"Чудная" власть прошлого в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки»
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Максименко Ольга Борисовна

Урок по рассказу И.А.Бунина "Антоновские яблоки" в 11 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чудная» власть прошлого в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки» Презентация Максименко Ольги Борисовны у чителя ГБОУ СОШ №474 Г.Санкт -Петербурга

Слайд 2

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (М. Горький)

Слайд 3

Часто это произведение сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину. Какое общее настроение создалось после чтения рассказа ? Можно ли четко определить сюжет рассказа? Какой представляется личность лирического героя? Меняется ли он на протяжении рассказа? Что еще меняется в ходе повествования?

Слайд 4

В первоначальной редакции рассказ имел следующее вступление: «Где-то я читал, что Шиллер любил, чтобы в его комнате лежали яблоки: улежавшись, они своим запахом возбуждали в нём творческие настроения. Не знаю, насколько справедлив этот рассказ, но вполне понимаю его: есть вещи, которые прекрасны сами по себе, но больше всего потому, что они заставляют нас сильнее чувствовать жизнь. Запахи особенно сильно действуют на нас, и между ними есть особенно здоровые и яркие: запах моря, запах леса, чернозёма весною, прелой осенней листвы, улежавшихся яблок <…> чудный запах крепких антоновских яблок, сочных и всегда холодных, пахнувших слегка мёдом, а больше всего – осенней свежестью !». Впоследствии автор снял это вступление. Но на его незримое присутствие указывает многоточие, непривычно вынесенное в самое начало рассказа.

Слайд 5

Рассказ был впервые опубликован в 1900 году в журнале « Жизнь» и имел подзаголовок « Картины из эпитафии». Почему картины? Потому что у произведения нет характерного сюжета, его называли и очерком и стихотворением в прозе. Эпитафия – надгробная речь, надгробная надпись Значит речь идет о чьем-то умирании. О каком умирании идет речь? Исследователи отмечают 3 течения времени в рассказе. Какие? от осени к зиме, от расцвета поместного дворянства к его угасанию от детства к зрелости

Слайд 6

Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? С чем ассоциируется слово САД у Бунина? ( с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем. Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад- дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедшие в упадок. Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями).

Слайд 7

В рассказе « Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: « …помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный , наполнен « лиловым туманом», как будто срывает тайны природы. Но « прощальный праздник осени» подошел к концу, и « черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске» В последней главе сад - опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде.

Слайд 8

" Нет, не пейзаж влечет меня, Не кpаски я стpемлюсь подметить, А то, что в этих кpасках светит,- Любовь и pадость бытия». И.А.Бунин Почему рассказ называется «Антоновские яблоки»? В чём, по-вашему, смысл рассказа?

Слайд 9

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Какие проблемы освещает автор в рассказе? Проблема поиска смысла жизни Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни Проблема патриотизма, любви к родине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Выразительные возможности односоставных предложений (На примере текста И.А.Бунина "Антоновские яблоки")

Урок русского языка в 8 классе. Цель урока - обобщение знаний об употреблении односоставных предложений, формирование культуры речевого общения....

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки».

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки»....

И. Бунин "Антоновские яблоки"

Бунин в своём  « осеннем рассказе»  уловил  и передал  неповторимую атмосферу  прошлого. ...

Урок по рассказу И.А. Бунина "Антоновские яблоки"

Урок посвящен теме увядания  и запустения дворянских усадьб в начале 20 века.Светлая грусть сопровождает уходящую красоту, умирающие традиции. Но есть надежда, что когда-нибудь все возродится. На...

Чудная власть прошлого в рассказе И.А. Бунина "Антоновские яблоки"

Данный урок помогает показать главные черты бунинского мировосприятия, бунинского стиля рассказа....

И. А. Бунин "Антоновские яблоки"

Презентация к уроку внеклассного чтения...