Самоанализ урока по теме: "«Гармонии стиха божественные тайны» Западноевропейские сонеты эпохи Средневековья и Возрождения.
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Гарнист Любовь Евгеньевна

Анализ урока - проекта - исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_literatury.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

По теме : «Гармонии стиха божественные тайны»

Западноевропейские сонеты эпохи Средневековья и Возрождения.

Класс:  8«А»

Учитель: Гарнист Л.Е.

Тип урока:  проект- исследование

Оборудование:  проектор, компьютер, презентация.

      Урок « Гармонии стиха божественные тайны»   входит в программу по литературе « Дом без стен» 8-го класса по программе « Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева и является обобщающим в разделе « Человек чувствующий» после изучения произведений этого раздела.

      Уроку предшествовала исследовательская работа в группах. Руководителями групп были назначены лучшие учащиеся класса, обладающие навыками исследования, организаторскими способностями. Группа Нещерет Ирины работала  над материалами по поэту Данте Алигьери; Бобковой Марии –Франческо Петрарки; Староческуль Лизы – Уильяма Шекспира. Каждой группе было предложено найти и изучить биографии поэтов, выучить наизусть сонеты, приготовить презентации, проанализировать и представить материал на уроке.

       Данная тема является мало изучений. И не во всех школьных программах имеет место быть. Поэтому на данном уроке  и его подготовке успешно решаются и образовательные, и воспитательные задачи. Исходя из цели урока:  Раскрыть тайну сонета как древнейшего поэтического жанра, задачи урока составили основные направления работы в группах:

  • Уяснить предпосылки возникновения жанра сонета – одного из самых изящных способов  «сердцу высказать себя».
  •   Познакомиться с представителями жанра, попытаться  понять, какую тайну скрывают сонеты Данте, Петрарки, Шекспира?
  •   Познакомиться с представителями жанра, попытаться  понять, какую тайну скрывают сонеты Данте, Петрарки, Шекспира?

        Система работы по изучению  данного раздела  создала определённую базу для систематизации и обобщения признаков  литературы Эпохи Возрождения и Средневековья, знакомства с новым жанром поэтического слова – сонетом. Это достаточно сложная  работа, поскольку при её выполнении учащиеся  сталкиваются с понятиями внутренний мир автора, авторская позиция, душевные переживания. Однако, она, безусловно, необходима для дальнейшей работы по формированию грамотного, вдумчивого читателя, владеющего литературоведческими знаниями. Работа  в группах по изучению биографий и творчества направлена на развитие мыслительной деятельности учащихся, умения синтезировать, обобщать, самостоятельно изучать и систематизировать ранее полученные знания и вновь изученный материал.

     Основная часть урока решает задачи, предложенные  учителем.  Собранный материал, созданные презентации, сценарии выступлений групп  обеспечили  не только логическое, но и образное восприятие  собранного материала.

      Слушая выступления одноклассников, истории из жизни поэтов, чтение сонетов позволяет надеяться на дальнейшую успешную работу по самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения школьниками. Этому развитию, думается, может способствовать и обращение к внутреннему миру  авторов. Соотнесение их переживаний и высоты чувств с сегодняшней жизнью.

   «Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература» ( из пояснительной записки). Поскольку в обществе, СМИ всё чаще поднимается вопрос о духовном нездоровье детей, в работе с произведением на уроке придаётся особое значение словам нравственного аспекта.  Высокое чувство любви, высота помыслов и поступков, благоговение перед образом женщины, духовность отношений – всё это нашло отражение в материалах урока и сыграло значительную воспитательную роль. «У человека, который осваивает духовный мир, есть мера, которую он прикладывает к миру реальных вещей: к своему поведению, к поведению других, к отношениям людей друг к другу и к миру.).

    В предложенной модели урока можно увидеть использование как индуктивного (от частного – к общему), так и дедуктивного (от общего суждения – к частному выводу) методов усвоения.  Цели урока, изучаемый материал, возраст учащихся продиктовали в данном случае целесообразность использования  проекта – исследования, при этом мотивация учащихся класса, дружелюбно-рабочая атмосфера, интерес к предмету позволил  организовать урок продуктивно.

      Думается, что работа на уроке была так же интересна ученикам, как и мне , поскольку сам урок решает важнейшую задачу связи обучения с жизнью.

                                                                                                        Учитель Гарнист Л.Е.

  1. 02. 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сонет эпохи Возрождения" . Урок-спектакль

Урок- спектакль, погружающий в атмосферу сонета....

Презентация "Гармонии стиха божественные тайны" (Западноевропейские сонеты Средневековья и Возрождения )

Презентация была подготовлена как сопровождение литературно-музыкальной композии, посвященной поэтам Средневековья и Возрождения. Ее можно использовать на уроках внеклассного чтения и дополнительный м...

Внеклассное мероприятие Его стихов божественная тайна

Внеклассное мероприятие посвящено сонету, зарубежному и сонету Серебряного века. Мероприятие предназеачено для учащихся 8-11 классов. Много стихов, музыки, обстановка при свечах, имеются инсценировки....

План - конспект открытого урока в 9 «А» классе на тему: Великие люди эпохи Возрождения

Урок посвящен выдающимся людям и открытиям эпохи Возрождения. Особое внимание уделено Вильяму Шекспиру....

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения

           Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) —  составляет эпоху средних веков, когда  в сфе...

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
 (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...