Урок-литературно-музыкальная композиция по лирике М.Цветаевой.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Романькова Наталья Владимировна

Конспект можно использовать на уроках литературы в 11 классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК-ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПО ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ (2 часа)

Оформление урока: портрет Марины Цветаевой, рядом цветы или гроздья рябины; выставка книг о Цветаевой и сборники ее стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Цветаевой;

грамзапись.

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.

Учащиеся класса разделены на три группы; задание к уроку получено заранее.

1-я группа учащихся - ведущие (готовят к уроку сообщения о жизни М. Цветаевой. 5-7 чел.).

2-я группа учащихся - чтецы (учат к уроку наизусть стихи М. Цветаевой, готовят краткий анализ лирических произведений).

3-я группа учащихся - «музыканты» (готовят музыкальное сопровождение урока, разучивают песни на стихи М. Цветаевой для исполнения на уроке).

Ход урока

Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Чтец 1

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

«Моим стихам, написанным так рано...»

Ведущий 1

           Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже

поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем по-

этическом успехе.

           Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября

1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном

особняке одного из старинных московских переулков.

Чтец 2

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

                                                                                    «Красною кистью...»

     Ведущий 2

               Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, про-

 фессор Московского университета, искусствовед и филолог, впо-

 следствии стал директором Румянцевского музея и основателем Му-

 зея изящных искусств.

             Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусев-

шей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, вос-

хищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла

глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо - при-

роду, одарила их многими радостями детства, дала им в руки луч-

шие в мире книги.

   Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искус-

ству, к музыке.

Ведущий 3

(Из воспоминаний М. Цветаевой.)

    «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанно-

го сына Александра родилась всего только я, мать сказала: "По

крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмыс-

ленным... словом оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я

так и знала",- и тут же принялась учить меня музыке... Могу ска-

зать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Чтец З

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты...

              - В купели морской крещена - и в полете

         Своем - непрестанно разбита!

            Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

                Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

                Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

                                «Кто создан из камня, кто создан из глины...»

Ведущий 4

            После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой

постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи.

                 Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на

немецком и французском.

          Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвер-

гаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из

детства и такою осталась навсегда.

Ведущий  1

          Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцати-

летней Марины Цветаевой из сборника «Вечерний альбом» (1910 г.)

понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Моск-

ве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно

одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла

друга на всю жизнь.

Чтец 4

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий, как родник;

(Ты стал мне лучшею из книг,

А их не мало в старом доме!)

Пусть я лишь стебель, в светлый миг

Тобой, жалеющим, не смятый;

(Ты для меня цветник богатый,

Благоухающий цветник!)

Пусть так. Но вот в полуистоме

Ты над страничкою поник...

Ты вспомнишь все...

Ты сдержишь крик...

                - Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

                                                                               «Надпись в альбом»

Ведущий  5

Какой была Марина Цветаева?

      Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-

каштановые волосы, бледное лицо, глаза... зеленые, цвета вино-

града.

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

Зеленые - соленые —

Крестьянские глаза.

                                                                                                        «Глаза»

              Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее

голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по

первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

Весело встреть мой «Волшебный фонарь».

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

Ведущий 6

            Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стре-мительно.

           За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника сти-

хов: «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг (1913 г.), из-

данные при содействии Сергея Эфрона.

         Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая

1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и

все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей

сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он

нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее

зеленых».

                Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января

1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне

которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Чтец 5

                                          С.Э.

       Я с вызовом ношу его кольцо!

       - Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -

      Чрезмерно узкое его лицо

      Подобно шпаге.

      Безмолвен рот его, углами вниз.

      Мучительно-великолепны брови.

      В его лице трагически слились

     Две древних крови.

     Он тонок первой тонкостью ветвей.

     Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

     Под крыльями раскинутых бровей -

     Две бездны.

     В его лице я рыцарству верна,

    - Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

    Такие - в роковые имена -

    Слагают стансы - и идут на плаху.

Ведущий 2

          В стихах Марины Цветаевой «ощущается стремление к сжа-

той, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно и стреми-

тельно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично.

     Вы, идущие мимо меня

     К не моим и сомнительным чарам, -

     Если б знали вы, сколько огня,

    Сколько жизни, растраченной даром, -

    И какой героический пыл

    На случайную тень и на шорох...

    И как сердце мне испепелил

   Этот даром истраченный порох.

  О, летящие в ночь поезда,

  Уносящие сон на вокзале...

  Впрочем, знаю я, что и тогда

  Не узнали бы вы - если б знали, -

  Почему мои речи резки

  В вечном дыме моей папиросы, -

  Сколько темной и грозной тоски

  В голове моей светловолосой.

                                                                 «Вы, идущие мимо меня...»

Ведущий 3

         Сжатостью мысли и энергией чувства отмечены многие стихи

Марины Цветаевой.

          Среди них стихотворение «Бабушке».

          Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминает: «В комна-

те матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Луки-

ничны Бернацкой, умершей очень рано - в двадцать семь лет. Уве-

личенная фотография - темноокое, с тяжелыми веками, печальное

лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми

чертами, добрым, горечью тронутым ртом...»

Чтец 6

Вот как об этом говорит Марина Цветаева.

Бабушке

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! - Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица -

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько? -

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Темные звезды погасли.

- Бабушка! - Этот жестокий мятеж

В сердце моем - не от вас ли?..

Ведущий 4

                    Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи,к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Под гитару звучит «Мне нравится, что вы больны не мной...»

в исполнении учащихся или в записи.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, -

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!

Ведущий 5

                 Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел

Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и

мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева пере-

читывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым.

                       Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл

стихотворений «Стихи к Пушкину».

Чтец 7

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям -

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева - ручищи по швам -

Жандармские груди и рожи.

Не диво ли - и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно - да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно - архи -

Почетно-почетно - до черту!

Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора -

Умнейшего мужа России.

                                 «Поэт и царь»

Ведущий 6

             Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века.

Она восхищалась стихами Брюеова и Пастернака, Маяковского и

Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цве-

таева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и

14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она назы-

вала «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою

жизнь.

Чтец 1

Имя твое — птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

                 Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

                                                                                   «Стихи к Блоку»

Ведущий 1

                1913-1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, лю-

бимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: «Это

было время расцвета Марининой красоты... Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся,

имеет в себе что-то колдовское... Она знает себе цену и во внешнем

очаровании, как с детства знала ее - во внутреннем».

       Исполняется или прослушивается в записи песня «Гребешок».

Чтобы помнил не часочек, не годок -

Подарю тебе, дружочек, гребешок.

Чтобы помнили подружек мил-дружки -

Есть на свете золотые гребешки.

Чтоб дружочку не пилось без меня -

Гребень, гребень мой, расческа моя!

Нет на свете той расчески чудней:

Струны-зубья у расчески моей.

Чуть притронешься - пойдет трескотня

Про меня одну, да все про меня.

Чтоб дружочку не спалось без меня -

Гребень, гребень мой, расческа моя!..

Ведущий 2

                 В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за

границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиг-

рации.

               Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но за-

тем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали

печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои

стихи... не доходят...» (Из воспоминаний М. Цветаевой,)

               Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиноче-

ства.

                 И не спасут ни стансы, ни созвездья.

А это называется - возмездье

За то, что каждый раз,

                 Стан разгибая над строкой упорной,

                 Искала я над лбом своим просторным

Звезд только, а не глаз...

                                                   «И не спасут ни стансы, ни созвездья...»

Ведущий 3

               Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно ду-

мала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по родине...».

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма...

Чтец 2

             В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат

ноты непередаваемой грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится...

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце...

Ты, в погудке дождей и бед -

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку - на весь тот свет!

Здесь - мои обе заняты.

Ведущий 4

             В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную

землю...

           Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

           Тяжелые удары судьбы... Начало войны. Постоянная тревога

за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой  31

августа 1941 года.

   В исполнении Аллы Пугачевой звучит «Уж сколько их упало в

эту бездну...».

Заключительное слово (ведущий или учитель).

            Марина Цветаева... Она оставила нам сборники лирических

стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические

эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и раз-

мышления.

            Цветаева - поэт «предельной правды чувства». Она со всей

своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и непо-

вторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую по-

эзию...»(Вс. Рождественский).

                                                        Литература

1. Литература в школе. 1991. № 3,5.

2. Марина Цветаева. Стихотворение и поэмы. Волгоград, 1989 / Вст. статьяВс. Рождественского.

3. Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия. М.: Просвещение,1990.

4. Рус. литература XX века: Очерки. Портреты. Эссе / Под ред. ф. Ф. Кузнецова. М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция по лирике М. Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция по лирике М. Цветаевой    Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность родине, и православи...

Основные мотивы лирики М. Цветаевой

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой...

"... мне имя - Марина..." (Лирика М.Цветаевой).

Сценарий литературно-музыкальной композиции по лирике Марины Цветаевой.(Руководитель:Кондакова М.Б.)...

Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...

УРОК ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПО ЛИРИКЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ (2 ЧАСА)

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметит...

Урок - литературно-музыкальная композиция "Москва Марины Цветаевой"

Данный урок предназначен для учащихся, изучивших творчество замечательной поэтессы Марины Цветаевой....

ЛИРИКА М. Цветаевой. Литературно-музыкальная композиция. 11 класс.

Цель данной работы - привлечение  внимания учащихся  к личности Ма­рины Цветаевой и её творчеству; увлечение поэтическим творчеством, в котором и вер­ность Родине, и прославлени...