Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки».
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки».

Составила: учитель высшей категории русского языка и литературы ГБС(К)ОУ школы-интерната №117 г.о. Самара Платонова Л. А.

9 класс

Цели и задачи урока:

а) показать художественное мастерство И. Бунина;

б) воспитывать любовь к Родине, к ее истории;

в) показать неразрывную связь поколений, подчеркнуть, что нельзя быть «Иванами», которые не помнят родства, нельзя не знать своих истоков и корней;

г) показать всю прелесть русского пейзажа, мастерски описанного Буниным.

Оснащение урока: слайд-шоу «Природа России в картинах русских художников», музыкальные произведения Вивальди, Чайковского.

На уроке литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки» необходимо отметить ту особенность раннего прозаического творчества И. Бунина, которая обуславливает в первую очередь наличие лирического сюжета в произведении, может быть вплоть до почти полного отсутствия событийности. Для Бунина на первом месте стоят впечатления, ассоциации, особый элегический настрой, поэтическое видение мира.

Некоторые литературоведы называют такое явление в художественной литературе особым термином «стихопроза». Пожалуй, именно таким необычным термином можно назвать и рассказ Бунина «Антоновские яблоки».

Этот великолепный рассказ так и хочется назвать стихотворением в прозе, он представляет собой восторженную и вместе с тем грустную эпитафию русской дворянской усадьбе.

Разве не печально наблюдать, как все дорогое тебе с детства безвозвратно уходит в прошлое? Для наследника дворянской литературы И. Бунина, гордящегося своей родословной, таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, с земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян. И на все это в начале двадцатого века уже лег отблеск последней зари.

Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом.

Увядание дворянских усадеб ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем.

«На ранней заре, когда еще кричат петухи, … распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который блестит кое где утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадь… Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Осень – пора престольных праздников…»

Этот рассказ очень важен для понимания бунинского творчества. С огромной художественной силой запечатлен образ родной земли, ее богатство и непритязательная красота. Писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.

Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И. Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы…»

Перед читателями проходит целый мир прошлого, нарисованный то с яркой сочностью «… прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. Всюду сильно пахнет яблоками…», то в акварельной тающей дымке «… темнеет. И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные силуэты двигают вокруг костра…».

Нельзя не отметить, что Бунину очень дорог и национальный колорит. Теплые движения сердца, горделивое любование окружающим миром, населяющими его людьми, характерно для описания садовой ярмарки. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике. Конечно, в рассказе проявляется и характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда прибраны и довольны. Через диалоги передает Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.

Но все-таки главное в этом рассказе – элегические нотки в описании дворянских усадеб. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места… Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой».

Следует отметить во время анализа рассказа, какое большое внимание уделяет Бунин описанию охоты, отмечая, что именно она поддерживала угасающий дух помещиков. Дворянская охота описывается как настоящий театральный спектакль со своими героями, такими, например, как Арсений Семеныч. «И вот я вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча, в большом доме, в зале, полной солнца и дыма от трубок и папирос. Арсений Семеныч, вышедший из кабинета с арапником и револьвером, внезапно оглушает залу выстрелом… Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом – красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах».

Для героев рассказа охота, это следует отметить особо, игра, воссоздание иллюзии существования былого помещичьего великолепия. «… Уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика и наполняет шумом весь двор усадьбы, которая озаряется фонарями, свечами и лампами, вынесенными навстречу гостям из дому… Случалось, что у такого гостеприимного соседа охота жила по нескольку дней».

Анализируя рассказ, необходимо особо обратить внимание на особенности композиции. В нем нет традиционной фабулы, отсутствует закрученная интрига. Рассказ построен как мозаика разнородных впечатлений, воспоминаний автора, лирических откровений и философских раздумий. Здесь следует подобрать и воспроизвести различные цитаты из текста.

Впечатления от охоты: «Едешь на злом, сильном и приземистом «киргизе» крепко сдерживая его поводьями, и чувствуешь себя слитым с ним почти воедино».

Воспоминания автора: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам… Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно…».

Лирические откровения: «Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме – тишина. Впереди – целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе… Потом примешься за книги… Кукушка выскакивает из часов и насмешливо-грустно кукует над тобой в пустом доме. И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска…»

Философские раздумья: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!»

Нельзя не заметить и необходимо обратить на это внимание учащихся, анализируя рассказ, что чередование глав связано с календарными изменениями.

Глава первая – ранняя погожая осень, суета в саду во время сборки урожая. Глава вторая – описание урожайного года, тишина в саду после сбора плодов. Глава третья – воспоминания о дворянской охоте в самый разгар осени, рассказ о дворянской усадьбе, о буре в саду. Глава четвертая – воспоминания о глубокой осени. Впереди зима. Описание наполовину вырубленного обнаженного сада.

Равно также, как изменяется сад, изменения происходят и в главном лирическом герое. Надо отметить, что он не персонифицирован, облик его изображен эскизно, но этот духовный облик представлен очень ярко. Это мечтатель, поэтически тонко чувствующий человек, патриот своей Родины. И как проходят по главам изменения в саду, так же последовательно изменяются и возраст, и взгляды лирического героя на мир. Вначале он ребенок, потом подросток, затем юноша, и наконец, зрелый человек. В третье и четвертой главах особенно чувствуется убывание светлых тонов, утверждаются темные, мрачноватые, тоскливые тона «синеватые, пасмурные дни; грустно умирают сумерки». Не только ветшает поместье, но и человек движется к своей осенней, зимней поре.

В процессе урока надо акцентировать внимание на основные абстрактные образы рассказа: Родина, детство, любовь, природа. Этот рассказ Бунина можно назвать, кроме того, «душистым» рассказом. Запахи помогают воспроизвести яркие картины природы. Каковы же они? Ржаной запах соломы, аромат опавшей листвы, запах вишневых сучьев, крепкий запах грибной сырости, запах сушеных липовых цветов, запах антоновских яблок, меда и осенней свежести.

Запах антоновских яблок – рефрен всего рассказа, часто повторяющаяся деталь. Почему именно антоновские яблоки и их запах художник избрал символом уходящего родного быта? Антоновка – старинный русский сорт зимних яблок, искони любимых народом. Часто эти яблоки в народе называли «духовыми». Выходец из орловской губернии, Бунин прекрасно знал, что антоновские яблоки – одна из примет русской осени, которую он так поэтически описал в своем рассказе.

Необходимо отметить, что имеет смысл использовать при анализе рассказа различные лексические модели: ностальгия по угасающим дворянским гнездам; элегия расставания с прошлым; картины патриархального быта; поэтизация старины; апофеоз старой России; увядание, запустение усадебной жизни; грустный лиризм рассказа. Необходимо хотя бы частично, объясняя эти модели, стараться ввести их в лексику учащихся.

Особое внимание стоит обратить на живописные метафоры и олицетворения, встречающиеся в тексте. Примеры их могут быть разнообразны.

Домашнее задание представляет собой подготовку ответов на следующие вопросы:

1) что из этого рассказа вам запомнилось особо живо и ярко?

2) какое настроение было преобладающим?

3) хотелось ли вам перенестись в этот прелестный, сказочный, золотистый мир?

4) какие чувства испытывает лирический герой рассказа?

5) можете ли вы отождествить чувства лирического героя и самого Бунина?

Подводя итог урока, необходимо сделать вывод, что рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» дорог читателю тем, что воплощает красоту родной природы и учит любить Россию так же сильно, как любил ее великий русский писатель.

Литература.

1. И. Бунин. Антоновские яблоки.

2. Энциклопедия литературных героев. Русская литература XX века. Книга 1. М., 1998.

3. Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Методические рекомендации "Значение уроков литературы в формировании речевого этикета школьников"

Сведения об авторе:Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельнос...

Литературно-музыкальные портреты. Методические рекомендации для уроков литературы

Литературно-музыкальные портреты. Методические рекомендации для уроков литературы...

Методические рекомендации к уроку литературы в 11 классе по теме "Окопная правда" в романе М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"

Материал может быть использован в качестве дополнительного источникиа при подготовке к урокам литературы, посвящённым творчеству М.А.Шолохова...

"Чудная" власть прошлого в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки»

Урок по рассказу И.А.Бунина "Антоновские яблоки" в 11 классе...

Урок по рассказу И.А. Бунина "Антоновские яблоки"

Урок посвящен теме увядания  и запустения дворянских усадьб в начале 20 века.Светлая грусть сопровождает уходящую красоту, умирающие традиции. Но есть надежда, что когда-нибудь все возродится. На...