М. Горький. Повесть «Детство» (главы по выбору). Становление характера мальчика.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

      На данном уроке отрабатывается термин “автобиографическая повесть”, проводится  работа с текстом и словом писателя, анализируются  ключевые сцены, эпизоды повести.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_m.gorkogo_detstvo.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

М. ГОРЬКИЙ. Повесть «Детство» (главы по выбору). Становление характера мальчика.

Задачи:

Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Ход урока.

1. Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”

С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;

 Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;

 Л.Н. Толстой “Детство”;

 Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;

 В.Г. Короленко “Дети подземелья”;

 Саша Чёрный стих. “Детский остров”;

 Ф. Искандер “Детство Чика”;

 И.А.Бунин стих. “Детство” и др..

2. Есть такое утверждение: “Все мы родом из детства”. И ваш возраст – семиклассников – можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.

Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

3. Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве. Попробуем сравнить с впечатлениями М.Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему  потом право взяться за перо”

Мы видим, что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему нет.

5. Теория литературы.

Это автобиографическая повесть (работа с литературоведческим термином)

Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.

6. Анализ текста.

Вопросы для обсуждения:

-Какие эпизоды взволновали вас и почему?

 -Чем интересны герои этой повести?

 -Почему память сохранила эти воспоминания?

 -Вспомните, найдите в тексте слова, предложения, характеризующие жизнь в семье деда Каширина.

 -Почему нас тревожат и радуют поступки Цыганка, подставляющего руку, хотя он и принимал “ненужную боль” за Алёшу?

 -Чем интересна сцена учения Алёши? Почему так напряжены оба - “учитель” и “ученик”? Что скрывается за отрывистостью, скоростью диалога? Какое впечатление оставляет сцена? Какие чувства вызывает?

(Данная работа проводится в парах, при работе с текстом – с карандашом в руках)

7. Попробуем сформулировать главную мысль повести.

После высказываний ребят читаю слова самого Горького:

“Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.

-Согласны ли вы со словами самой повести?

8. Викторина.

1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)

 2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)

 3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)

 4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)

 5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)

 6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон)

 7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)

9. Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева. В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.

Человек у Горького – творец будущего, человек, на котором “лежит ответственность за все несчастья на земле”, которому “принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни”

10. Вывод.

Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а, главное, себя. И необходимость оставаться человеком  во что бы то ни стало, в любой жизненной ситуации.

15. Домашнее задание.

Попробуйте написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Горький повесть "Детство"

Аналитический материал для анализа содержания повести Горького "Детство". Разбит тпо главам, удобно систематизирован. Подойдет для устных ответов учеников....

Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка. Теория на уроке: Поступки героев и их характер.

Данный урок проводится в 6-ом классе, технология - проблемно-диалогическая, что позволяет повысить активность учащихся и активизировать их мыслительные процессы. Технологическая карта урока моставлена...

Теплый свет детства ( Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»)

Анализ глав из повести Л.Н. Толстого "Детство"...

Материалы к урокам литературы по теме "Повесть "Детство" Горького"

Карточки с заданиями для работы в группах....

М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство».

Конспект урока по литературе в 7 классе.М. Горький . Слово о писателе. Автобиографический характер повести "Детство"...


 

Комментарии

Гусева Анжелика Петровна

Спасибо за материал!!!