План двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон""
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Колигаева Светлана Алексеевна

Материал представляет план двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон", в котором отражены цели занятия, оборудование, содержание урока с временными рамками, а также современные образовательные технологии, формы и методы работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Группа

Дата

План

двухчасового занятия

УД, МДК                                                  Литература

Тема урока   Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Вид занятия            урок – диалог  Тип урока   комбинированный,  применяемая современная образовательная технология развитие критического мышления через чтение и письмо, личностно-ориентированная; формы работы: аналитическая беседа,  решение проблемного вопроса, коллективная работа по составлению спиральной схемы, кластера

Цель занятия

учебная формирование целостного представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа  «Тихий Дон»; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом;

___________________________________________________________________________

воспитательная  формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма; приобщение к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям;

___________________________________________________________________________

развивающая активизировать мыслительную деятельность средствами художественного слова (анализ, сравнение, сопоставление);

___________________________________________________________________________

деятельностная (ОК, ПК) знать содержание романа; иметь целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием

Межпредметные связи

обеспечивающие_____________________________________________________________

Литература

___________________________________________________________________________

обеспечиваемые_____________________________________________________________

Русский язык и культура речи, История

___________________________________________________________________________

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия  портрет М.А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон», опорные схемы, цитаты.

Технические средства видеофрагменты кинофильма

Учебные места кабинет № 33

Литература:

основная 

1. Обернихина Г.А., И.Л. Вольнова и др. Литература. -8-е изд., -М.: Издательский центр «Академия», 2011.

дополнительная  

  1. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.
  2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

2

3

4

1.

Организационный момент: приветствие, перекличка.

5

мин

Цель: включение учащихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой студентов на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов.

Словесный метод

2.

Актуализация знаний.

10 мин

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»:

- беседа по вопросам.

  • Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?
  • Какие события являются кульминационным центром романа?
  • Как относится автор романа «Тихий Дон» к Гражданской войне?
  • Как влияет война на людей, участвующих в боях?
  • Что чувствовал Григорий, убив первого врага?

Словесный метод

3.

Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия

5 мин

Цель: подготовка студентов к «открытию новых знаний», сообщение темы занятия, формы урока и видов деятельности в процессе работы на разных этапах урока, формулирование гипотезы и хода исследования; определение объектов исследования.

- Слово преподавателя.

Словесный метод

4.

Работа над темой урока

60 мин

  1. 1. Лекция с элементами аналитической беседы (учащиеся записывают тезисы, ключевые слова для дальнейшего составления кластера).  
  2. 2. Работа с цитатами к образу Григория Мелехова (цитаты к образу Григория Мелехова записаны на доске).
  3. 3. Обобщение преподавателя. Итогом проведённой работы является кластер, который ребята составляли по ходу беседы «Характерные черты образа Григория Мелехова».
  4. 4. Постановка и решение проблемного вопроса: Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?
  5. 5. Коллективная работа по составлению спиральной схемы «Трагедия Григория Мелехова».
  6. 6. Коллективная работа по корректированию тезисной характеристики образа Григория Мелехова (запись в тетрадь).      

Методы: словесный, частично-поисковый, технологии:,  личностно-ориентированная; развитие критического мышления (заполнение кластера, составление спиральной схемы, тезисы); фронтальная и  индивидуальная, коллективная  формы работы.  

5.

Рефлексия деятельности (итог урока).

5 мин

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности всей группы.

- Обобщающее слово преподавателя.

- Приём «Микрофон» (студенты высказывают своё отношение к уроку: понравился, нет, что бы хотели услышать, какую информацию хотели бы ещё получить и др.)

Словесный метод

5.

Инструктаж о домашнем задании.

5мин.

1. Знать содержание романа «Тихий Дон».

2. Подготовиться к беседе о женских судьбах в романе «Тихий Дон» (на примере образов Аксиньи и Натальи Мелеховой).

Словесный метод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина "ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ"

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина В презентации представлены иллюстрации к роману А.С.Пушкина `Евгений Онегин` с цитированием....

План двухчасового занятия по дисциплине "Литература". Тема "Жизнь и творчество А.П. Чехова"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Литература"....

План двухчасового занятия по дисциплине "Литература". Тема "Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Литература"....

Главные герои романа В. Гюго "Отверженные"

Материал подготовлен для кружка "Литературная гостиная"...

Открытый урок в 10 классе «Литературный суд над главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым».

Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа «Отцы и дети»; развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения ...

Главные герои романа И.Гончарова "Обыкновенная история"

Посмотрим,как изменился главный герой на протяжении всего романа....