Технология проблемного обучения
учебно-методический материал по литературе на тему

Хузина Амина Мутыковна

       Лев Николаевич Толстой вел открытую жизнь, писал опубликованные ныне дневники, включал автобиографические элементы во многие свои произведения. Существуют также дневники его жены Софьи Андреевны, воспоминания детей и близких, обширная переписка. Но личность писателя и мыслителя продолжает оставаться предметом непрекращающихся споров. У него в жизни было несколько переломных моментов, когда в неуклонном стремлении жить истинной жизнью он отбрасывал все старое и пытался начать все сначала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МОУ ООШ №43 г. Сочи:

Хузина Амина Мутыковна

Технология проблемного обучения

(Разноуровневая форма: 6 и 9 классы)

Урок литературы по теме

«Лев Николаевич Толстой. Автобиографическая трилогия. Герой повести».

                                                                        Я был бы несчастливейший

из людей, ежели бы я не нашел

                                                                        цели для моей жизни - цели

                                                                             общей и полезной.

                                                                                                 

                                                                                                         Л. Н. Толстой.

                                                                                 Из дневника юношеских лет.

Цели:           1. Углубление знаний учащихся об особенностях автобиографи -

                          ческой литературы (близость и различие с мемуарами).

                      2. Обучение анализу художественного произведения (постанов –

                           ка проблемных ситуаций).

                      3. Развитие  навыка  художественного  рассказывания.

                      4. Нравственное  развитие  учащихся,  воспитание стремления  к

                          самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:                 портрет  писателя, инфоурок «Л.Н.Толстой»

                                            иллюстративный  и  видео – материал  по  теме,

                                            “Толковый  словарь  русского  языка”,

                                            текст  произведения.

Ход урока:   

             

I. Объявление темы и цели урока.

  1. Вступительное слово учителя. Лев Николаевич Толстой вел открытую жизнь, писал опубликованные ныне дневники, включал автобиографические элементы во многие свои произведения. Существуют также дневники его жены Софьи Андреевны, воспоминания детей и близких, обширная переписка. Но личность писателя и мыслителя продолжает оставаться предметом непрекращающихся споров. У него в жизни было несколько переломных моментов, когда в неуклонном стремлении жить истинной жизнью он отбрасывал все старое и пытался начать все сначала.

  1. Инфоурок «Л.Н. Толстой»

  1. Установка учителя учащимся.

II. Работа со статьей учебника-хрестоматии (учащиеся прочитали ее до –

     ма). Вопросы к ней.

  1. Каким вы представляете себе Льва Николаевича Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

  1. Как вы оцениваете Л. Толстого как читателя, поскольку вам знакомы списки прочитанных  и высоко оцененных им произведений?

  1. Проецируется портрет писателя 

Существует огромная коллекция портретов Л. Н. Толстого: его лепили, рисовали, ваяли, фотографировали.

Какой из знакомых портретов наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного характера?

     

III. Об истории создания автобиографической трилогии:

       1852 год  - в журнале «Современник» - «Детство»;

       

  1854 год -  там же – «Отрочество»;

  1857 год – там же – «Юность».

  Подписи автора к каждой части:

  I часть – Л. Н.;

 

  II часть – Л. Н. Т.;

 

       III часть – Л. Толстой.

       - О чем говорят подписи?

  - Объясните:    -  почему “трилогия”? Какие еще трилогии вы знаете?

                              -  что значит “автобиографическое произведение”?

                              -  мемуары и автобиографическая литература:

                                 в чем близость и разница?

“Толковый словарь русского языка”

Описание: wm3

Автобиография.  Описание своей жизни.

Автобиографический.  Связанный с жизнью автора; являющийся

                                          автобиографией.

Мемуары.  1. Запись людей о событиях прошлого, которые они наблюда –

                        ли или в которых участвовали.

                    2. Литературное произведение в форме личных воспоминаний

                        о событиях прошлого.

Трилогия.  Три литературных или музыкальных произведения одного ав –

                    тора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.

IV. Вспомним произведения из этой трилогии, вы уже читали.  У нас в

  гостях учащиеся 6 класса.

Повесть «Детство».

Игра «Цветик – семицветик».

  1. Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять?

  1. Чем поразила вас любовь Николеньки к матери? (глава 14 «Разлука», отрывок)

  1. От чьего лица идет рассказ о характере отца: от лица Николеньки Иртеньева или вспоминающего свое детство взрослого человека?

  1. А почему Николенька так любит Карла Ивановича?

  1. Какое событие в детстве заставило его по-новому взглянуть на няню Наталью Савишну?

  1. Прочитайте в тексте, как автор показывает основную черту характера няни Савишны?

                       «Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажет-

                     ся, о себе: вся ее жизнь была любовь и самопожертвование?»

                                                       Что означает слово “самопожертвование”?

Самопожертвование.  Жертвование собой, своими личными интересами для

                                         блага других.

Описание: wm3

7. Какие эпитеты употребляет Л. Н. Толстой, говоря о детстве?

Общий вопрос: Как  вы  думаете, отчего  зависит,   вернутся   ли   когда -

                             - нибудь  та свежесть, “беззаботность, потребность любви

                             и силы веры, которыми обладаешь в детстве”?

V. Вспомним повесть «Отрочество».

Учитель.  В отрочестве  у ребенка кончается  аванс доверия  к  взрослым. Он

                  уже не безоговорочно любит и  уважает,  уже  не  беспредельна его

                  любовь;  он  начинает  критически относиться  ко всему.  Именно в

                  отроческом возрасте наиболее ярко начинает проявляться его меч -

                  тательность.  Все чувства подростка резко обостряются.  Он  испы-

                  тывает  ненависть  к  гувернеру  Жерому,  заменившему  старого  и

                  доброго Карла Ивановича. Ощущает полное одиночество.

Сообщение (сообщение ученика – краткий художественный пересказ).

                 У него появляется привычка размышлять о вещах отвлеченных. Он

                 Начинает  задумываться о смысложизненных  вопросах,  совершает

                 много философских  “открытий”,  живет по большей части  жизнью

                 не чувства, как в детстве,  но  пробудившегося  интеллекта,  напря -

            женно ищущего ответы на беспрестанно возникающие вопросы.

            (Дружба с Дмитрием Нехлюдовым).

                      В основу повести “Отрочество” положен конфликт между че-

            ловеком и жизнью, конфликт нравственный и социальный.

Как вы это понимаете?

                 Вывод: на полной откровенности и убеждении, что можно уничто-

                 жить все людские пороки и несчастья, для чего каждому человеку

                 надо постоянно совершенствоваться, т.е. стараться стать лучше.

Экран.  Вспомните снова Л. Н. Толстого:  “ Чтоб жить честно,  надо рваться,

         путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и

         опять бросать, и вечно бороться...”

         - Не бойтесь, что вы далеко не совершенны.  Если будете стремиться

           к  совершенству,  бороться,  больно ошибаться и опять  бороться, то

           придете к истине.

VI. К Николеньке приходит юность (работа по повести «Юность»).

Учитель.   Повесть “Юность” небогата событиями. Интерес Толстого сосре-

               доточен прежде всего на изображении меняющегося внутреннего

               мира  Николая Иртеньева,  от лица которого ведется  повествова -

               ние.  Юный Николай Иртеньев действует,  размышляет,  мечтает,

               взрослый Николай Иртеньев, вспоминая это, оценивает и судит.

               При этом  и  герой,  и  рассказчик составляют единый образ,  хотя

               Толстой не дает читателю забыть,  что время действия  повести  и

               время, когда о нем рассказывается, не совпадают.

              - Что автор считает началом юности? (Текст, гл. 1).

              - Согласны ли вы с этим, понимаете ли прочитанное?

              - Иртеньеву было в ту пору столько же лет, сколько и вам сейчас.

                Как он начинает действовать? (Текст, гл. 5, “Правила жизни”).

              - Как же складывается судьба начатой было тетради? (Текст, гл. 9,

              “Как я готовлюсь к экзаменам”).

              - Как вы думаете, нужна ли такая тетрадь молодому человеку?

              - Как же сложилась судьба тетради с надписью “Правила жизни” и

                как сдавал экзамены Николай Иртеньев. В чем состоит идеал че-

                ловека “комильфо” мы обсудим на следующих уроках.

Дома.    1.   Дочитать, краткий пересказ глав 11-12, 13-14, 15-16, 17-21, 22-27,

               27-29.

  1. В трилогии, как в комедии Грибоедова “Горе от ума”, нарисова –

ны картины московского высшего общества (хотя более позднего

времени). Некоторые персонажи могли бы оказаться в доме Фа –

мусова в злополучный для Чацкого день.

Назовите их. В чем их сходство с гостями Фамусова? Какого от –

ношение к ним Николая Иртеньева?

             

  1. Составьте для себя кодекс морали.

Подведение итогов урока.

1.Одно из значений слова “диалектика” такое: процесс движения и развития.

   Можно ли те изменения, которые происходят в душе героя, назвать диалек-   

   тикой его души?

2.Какая особенность толстовского психологизма проявилась в этом произве –

   дении?

3.Наверное,  вас,  как и Иртеньева,  волнует ответ на вопрос:  в чем  истинная  

   ценность человека, какие люди наиболее достойны уважения?

   Ответы на эти вопросы очень важны сегодня, в преддверии выборов Прези-

   дента нашей страны. Хоть вы пока не можете быть избирателями,  но ваше

   мнение и ваше отношение немало значат для ваших родителей.

4.Чтение статьи Л. Н. Толстого “Верьте себе” (обращение к юношеству).

   - Каков, по-вашему, смысл толстовского призыва “Верьте себе”?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...