Лекция о жизни и творчестве Е.Замятина
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Лекция предназначена как для проведения урока, так и для подготовки учителя и ученика к уроку литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zamyatin.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Замятин Евгений Иванович (1884–1937), русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г. Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина.

        Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели — Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, — большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать — хорошая музыкантша, — писал он в Автобиографии. — Гоголя в четыре — уже читал. Детство — почти без товарищей: товарищи — книги». Его мать, Мария Александровна (урожденная Платонова), была образованным человеком, любила литературную классику, играла на рояле. Все это передалось детям. Отец Замятина, Иван Дмитриевич, был священником.

        Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях «Уездное» (1912) и «Алатырь»(1914).

В 9 лет Замятин поступил в Воронежскую гимназию, где Закон Божий преподавал его отец. Окончив ее с золотой медалью (однажды впоследствии заложенной в Петербургском ломбарде за 25 руб., да так и не выкупленной), в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Замятин вспоминал: «В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения, и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума».

          Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим.

        Параллельно с учебой были митинги и демонстрации с пением Марсельезы.

        В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере.

        Это время Замятин использовал для того, чтобы изучать английский язык и писать стихи.

         В 1908 г. окончен Политехнический, получена специальность морского инженера. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся осенью 1908 г., в журнале «Образование», где  был опубликован его рассказ «Один».

         Истинным началом  творческого пути стала повесть “Уездное”, появившаяся в 1912 году. Она ознаменовала приход в русскую литературу большого мастера. Вот что о нем писал литературный критик Борис Шкловский «Уездное» вещь правдивая и сильная. Старую дореволюционную Россию писатель увидел открытыми глазами, какими смотрели на нее Гоголь и Салтыков-Щедрин. «Уездное» показывает нам провинциальную Россию, где жизнь кажется остановилась, где как будто прижатые камнем, бьются и не могут выпрямиться люди. Здесь торжествует Барыба – это главный герой повести. Его история - путь от Адамова грехопадения до «возвышения» - страшна. В конце пройдя через предательство, воровство, он становится полицейским унтером.                                                                                                     Повесть получила высокую оценку современников — в том числе писателей А.Ремизова и М.Пришвина. А. М. Горький спустя семь лет написал о Замятине: «Он хочет писать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше «Уездного».

        По состоянию здоровья Замятин в 1913 г. переехал в Николаев. Как шутил писатель, он «построил там несколько землечерпалок, несколько рассказов и сатирическую повесть «На куличках». Повесть вскрывала неприглядное лицо царской армии и общества. Критик А. Воронский считал, что повесть «На куличках» — это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года».     Решением С.-Петербургского окружного суда номер журнала «Заветы» с повестью был арестован. 

        Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере. Это повесть «Север» и рассказы «Африка», «Ела».

        В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным».

Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. Возьмем рассказ «Ловец человеков» из английского цикла. Выражение «ловец человеков» взято из Библии и иронически переосмыслено. Герой рассказа занимается тем, что вылавливает парочки, занимающиеся любовью в неположенных местах. Он шантажирует их и получает свои деньги.                                                                           Повесть «Островитяне» посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли. Только у английского мещанства это механическое бытие доведено до совершенства – все расчислено, размечено, проинтегрировано. Как у викария Дьюли: «расписание часов приема пищи; расписание дней покаяния (два раза в неделю); расписание пользования свежим воздухом; расписание занятий благотворительностью; и, наконец, в числе прочих – одно расписание, из скромности не озаглавленное и специально касавшееся миссис Дьюли, где были выписаны субботы каждой третьей недели». Тут уже не отыщешь души – все одинаково, все собрано из комплектов деталей: тросточки, цилиндры, вставные челюсти, пенсне.

        В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок.

        Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни.

        Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.

        Из поездки в буржуазную Англию вынес Замятин замысел своей фантастической  антиутопии «Мы» (1920). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым.

        Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой — инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом.

        Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти.

        Повествовательная манера, в которой написан роман, заметно отличается от стилистики предыдущих произведений Замятина: язык здесь предельно прост, метафоры носят рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами.

        Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий — «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Звероферма и 1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др.

        Замятин отправил рукопись «Мы» в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в «Мы» «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено»

        Замятин является также автором книги о Г. Уэллсе — «Герберт Уэллс» (1922), в к-рой рассматривал научную фантастику как наилучший метод художественного отражения современности; однако, кроме романа «Мы», лишь однажды обратился к научной фантастике — в «Рассказе о самом главном» (1927). В ряде произведений Замятин использовал приемы сатирической научной фантастики и философской сказки и притчи — «Пещера», «Икс», «Послание Замутия, епископа обезьянского», «Царство Божие».

        Некоторые критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха» (1925, инсценировка Левши Лескова), запрещена постановка его трагедии «Аттила» (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков «Огни святого Доминика» (1923).

        В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ «Русь» (1923), — одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М. Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию. С февраля 1932 г. Замятин жил в Париже не меняя советского гражданства. Он активно работал в качестве пропагандиста русских литературы, кино, театра за рубежом. Главное же произведение, которое Замятин создавал за границей, это роман «Бич божий», посмертно изданный в Париже в 1938 г. Оторванный от родины, писатель внимательно следил за жизнью России. Свои произведения старался отдавать в «русские руки», но в эмигрантской печати принципиально не печатался. Отношение к нему на родине начало теплеть. В мае 1934 г. Замятина заочно приняли в Союз писателей СССР, а в 1935 г. он принимал участие в работе Антифашистского конгресса в защиту культуры в составе советской делегации. Умер Евгений Иванович Замятин 10 марта 1937 г. и был похоронен в пригороде Парижа на кладбище в Тие. Время расставило все по своим местам и произведения Замятина прочно вошли в историю мировой и отечественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция о жизни и творчестве А.А.Ахматовой «Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля»

Лекция может помочь учителю в проведении системы уроков  литературы по творчеству А.А.Ахматовой в 11 классе,в проведении внеурочных мероприятий....

Презентация к урокам по творчеству Е. Замятина.

Предлагаемая презентация содержит материал, который можно использовать при изучении романа Е. Замятина "Мы"" (интеграция с МХК)...

Творчество Е. Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

Урок по литературе в 11 классе по теме: "Творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"....

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Лекция-концерт «Жизнь и творчество А. Жубанова»

«Самой большой заслугой Жубанова перед музыкальной культурой своего народа является то, что изучив горячо любимую им народную музыку Казахстана, он помог своим коллегам – сверстникам и ученикам выращи...