Образ весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Рузанова Наталия Валерьевна

конспект урока литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 урока литературы в 5 «В» классе

МОУ гимназии №77 г.о.Тольятти

учителя русского языка и литературы

Рузановой Наталии Валерьевны

Тема урока:

Образ весны в стихотворении  Ф.И.Тютчева

«Зима недаром злится…»

Цель урока:

  • раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения;  продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;
  • учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);

  • воспитывать любовь к родной природе;

Оборудование урока:

  • альбом П.И.Чайковского «Времена года»;
  • презентация, интерактивная доска
  • репродукции картин

Тип урока

Углубленная работа над текстом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

1. Установка на художественное восприятие произведения. Эксперимент  «Образы природы в русской поэзии»  (Составление ассоциативного ряда, музыкальное оформление)

- Ребята,  я буду называть слово, а вы молча будете записывать поэтические ассоциации, которые возникают у вас. (В это время звучит тихо музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского)

Слова для эксперимента: природа, зима, осень, лето.

Затем ученики читают свои записи вслух. Сравнивая ответы, мы увидим, что  у многих учеников названия времён года вызывают сходные мысли, образы, воспоминания.

2. Работа со статьёй учебника к разделу  «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе».

- Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишем эти предложения в тетрадь

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души…

3. Сообщение темы и цели  урока.

- Сегодня мы постараемся «разглядеть» образ весны, созданный  Ф.И. Тютчевым  в стихотворении «Зима недаром злится…»,

4. Прочтение  художественного произведения.

а) Чтение стихотворения учителем наизусть.  

Зима недаром злится,        

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление)

- Какие картины вы представили? (Устное словесное рисование)

- А вот перед вами репродукции картин известных художников. Какая из них более соответствует стихотворению Ф.И.Тютчева?

На доске (слайд 1,2,3) репродукции следующих картин: И.Левитан «Весна – большая вода», «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». Если урок проводится  с использованием интерактивной доски, то репродукции хорошо просматриваются, и учащиеся почти единодушно выбирают картину «Март» И. Левитана.

б)  Повторное чтение  - осмысление первоначального впечатления.

Динамическая пауза.

 5. Анализ художественного текста.

а) Экскурс в историю. Слово учителя.

- Зима – это время года, которое в представлении древних славян, как и других народов, было одушевлённым. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку, приезжает на пегой кобыле. Она дышит на всё встречное леденящим дыханием. Слуги Зимы – метели, вьюги, позёмки тянутся по следу госпожи.  А когда Зима даёт им работу, крутятся над землёй снежные вихри, метут метели, бушуют бураны.

Со временем Зима стареет, и к марту, накануне прихода Весны – Красной девицы, Зима, по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно скорее спровадить туда, откуда пришла,  в снеговые  хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела.

б) Определение темы стихотворения.

- Что такое тема художественного произведения? (Тема – это предмет изображаемого в произведении)

    - Как бы вы определили тему стихотворения «Зима недаром злится…»? (Тема природы, смена времён года…)

в)  Особенности лирического героя.

- Вспомните, кто такой лирический герой? (Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём)

- Лирический герой и автор – это одно лицо? (Нет, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или событиями его жизни, с его отношением к природе и т.д.)

- Передаёт ли стихотворение Тютчева чувства и эмоции лирического героя?

- Можем ли мы предположить, как относится автор к родной природе? (С любовью)

- В чём это проявляется?

г) Художественно-выразительные средства.

- Какие слова  наиболее ярко передают  эмоции лирического героя?

Запись в тетради, слайд 4 на интерактивной доске.

Зима:                                                       Весна:    

злится                                                     стучится                                                                                                        

      ещё хлопочет                                         хохочет

ворчит;                                                   умылася,

      взбесилась ведьма злая,                        румяней стала

      пустила, убегая;

-  C какой целью поэт использует в стихотворении олицетворение?

д) Лексические средства, используемые в стихотворении.

- Какие слова  привлекли ваше внимание или оказались вам непонятны?

Нудит – от глагола нудеть, т е говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.

Пуще – больше, сильнее.

- К какому пласту лексики относятся эти слова? (Устаревшие)

6.  Способ рифмовки.

- Вспомните виды рифмовки. (Парная, перекрёстная, опоясывающая).

- Определите способ рифмовки в данном стихотворении. (Перекрёстная)

7. Работа над выразительным чтением.

- Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? ( Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный).

- С каким настроением будем читать стихотворение?

- Какие чувства важно передать при чтении? (Любовь к родной природе)

Выразительное чтение стихотворения.

8. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.

Интервью.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 - Что было особенно интересно?

9. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть по желанию, научиться выразительно читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Весны в искусстве и литературе. Занятие в группе продленного дня.

Издавна люди связывали приход весны с чем-то новым и прекрасным. Она была символом возрождения новой жизни.Многие композиторы, поэты и художники посвящали ей свои произведения....

"Весна Красна. Образ весны в изображении русских поэтов и художников"

Внеклассное мероприятие в 7 классе с использованием ИКТ...

«Образ Весны в искусстве и литературе». 3 класс

Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное...

Конспект урока по теме"Образ весны в литературе и искусстве"

Интегрированный урок в рамках метапредметного подхода...

"Зима недаром злится, прошла ее пора..."

Познавательный классный час для учащихся 3-4 классов....

«Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», « Есть в осени первоначальной…». 5 класс. Литература.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.Тема «Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», ...