Конспект урока литературы в 5 классе "Юмористические рассказы А.П.Чехова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Аристова Алевтина Сергеевна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и поточно-групповым направлением "Литература и театр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apchekhov_urok.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

учителя русского языка и литературы Аристовой А.С.

Тема урока: Юмористические рассказы А.П.Чехова.(«Пересолил», «Злоумышленник»).

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, умение оценить произведение с точки зрения критика.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации через театрализацию материала, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие своей Родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать разными источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Ход урока:

                                               Тогда человек станет лучше,

 когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов    

1. Этап актуализации знаний.( 1 мин)

На предыдущих уроках я спросила у вас, ещё не читавших произведения, о чём, может идти речь в рассказах под названием «Пересолил» и «Злоумышленник».

 - Совпало ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями?

- Было ли интересно читать? Смешно? Какие моменты показались особенно смешными?

2.Этап  постановки целей и задач урока(1 мин)

Чехов закончил медицинский факультет Московского университета.
Врач по профессии – Чехов, когда писал произведения, старался указать на те недостатки, которые он видел в людях. То есть писатель всегда оставался врачом и лечил он своих читателей от их плохих качеств. "Смех - лучшее лекарство".

- Ребята, как вы считаете, каким образом Антон Павлович Чехов мог лечить своих читателей?

-А чему вы бы хотели научиться у писателя? (рассказывать весело и интересно) как мы можем назвать наш урок?

- Что нам надо сделать, что научиться рассказывать весело? (поработать с текстом, посмотреть, благодаря чему рассказы Чехова такие смешные)

 3. Этап осмысления новых сведений, выведение способов их практического применения.

А)Словарная работа2 мин

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. Прошу групп, используя учебник или интернет найти толкование слов, которые я раздала на листках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста

(На доске –заготовка для создания кластера )В центр нашего кластера мы поместили основное понятие, с которым будем работать- ЮМОР. Благодаря чему читатель смеётся, читая рассказы?(смешные ситуации, смешные слова- фамилии и названия деревень,станции,смешные характеры)

.

Б)Работа с текстом 5 мин

Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино.

(В кластер записываем-язык героев) 

Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

(В кластер записываем-ситуации)

Дополнительная работа с текстом 2 мин

Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его ,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

        В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

        Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается


На предыдущих уроках мы работали с текстом ,создавали свои варианты сценариев по эпизодам рассказов, разработали критерии оценки постановок. На сегодняшнем уроке мы постараемся показать то, что мы увидели в тексте средствами театра. (На партах лежат таблицы для оценивания)

Давайте ещё раз посмотрим на критерии,которые вы придумали. Не кажется ли вам, что мы что-то забыли? Посмотрите на схему?Можем ли мы добавить какой-нибудь критерий?(Например,Смеется ли зритель?)


4.Этап вариативного применения знаний.20 мин

     Инсценирование отрывков

6.Этап контроля

Работа с листами оценивания 5 мин

7.Рефлексия 3 мин
- Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Что нового вы открыли для себя ,прочитав эти произведения?

- Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Как бы вы объяснили его использование?

8. Домашнее задание:  (на выбор)1 мин

  • Добавить в нашу схему примеры из текста.
  • Используя полученные знания о способах создания юмористического рассказа, написать миниатюру о смешном случае из вашей жизни
  • Записать рассказ Клима своим товарищам о том, что с ним произошло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").

Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».       В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....