"Малая" родина в лирике С.А.Есенина
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ирина Николаевна Корнюшина

Урок  литературы в пятом классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_esenina.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа по теме: «Лучший урок с использованием ИКТ»

Учитель русского языка и литературы: Корнюшина Ирина Николаевна

Класс: 5б

Предмет: литература

Тема:  «Малая» родина в лирике С. А. Есенина.

Цели:

а) Обучающие. Познакомить учащихся с личной и творческой биографией С.А.Есенина; подготовить учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; формирование таких понятий, как “истоки поэзии”, метафора, олицетворение,  эпитет, сравнение, окказионализм, лиризм.

б) Развивающие (когнитивные). Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

в) Воспитывающие. Воспитывать любовь к родному краю через лирику С.Есенина, чувство патриотизма; любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С.Есенина.

Доминирующая цель: доказать, что детство поэта –исток его любви к родине.

Словарная работа: “дождь листьев” –листопад, “Русь голубая”, родимый край, лирика, “чувство родины”, истоки поэзии.

Знания на уроке: научить учащихся понимать лирическое произведение; обучение образному мышлению.

Литературоведческие понятия: эпитет, метафора,олицетворение, сравнение ,окказионализм

Оборудование: использование компьютерных технологий: создание мультимедийного фильма, аудиозаписи чтецов.

Методы и приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа лирического произведения, выразительное чтение.

Тип урока: чтение и анализ лирического произведения с элементами заочной экскурсии в село Константиново.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (подготовка учащихся к уроку, психологический настрой, приветствие).
  2.  Сообщение темы урока. Постановка целей урока: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с литературой 20 века. Поговорим о Сергее Александровиче Есенине. Представим с вами, каким он был человеком, познакомимся с поэзией, совершим заочную экскурсию в родное село поэта Константиново.
  3. Целенаправленная подготовка к восприятию темы. В качестве эпиграфа я взяла слова самого поэта: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. – Что значит “чувство родины”?

(Многие русские поэты в своем творчестве затрагивали тему Родины, но только для С. Есенина она была проникнута чувством, в котором смешалось все: любовь к родному краю; тоска по детству, переживание за судьбу своей страны.)

  1.  Заочная экскурсия в село Константиново:

– Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие на родину поэта С.Есенина, в село Константиново. Познакомимся с поэтом, его семьей. Это должно нам лучше помочь воспринять стихотворения, которые мы будем анализировать.

Учитель: Две даты: (3 октября ) 1895 года. 28 декабря 1925 года. Первая – рождения, вторая – смерти Есенина.

Рязань, рязанская земля... Места эти – исконно русские, изначальные. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края. Одно из них – Константиново.

Константиново... Многим достойным людям оно было колыбелью, но только один из них сделал родное рязанское село известным во всем мире. Этот человек – Сергей Есенин. Он был “нежно болен воспоминаньем детства”.

  1. Физкультурная минутка. ( Ребята, вы посмотрели фильм. Глазки ваши устали. Давайте закроем их и поведем влево, а потом вправо, затем вверх и вниз. Представим с вами все то, что увидели и услышали сейчас на уроке. Сядьте ровно. Ваши глазки отдохнули? Значит, мы продолжаем наш урок.)
  2. Слово учителя.
  3.  Чтение стихотворения «Я покинул родимый дом» С.А.Есенина (фонозапись)
  4. Анализ стихотворения.

– В каком году написано стихотворение?

– Сколько лет было Есенину в этом году?

– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?

(В 1918 году С. Есенину было 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.)

– Давайте с вами посмотрим, какие события произошли в России за это время. (Через проектор пропускаются даты: 1914, 1917, 1918.) Учитель объясняет даты.

Рассказ учителя.

1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.

– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(События, происходившие в России, заставили поэта воспринимать свою малую родину как сказочную землю, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.)

– Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый?

(Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.)

– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году? (Русь для поэта – это древняя рязанская земля.)

- В своём стихотворении Есенин умело использует художественные языковые средства. Какие? Поэт называет Русь голубой? (Образ голубых небес). Как называется прием, который использует автор? (Эпитет.)

– Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится? (Метафора.)

– Что обозначает она? (Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой.)(скрытое сравнение)

– Почему вода называется тихой? (Нет ветра.)

– Какой прием скрыт в этих строках? (Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.)

– Как вы понимаете строку: “Долго петь и звенеть пурге”?( Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

– Кто хранит “голубую Русь”?(Ее стережет клен – излюбленный образ поэта. Он является олицетворением русской деревни для поэта, а для него образ клена – это причастность к народной поэзии.)

– Как вы понимаете фразу: “Тем, кто листьев целует дождь”? (“Дождь листьев” – листопад.)

– Какой перед нами клен? (Осенний.)

– Читаем последние строчки стихотворения:

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож

– А вы знаете,  Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. (Оттого клен на него похож головою.)

  1.  Творческая работа.

Ученики расположились в трёх творческих группах. Одна из групп получает задание  - подобрать иллюстрации к  стихотворению «Я покинул родимый дом..», обосновать свой выбор. Вторая  группа создаёт обложку к сборнику стихотворений С.А.Есенина. Третья группа приводит пословицы, поговорки о Родине, о любви к ней.

  1. Рефлексия.

– Творчество и личность какого поэта мы с вами сегодня затронули?

– Что вы узнали о С.А.Есенине, его детстве, семье, “малой родине”?

– Что является “истоком поэзии” и вдохновением у С. Есенина? (Его “малая” родина)

Заключительное слово о С.А.Есенине:

Творчество С. Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.

«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читаю люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь. Есенин – это вечное, как это озеро, как небо…» Н. Тихонов

  1. Домашнее задание: выучить стихотворение «Я покинул родимый дом…».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся  предстоит ответить ...

Урок по лирике С.А.Есенина в 7 классе

Урок изучения нового материала по программе "Школа-2100". На уроке анализируется стихотворение С.А.Есенина "Письмо матери"....

Образ Родины и средства его воплощения в лирике С.А. Есенина

Работа представляет собой лекционный материал для обучающихся 11 класса. Материал может быть использован как вариант  внеурочной деятельности педагога и учащихся....

МОТИВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ С.А.ЕСЕНИНА

В статье рассматривается феномен философской лирики С.А.Есенина в контексте эволюции личности поэта. ...

Урок по литературе в 5 классе на тему :"Художественное богатство пейзажа в лирике С.А. Есенина"

Урок-путешествие.  Ребята отправляются в путешествие по мастерской Есенина. Учатся находить художественные средства в лирике С.Есенина. Знакомятся с богатством красок, звуков в  пейзажной ли...

Презентация "Любовная лирика С. А. Есенина".

Презентация-сопровождение к уроку литературы в 11 классе....