  заставить их быть счастливыми.

4.Самая трудная и высокая любовь – это жестокость.

5.Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии.

6. Душа – тяжёлое заболевание.

Выводы: тезисы противоречивы, звучат иной раз парадоксально. Значит, что-то не так в этом обществе, а люди, видимо, потеряли нравственные ориентиры.

4. Тест-ассоциация.

Вы, наверное, заметили, что читать роман трудно. Много математических терминов, формул, геометрических фигур.

Перед вами геометрические фигуры. С какими геометрическими фигурами вы себя ассоциируете? Выберите любую из предложенных фигур.

Рассмотрим значение этих фигур с точки зрения психологов.

 “Квадраты” – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.

“Треугольники” – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают.

“Круги” – люди доброжелательные, искренние. Круг – это гармония.

“Зигзаги” – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.

Давайте выясним, какие  геометрические фигуры использует Е.Замятин для характеристики своих героев, явлений жизни.

Индивидуальные задания: (ученики выполняли дома)

Ответ: О-90 (круг), И-330 (зигзаг), треугольник семьи.

«Я, он и О – мы треугольник, пусть даже и неравнобедренный…»

«…божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратная гармония серо-голубых шеренг»

«На площади Куба через два дня состоится праздник Правосудия»

Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математическим счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать  прекрасным будущим общество, изображённое в романе?

4. Работа в группах.

  Группа «Математики»

Задание:  Через математические образы-символы рассмотрите  философские категории романа: счастье, любовь, душа. Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1?

Результаты работы группы

√ -1 (квадратный  корень из -1)  - не имеет смысла,   означает безысходность.  Это ДУША человека, что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать.

«Давно, в школьные годы, со мной случился √ -1.И вот теперь снова √ -1».

«этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…»

- Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.

Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия.

Л (Любовь)  = f (С), т.е. любовь и смерть.

Мы – обезличенная масса, не люди, а «нумера».

«Мы – счастливейшее среднее арифметическое… Как это у нас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира…»

 Интеграл – суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах.

«Стихия любви была побеждена. Знаменатель дроби счастья приведён к нулю – дробь превращается в великолепную бесконечность. Любовь у древних была  источником бесчисленных глупейших трагедий – у нас приведена к гармонической, приятно-полезной функции организма, так же, как сон, физический труд, приём пищи и т.д.»

«Линия государства – прямая линия»

«Счастье - когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»

Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи с Единым Государством, преступны.

  Группа «Правоведы»:  Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема?

Результаты работы группы

«Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как  движение аэро и его скорость. Скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений   -  это избавить его от свободы».

Всё, что охраняет нашу несвободу, т.е. наше счастье: Благодетель, Машина, Газовый Колокол, Хранители, - всё это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно».

Создана целая система подавления инакомыслия: бюро Хранителей (в котором шпионы следят, чтобы каждый был «счастлив»), Операционное бюро с его чудовищным Газовым Колоколом, Великая Операция (в фильме «Эквилибриум» – ПРОЦЕДУРА),  доносительство, возведенное в ранг добродетели.

Группа «Романтики»:  

Задание. 

Зачем человеку   музыка, живопись, поэзия? Можно ли обойтись без них?

 Результаты работы группы:

«Я лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, формулы, пища, дома и т.д.»

«стерильное, безукоризненное небо»

«всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды о красоте и величии Единого Государства»

«Мы из влюблённого шёпота волн добыли электричество, приручена дикая стихия поэзии. Поэзия – полезность»

Названия поэтических книг говорят сами за себя: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу».

Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации.  

Единое Государство отнимает у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией.

Незаурядность, талант, творчество – враги порядка, они подвергаются уничтожению. Бунтари излечиваются путём хирургического вмешательства.  

Группа «Философы»

 Задание. Как устроено «счастливое» общество будущего? Как  достигается счастье в романе, как сумело Единое Государство удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан?

Результаты работы группы

«Счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»

«В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что МЫ – от Бога, а Я от дьявола».

Материальные проблемы решали в ходе Двухсотлетней войны. Голод победили за счет гибели 0,8 населения - жизнь перестала быть высшей ценностью. Десять нумеров погибли  при испытании.

 Но победа в Двухсотлетней войне имеет еще одно значение: город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей.

5. Общий проект. Представление результатов работы   групп (компьютерная презентация)

  1. Люди не думают о завтрашнем дне, у каждого есть работа и квартира
  2. Писатели и поэты воспевают красоту и величие государства.
  3. Торжествует МЫ,  уничтожено Я.
  4. Нет места зависти и злости
  5. Любовь, душа  (как и другие чувства) уничтожены. Любовь – это болезнь души, больных быть не должно!
  6. Шеренга,   униформа.
  7. Всепроникающая слежка (прозрачные стены домов)
  8.  Подавление личности
  9.  Бюро Хранителей,  всеобщее поклонение Благодетелю
  10.  Не люди, а номера (Д-503, О-90, И-330)

6. Подведение итогов.  Как автор показал гибельность тоталитарного строя?

Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведёт к Единому Государству.  И вместо идеального, справедливого и гуманного общества обнаруживает бездушный казарменный строй, обезличенные «нумера», которые интегрированы в послушное и пассивное МЫ, слаженный неодушевлённый механизм.

Всеобщее благоденствие, решение вечных проблем социальной несправедливости, совершенствование действительности - вот основные  проблемы романа-антиутопии. Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты приходят к выводу, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на себя самого, ограничить потребности, заставить думать по шаблону.

Однако, как оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать. Именно личность становится камнем преткновения и предметом ненависти для любых утопистов, стремящихся расправиться с ее свободной волей, боящихся любых проявлений свободного «Я».

Замятин нарисовал финал развития любого общественного строя, в основание которого заложена идея насилия над человеком. В романе показаны  искусственность, противоестественность отношений между людьми,  отношений между государством и людьми. Представления о человеческих ценностях искажены.

И всё-таки, завершить урок хотелось бы эпиграфом:

«Живая душа потребует, живая душа не послушается механики». 

                           

7. Домашнее задание: 

Вернёмся к записи на доске «XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе». А можно ли найти черты антиутопии в нашей жизни?

Напишите сочинение-рассуждение «Проблемы романа Е.Замятина в современном мире».

Приложение 1.    Словарь к теме

   Утопия – реализация в художественной форме мифа о построении рая на Земле.

   Антиутопия – такое описание будущего, где в гротескной форме изображены пороки настоящего, логически доведенные до пугающего абсурда.

   Тоталитарный режим – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования.

   Энтропия – угасание потенциала жизни, ее вырождение, тупиковая ситуация. Сущность э. в пресечении связей с источниками жизни, блокада, «стена».

Апофеоз (гр. «обожествление») – прославление, возвеличение какого-л. Лица, явления, события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Судьба человека в тоталитарном государстве по творчеству А.Солженицына,В.Шаламова, А.Жигулина

На данном уроке мы знакомимся с биографией писателей,исследуем особенности представления"лагерной темы" в творчестве каждого;формируем чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и...

Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»

Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Евгений Иванович Замятин. «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве Методическая разработка урока по литературе в 11 классе

Евгений Иванович Замятин. «Мы».Судьба личности в тоталитарном государствеЛитература (11 класс)Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа. По...

Судьба поэта в тоталитарном государстве (Проект)

Урок-защита проектов. Проблемный вопрос:Что в творчестве  разных поэтов не соответствовало идеологии Советского государства?Группа учащихся (4-5 человек) представляет свои проекты, подготовка кот...

Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...

Тема: «Судьбы людские в тоталитарном государстве»

Тип урока:  Урок-семинар  (защита проектов)Цель урока:  показать особенности освещения «лагерной темы» в литературе периода «оттепели» ( на примере произведений ...