Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Будина Анна Юрьевна

Цели:

  1. Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.
  2. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к слову. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина. (13.04.10)

Тип урока: Подача нового материала.

Форма урока: Литературная гостиная.

Цели:

  1. Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.
  2. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к слову.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентации учащихся на электронных носителях, репродукции портретов А.Блока , В.Маяковского , С.Есенина; иллюстрации  «свободных художников».  

Ход урока

  1. Вступление.

 Литературную встречу проводит учащийся, заранее выбранный ведущим.3 группы учащихся представляют презентации-исследования (А. Блок, В. Маяковский, С.Есенин). В каждой группе 3 чтеца , выразительно читающих наизусть стихотворения изучаемых поэтов ,1-2 литературоведа ,исследующих особенности поэтики каждого из поэтов , 1-2 учащихся, готовящих презентации-исследования по биографиям и творчеству А. Блока , В.Маяковского,  С.Есенина;  свободные художники (после прослушивания стихотворений выражают свои эмоции посредством рисунков). На встрече присутствуют журналисты: корреспондент (задает вопросы , касающиеся особенностей поэтики каждого из поэтов) и фотокорреспондент(делает фоторепортаж).

 Ведущий: - Здравствуйте,  уважаемые гости. Тема нашей встречи «Тема любви в творчестве А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина». Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами из биографии и творчества А.Блока, В.Маяковского. Расширим знания о личности С.Есенина и его творчестве. Исследуем особенности поэтики каждого из лириков, прослушаем выразительное чтение стихов и проанализируем поэтические тексты. На нашей встрече присутствуют литературоведы, журналисты, «свободные художники», которые представят свое восприятие поэзии «Серебряного века».

      (1 минута)

  1. Проверка домашнего задания

Ведущий: - Как вы понимаете выражение «Серебряный век»?

Учащиеся: - «Серебряный век» - сложное культурное явление, отразившееся в русской философской мысли, в произведениях разных видов искусства, прежде всего в литературе, а точнее - в поэзии, так как именно она с ее быстротой, силой и яркостью воплощения мироощущения смогла наиболее полно выразить настроения эпохи.

 Ведущий: - Какие направления в поэзии «Серебряного века» вам известны? Назовите их особенности.

Учащиеся: - Символизм- движение романтиков, провозгласивших неприятие реальности, интерес к древним культурам, символизацию образа, огромную веру в искусство. Представители: Д.Мережковский, В.Брюсов, А.Блок и др.

                  - Акмеисты отрицали мистику символистов, провозглашали ценность земного бытия. Их поэтика наиболее близка реалистической: сохранение традиций золотого века, сжатость, конкретность слова, любовное обращение с эпитетом. Представители: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О.Мандельштам.

                   -Футуристы создали эпатирующие манифесты, заявив:  « Только мы - лицо нашего времени. Прошлое тесно…Сбросить Пушкина, Достоевского и прочих с Парохода современности». Объявляя классику устаревшей, утверждали свое право на революционное новаторство в поэзии. Представители: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин.

  1.  Объяснение нового материала.

Ведущий: - «он был Лермонтов нашей эпохи. И у него была та же тяжелая тяжба с миром, Богом , собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя».К.И.Чуковский говорил об А.Блоке. Представляем  слово 1-ой группе.

(Презентация 1- ой группы содержит краткие сведения из биографии  А.Блока . Выразительное чтение наизусть стихотворений «Мы встречались с тобой на закате…», «О доблестях, о подвигах, о славе…». «В ресторане».

Корреспондент:- Стихотворение «О доблестях  . о подвигах. о славе…» перекликается со стихотворением А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Как поэт рассказывает о личной драме?

Учащиеся:- Любовь в лирике Блока драматична. В этом стихотворении отображена история отношений поэта и Л.Д.Менделеевой. Лирический герой обращается к возлюбленной с исповедальным монологом о своих чувствах, он выполнен в жанре послания. Женщина - вдохновительница его поэзии, высшая истина, рядом с которой забывались иные идеалы «горестной земли» - доблесть, подвиги, слава. Она же – олицетворение его молодости. Расставшись с ней, он расстался и со своими символистскими иллюзиями: синий цвет плаща был знаковым образом в поэзии символистов. Именно поэтому  в последней строке при чтении делается акцент на слове «убрал»:

                          Своей рукой УБРАЛ я со стола.

Ведущий: - Благодарим первую группу за выступление.

                                Нежные!

                                Вы любовь на скрипки ложите.

                                Любовь на литавры ложит грубый.

                                А себя, как я, вывернуть не можете,

                                 чтоб были одни сплошные губы!

       Презентационный материал 2-ой группы. Выразительное чтение наизусть стихотворений «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

Корреспондент:- К кому обращается поэт в этом стихотворении? В чем заключается конфликт поэта с окружающим миром?

Учащиеся:- ВЫ - окружающий мир поэта, который не соответствует его представлениям. Он - будничный- метафора «карта будняя» означает заведомую расчисленность будней, подобных географической карте, с отсутствием на ней таинственной, манящей неизвестности. Такой была карта мира к 1913 году. Героя окружают пошлые предметы быта . «Блюдо студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина «жестяная рыба» создает урбанистическую картину давящего, теснящего мегаполиса . «Водосточная труба» завершает картину противопоставленного человеку мира вещей, угрожающего своей пошлостью. Поэт переделывает этот мир. Он «сразу смазал» «карту дня» , плеснув на нее краски, то есть праздник. Преображение мира продолжается: поэт видит «косые скулы океана», преображается и «жестяная рыба» , ведь по форме она напоминает губы(а этот образ- метафора любви в лирике Маяковского). И мелодия ноктюрна - музыка ночи, сыгранная «на флейте водосточных труб», инструментирует мир, созданный поэтом по своим меркам.

Ведущий:- Любовь у Маяковского- понятие емкое и многозначное. Это огнедышащая страсть и затаенное волнение, испепеляющая лава и чудодейственный бальзам, питающий человеческое «сердце- мотор» .Более подробно с любовной лирикой В.Маяковского мы познакомимся в 11 классе.

                                Быть поэтом – это значит тоже,

                                Если правды жизни не нарушить,

                                Рубцевать себя по нежной коже,

                                Кровью чувств ласкать чужие души.

Кому с детства не знакомы стихотворения «Береза», «Пороша», «Осень» ? С.Есенин вошел в русскую литературу как один из самых ярких поэтов.

                       Презентация 3-ей группы. Выразительное чтение стихотворений «Шаганэ ты моя , Шаганэ…», «Ты сказала, что Саади…», «Я спросил сегодня у менялы…».

Корреспондент:- Вы сказали, что в любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии М.Ю.Лермонтова.

Учащиеся:- В отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная. В пятнадцати стихотворениях цикла особый лирический сюжет- динамика, развитие чувств и настроений лирического героя завершаются возвращением к родине:

                                 Многие видел я страны,

                                 Счастья искал повсюду,

                                 Только удел желанный

                                 Больше искать не буду.

Ведущий:- Хотелось бы отметить тот факт, что многие стихи С.Есенина стали известными песнями: «Отговорила роща золотая…», «Мне осталась одна забава…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Я обманывать себя не стану…» и другие. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

(29 минут)

  1. Закрепление нового материала.

Ведущий:- Сейчас предлагаю вам определить по небольшим отрывкам из стихотворений, кому они принадлежат.

На доске, сменяя друг друга, появляются   слайды:

                 

                Вхожу я в темные храмы ,

                Совершаю бедный обряд.

                 Там жду я Прекрасной Дамы

                 В мерцаньи красных лампад.

                                  (А.Блок)

                 Улеглась моя былая рана-

                 Пьяный бред не гложет сердце мне.

                 Синими цветами Тегерана

                 Я лечу их нынче в чайхане.

                                       (С.Есенин)

                 Помните?

                 Вы говорили:

                 «Джек Лондон,

                 деньги, страсть»,-

                 а я одно видел:

                 вы- Джиоконда,

                 которую надо украсть!

                                          (В.Маяковский)

                     

 

 

«Свободные художники» и литературоведы представляют свои работы.

Ведущий:- Обратите внимание, какими увидели наши художники и литературоведы лирических героев А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина.

(7 минут)

  1. Подведение итогов

 Ведущий: - Считаю, что наша литературная встреча была не только интересной, но и продуктивной. Мы познакомились с некоторыми фактами из биографий А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина. Отметили своеобразие их лирики и особенности поэтики. Выразительно читали стихотворения и анализировали поэтические тексты. Работа на уроке была продуктивной, оцениваю на «отлично» всех учащихся (все учащиеся были задействованы).

(2 минуты)

  1. Домашнее задание

Выучить и проанализировать стихотворение одного из представленных сегодня поэтов.

(1 минута)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по творчеству А.П. Чехова

Конспект урока по литературе в 7 классе по тврчеству А.П. Чехова на тему "Два лица России в рассказе А.П. Чехова "Злоумышленник"....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Конспект урока по литературе 10 класс "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"

Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"...

Конспект урока калмыцкой литературы в 8 классе по творчеству К.Эрендженова "Домашнее убранство кибитки"

Утх зокъялын кичǝл 8 класстКичǝлин төр: Эрнҗəнə Константинǝ «Модчин туск келвр» (хальмг əмтнə амн үгин зөөрин янзар бичсн келвр)Кичǝлин күцл: мана өвкнр модар урлҗ ю кеҗ эдлҗ йовсна туск т...