Контрольная работа по литературе (анализ текста)
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Дорофеева Татьяна Анатольевна

Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_3.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 3.

Текст.

   Страшно. Мерзко. Чудовищно.
  В поезде Москва-Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти. Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но еще живого человека под колеса остановившегося поезда.
  Но, как известно, дьявол в деталях. А «детали» такие: их было двадцать три- он один. Они кричали: « Россия- для русских!» Несчастный был киргизом. Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые. Скинхеды.
  Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге- сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке? Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте… Да что же это у нас происходит?
  Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. «Имя этой болезни- ксенофобия», - таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. Скажете, преувеличение? Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена? Но эти-то «отморозки» особого рода- фашиствующие. А суды долгое время не замечали расовой ненависти- судили за обыкновенное хулиганство. Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают!
  Мерзко. Страшно. Чудовищно.
  Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. И таких немало. Но сомневаюсь, что в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» все еще ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающее до внеморальной животности - человекофобия- есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может.
  «Мы живем в эпоху прощания с гуманизмом», - горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. Не хочется верить, что это так. Но если так,то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. Многие считают, что это дело правоохранительных органов. Ну, а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится - это задача нас всех. «Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлестывают нас?»- спросили режиссера Адабашьяна. Он ответил: «Это эпидемия. А что можно противопоставить эпидемии? Личную гигиену».
  - Ироды! – закричали женщины на платформе Усово. А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцати трех этих иродов. Боже ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы?
  Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости.
                                                                                                             ( по И. Руденко)

Задания.

  1. Какое название отражает тему текста?

А) Ироды.

Б) Эпоха прощания с гуманизмом.

В) Что страшнее водородной бомбы?

  1. Прочтите небольшую справку о царе Ироде.

   Ирод Великий, царь Иудеи, был известен своей жестокостью. По его приказу было уничтожено множество людей, в том числе его собственная жена и два сына. Мнительный и властолюбивый, он уничтожал всех, в ком видел соперников; в христианской мифологии ему приписывается «избиение 14 тысяч младенцев» при известии о рождении Христа. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его третьего сына Антипатра.

Напишите, в каком значении автор использует слово «ироды»?

  1. Какое определение к слову «телевидение» пропущено во фрагменте статьи?

«…Но почему-то на телевидении,________________, зачастили – и в качестве экспертов! – отнюдь не гуманисты».

А) самом мощном рупоре общественных идей

Б) самом лучшем средстве массовой информации

В) традиционно вызывающем полное доверие зрителей

  1. Охарактеризуйте автора текста, составив из данных ниже слов и словосочетаний простое предложение.

Автор_____________________________________________________________

  • Поражён
  • Зарождающийся русский фашизм
  • Настоящий интернационалист
  • Призывать
  • Встревоженный
  • Случившееся в поезде
  • Гражданская солидарность

  1. С какой целью автор использует повтор риторических вопросов?

А) Чтобы оскорбить чувства читателя.

Б) Чтобы подчеркнуть бессилие каждого из нас перед лицом фашизма.

В) Чтобы заставить читателя задуматься о своей роли в общем деле противостояния агрессии.

  1. Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос: правильно ли понял ученик проблему, поднятую в тексте? Аргументируйте свой ответ.

   Стык цивилизаций – это один из наиболее острых вопросов, волнующих современное общество.

   Активное укрепление экономических отношений Запада и Востока и как следствие неизбежное столкновение культур и религий, не могут не привести к конфликтам. Непрекращающиеся войны на среднем Востоке – прекрасное тому подтверждение. И если страны не могут мирно урегулировать отношения между собой, то вполне логично, что и люди проявляют агрессию и нетерпимость друг к другу. Ксенофобия как общественное явление пройдёт, как только утихнут распри между странами, и,  пока это не произошло, бессмысленно пытаться как-то влиять на ситуацию.

7. Объясните, как вы понимаете ответ режиссёра Адабашьяна? (одно-два предложения)

8. Напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту. (объём – 1 страница)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе (анализ текста)

Учебно-методический материал можно использовать для зачета по дисциплине "Литература"...

Контрольная работа по литературе (анализ текста)

Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"...

Контрольная работа по литературе (анализ текста)

Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"...

Контрольная работа. Культура речи(анализ текста; сочинение -миниатюра) 10класс

Материал урока позволяет проверить усвоение учащимися материала по теме; умение использовать знания на практике; воспитывает самостоятельность и ответственность в работе по языку....

Анализ итоговой контрольной работы по литературе в 5 классе 2016-2017 учебный год

При проведении поэлементного анализа составляется таблица, в которой заносится список учащихся, напротив фамилии каждого ученика указывается результат выполнения или невыполнения того или иного задани...

Контрольная работа по литературе 6 класс. Анализ стихотворения Я. П. Полонского "Посмотри - какая мгла..."

Форма тестовых вопросов различна: от краткого однозначного ответа до небольшого творческого задания. Кроме того работа включает в себя умение определять стихотворный размер стихотворения....

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...