Урок литературы по теме "Зорко одно лишь сердце"(8класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Ермакова Марина Леонидовна

Урок- размышление «Зорко одно сердце» (по сказке-быль«Маленький принц» А.С.Экзюпери. )

- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает душу человека.» Раскройте сердце будущему открытию. - Ребята! Вы на пороге взрослой жизни. У каждого из вас есть мечта о ком-либо или о чем- либо. Правильно! Во все времена у людей разных поколений была своя мечта. Вспомните народные сказки, в них народ воплощал свои мечты – мечты о счастливой жизни. - Писатели и поэты свои мечты воплощали в своих произведениях. Сегодня мы с вами поговорим о мечте удивительного писателя в сказке «Маленький принц». Это не просто сказка – это сказка быль. Она о людях, которые верят, любят, ошибаются, стремятся к лучшему. Думаю, это обращение Антуана де Сент Экзюпери к вам, молодому поколению. - Пожалуйста, вспомните содержание сказки и скажите, как можно обозначить сегодняшний разговор словами, взятыми из текста. «Зорко одно лишь сердце» «Самое главное глазами не увидишь» «У каждого человека есть свои звезды» «Мы в ответе за тех кого приручили»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок- размышление

«Зорко одно сердце»

«Маленький принц» А.С.Экзюпери.

- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает душу человека.»

   Раскройте сердце будущему открытию.

- Ребята! Вы на пороге взрослой жизни. У каждого из вас есть мечта о ком-либо или о чем- либо. Правильно! Во все времена

у людей разных поколений была своя мечта. Вспомните народные сказки, в них народ воплощал свои мечты – мечты о счастливой жизни.

 - Писатели и поэты свои мечты воплощали в своих произведениях. Сегодня мы с вами поговорим о мечте удивительного писателя в сказке «Маленький принц». Это не просто сказка – это сказка быль. Она о людях, которые верят, любят, ошибаются, стремятся к лучшему. Думаю, это обращение Антуана де Сент Экзюпери к вам, молодому поколению.

 - Пожалуйста, вспомните содержание сказки и скажите, как можно обозначить сегодняшний разговор словами, взятыми из текста.

«Зорко одно лишь сердце»

«Самое главное глазами не увидишь»

«У каждого человека есть свои звезды»

«Мы в ответе за тех кого приручили»

- Какое выражение подходит по смыслу?

Я согласна все они синонимичны: зорко- чутко, внимательно, заботливо.

Тему нашли   «Зорко одно сердце»

  - Вглядитесь в тему и каждый поставьте задачу?

  - Что для себя хочу понять?  - Узнать побольше о творчестве писателя.

                                            - Когда зорко сердце?

                                               - Какие мысли вложил в       произведение автор?

Я правильно поняла, вы хотели сказать – Найти заветные и затаенные мысли автора? И это будет проблемным вопросом

?  Какие «заветные и затаенные мысли» выразил автор в своем произведении?

- Вы знакомились с автором, когда читали сказку, так давайте скажем несколько слов о нем.        

 Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) – потомок старинного графского рода, предки его участвовали в крестовых походах. Но ко времени рождения будущего писателя от обширных некогда владений ничего не осталось, отец его работал страховым агентом. Вся жизнь Антуана – жизнь человека, который решительно всем обязан лишь самому себе.

  Он не собирался  быть писателем, с юношеских лет увлекался авиацией и со временем стал одним из самых известных летчиков страны. Он испытывал новые типы аэропланов, совершал рекордные перелеты. Но наступило время и у него возникло желание поделиться своими мыслями и чувствами. Так возникли «Новый полет» (1931) и «Планета людей»(1939).

   Когда началась Вторая мировая война, Сент-Экзюпери, бывший тогда военным летчиком, стал в ряды тех, кто вел борьбу с немецкими оккупантами.

Он погиб, производя разведывательную аэрофотосъемку в труднейших фронтовых условиях.

 - Чем необычна судьба Экэюпери? (военный летчик- испытатель, сам всего добился, погиб на войне с  фашистскими окуппантами).

Вывод   Главное в нем – он любил жизнь, верил в людей в их доброе начало.

-Итак, вслушайтесь в слово писателя, вместе с ним и Маленьким принцем совершим путешествие по разным планетам, не забывая,что каждая планета – человеческие пороки.

 - Кто он Маленький принц? Что вы о нем узнали?

(«необычный малыш», «необыкновенное явление». «ангельский голосок», «очень очень славный»)

-Кого он напоминает? Ангела, который приходит на помощь в трудную минуту, оберегает.

Жил. Жил и решил покинуть свою планету. - Какое решение он принял? Надо найти занятие да поучиться чему-нибудь.

- Как вы помнит, ребята, он побывал на разных планетах и неудовлетворенный улетал дальше? – На каких планетах он побывал? …….

Вы – исследователи.

Ваша задача – исследовать планету, выявить причину неудовлетворенности М.п.. Работать строго по плану, он перед вами. Время подготовки -5 минут, 2 минуты – сообщение.

Вывод по таблице.

Название планеты.

Какая главная черта определяет характер обитателя?

Какова жизненная цель?

Отношение М.п. к герою.

Что не понравилось?

«Астероид-325. Планета короля»

Властолюбив, лишен чувства любви к ближнему.

(подданные)

Неограниченная власть и беспрекословное подчинение- -предел его мечтаний.

Жалость

«здесь не поглядишь на рассвет»,

«Ждал до последней минуты исповеди короля…»

«Астероид

-326.

Планета честолюбца».

Эгоизм и тщеславие,

Равнодушие к окружающим.

(почитатели)

Самовосхищение, самолюбование.

«Почитать- значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче, всех умней»

Просто глупо  и смешно

«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

«Астероид -327. Планета пьяницы»

«Астероид- 328.

Планета делового человека.»

Безвольный,

Постоянное чувство вины перед окружающими.

Бездушная практичность (ради денег не стесняется в средствах), жадность.

 Болезненное пристрастие.

«Не верит ни в Бога, ни в себя. Мы знаем, что без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни духовно, он на краю гибели»

Материальное благополучие, неуемная жажда денег. (Звезды- красота Вселенной превратилась в товар.)

Человек деградировал.

Жаль горького пьяницу.

«Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ».

Отвращение.

«.не человек, а гриб», «звездам от тебя никакой пользы..»

«Астероид-329.

Планета фонарщика».

Трудолюбив.

«думает не только о себе»

Труд бесполезен

«он как механический заводной человек со спящей душой»

Восхищение.

«Прекрасное занятие, это по-настоящему полезно и красиво.»

«Астероид-330.Планета географа».

.Высокомерие чиновника, не доверяет людям.

«не выходит из кабинета обо всем судит понаслышке»

Знания формальны. Его не интересует даже собственная планета, так, как он считает себя

«слишком важным лицом».

Отвращение.

Не знает даже своей планеты.

- Вспомните для чего отправляет  автор М.п. на разные планеты?

(поучиться чему-нибудь)

 - Смог ли он найти то, чему можно поучиться?

Вывод:   Нет счастья, от их деятельности нет пользы.

Экзюпери выразил мысль так «почва, засеянная дурными семенами, не дает рост».        

Географ советует маленькому принцу посетить планету Земля: «У нее неплохая репутация».

 - Чем отличается от других планет? Встретил человека, летчика, который  как и М.п. умеет летать (друг)

Вывод: Они спорят, им интересно беседовать, сопереживают друг другу. Помогают найти истину «вода нужна сердцу».А самое главное? Он нашел друга.

 -Оправдались ли надежды М.п.?

Вывод: Человек с планеты земля ищет, сомневается, просит. Его не покинула вера.

И еще одна встреча изменила Маленького принца на Земле. Вспомните эпизод. Который приводит героя к отчаянию («он лег на траву и заплакал»)

Продолжите мысль: принц увидел сад с многочисленными розами..(значит, роза его обманывала , что она единственная и неповторимая).

- Кого встретил М.п. в трудную минуту? Чтение по ролям (гл.22)

О какой истине напоминают слова: «Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей все свои дни..».

Вывод: Чтобы иметь друга, нужно отдавать свое время, быть в радости и в горе.

 Перед тем как улететь маленький принц кое-что подарил «взрослому другу»

- Что это был за подарок? (мечту)

Вывод: Взрослый научился мечтать и увидел как мир прекрасен, как дороги люди. Которые его окружают. Летчик научился видеть чудо. Обрел веру себя (вновь начал рисовать, купил альбом..).

? Какие самые «заветные и затаенные» мысли выразил автор?

Вывод:   - о необходимости уважать и ценить человека;

                - о том. что нельзя жить без дружбы;

               -  о том, что людям нужна доброта;

              - о том. как важно быть терпеливым, любить ближнего, не терять веру, стремиться к самосовершенству.

Звучит песня «Маленький принц», ученики записывают на звездочках свою мечту.

Домашнее задание. Рядом со своей мечтой поставьте число и это будет целью ,которую вы обязательно осуществите, если поверили и услышали  слова Маленького принца. Дерзайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию "Зорко одно лишь сердце"

Программ "Зорко одно лишь сердце" была разработана с учётом интересов детей и спицифики учебного заведения....

Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

«Зорко одно лишь сердце»

Светильники надо беречь:          порыв ветра может погасить их.         … не забывай: ты всегда в ответе за ...

Зорко одно лишь сердце

Эссе - размышление о моей работе....

Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).

Министерство образования  Российской ФедерацииМуниципальное казенное  образовательное учреждение  1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста). ...

Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)

Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958«Педагогические секреты»Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психол...