Есенин. "Черемуха". Урок в 7 классе школы с узбекским языком обучения.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Разработка урока по новой программе в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_7_9_-_kopiya.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс. Тема. С. А. Есенин. Стихотворение «Черёмуха»

Цели урока

 Образовательная. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина, подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.

Развивающая. Работать над пополнением словарного запаса. Развивать воображение, мышление.

Воспитательная. Воспитывать любовь к поэзии, показать взаимосвязи и взаимопроникновение русской и узбекской литературы.

Оборудование.   Портрет С. Есенина, пейзажи, запись П. И. Чайковского “Времена года”, записи романсов на стихи С. Есенина.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя о жизни и творчестве С. Л. Есенина (сопровождается музыкальным оформлением, демонстрацией картин родного края С.Есенина).

Рассказывая о пребывании поэта в Ташкенте, учитель знакомит учащихся с фотоматериалами музея Есенина в Ташкенте.

Материалы для рассказа учителя. Сергей Есенин в Ташкенте.

Сергей Есенин приехал Ташкент 14 мая 1921 года в гости к своему многолетнему другу по переписке и соратнику по поэтическому цеху Александру Васильевичу Абрамову, публиковавшему стихи под псевдонимом А.Ширяевец.

Хотя поездка была неофициальной, С.Есенин много и успешно выступал с чтением своих стихов перед различными аудиториями: на вечерах "студии искусств" и Ташкентского Союза поэтов в Туркестанской публичной библиотеке, перед киносеансами в кинотеатрах "Туран" и "Зимняя Хива". Он присутствовал на поэтическом вечере Ташкентского поэта-футуриста Семена Окова в Доме просвещения (ныне – Центральный Дом Офицеров) и на спектакле в театре "Колизей". Звучал неповторимый Есенинский голос и в домах его ташкентских друзей – Александра Ширяевца по Новой улице (у Алайского рынка), Валентина Вольпина на Ирутарской улице (у современного здание ГОХРАНа), Александра Волкова на Садовой улице (около старого зоопарка) в гостеприимном доме Михайловых, некогда стоявшем напротив современной гостиницы "Дедеман".

Двадцатидневное пребывание С.Есенина в Ташкенте стало важной вехой в его творческой биографии. В Ташкенте С.Есенин в первый раз окунулся в подлинную атмосферу так привлекавшего его Востока, что в дальнейшем позволила ему создать знаменитые "персидские мотивы". По свидетельствам очевидцев, Есенин буквально пропадал целыми днями в старом городе, любил посидеть за пиалой чая в чайханах, на Урде и Воскресенском базаре, слушал узбекские стихи, музыку и песни в доме Нарбековых, в Келесе у известного мецената Азимбая, на несколько дней выезжал в Самарканд. Позже поэт писал из-за границы А.Мариенгофу "Вспоминаю сейчас… о Туркестане…: как все это было прекрасно!"

Долгие годы подробности пребывания Есенина в Ташкенте были практически неизвестны любителем поэзии. "Белое пятно" в биографии поэта успешно восполнено работой созданного в 1981 году Музея С.Есенина в Ташкенте. В собрании музея экспонируются подлинные автографы С.Есенина, редчайшие поэтические издания 20-х годов ХХ века, причем многие из них несут на себе пометки самого поэта и людей, близких ему – сестер Есениных, Г.Бениславской, Н.Вольпина.

Дочь С.Есенина – журналист и писатель, сотрудница газеты "Правда Востока" Татьяна Сергеевна Есенина пятьдесят лет жила и работала в Ташкенте. Музей гордится подаренными дочерью поэта редкими экспонатами.

Всего в фондах Музея в Ташкенте около 3000 единиц хранения, треть из них представлена в экспозиции, в том числе подлинная посмертная гипсовая маска поэта, сделанная скульптором И.Золотаревским 29 декабря 1925 года, ряд мемориальных предметов, живопись на есенинскую тему  П.Мордвинцева, М.Громыко, М.Фазылова, гравюры Е.Шалыгиной, Ф.Константинова, уникальное собрание есенинских книг.

Созданная по специальному проекту экспозиция раскрывает перед посетителем значение темы Востока в творчестве русского поэта и влияние ташкентских встреч С.Есенина на создание самых знаменитых его стихотворений из цикла "Персидские мотивы".

     Борис Голендер, научный сотрудник музея Есенина в Ташкенте.

2. Знакомство со стихотворением.

В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился понимать и ценить красоту родной природы. Есенин часто говорил, что весна его любимое время года. После зимы пробуждается природа. Рождаются новые надежды и мечты. Именно об этом стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

 Чтение учителем стихотворения «Черемуха».

IV.Закрепление.

Работа с текстом.

- Какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему? На какие картины можно разделить это стихотворение? Сколько «героев» в стихотворении? (Два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды.)

 Словарная работа (черемуха, ручей, кудри, роса, пряный, проталинка, душистая, гремучий, вкрадчиво).

Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.

Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом.

Проталинка - оттаявшая земля, на которой уже нет снега.

Вкрадчиво - тихо, на ушко.

 Работа с иллюстрациями. Вы видите цветущую черемуху? Опишите, какая она? Подберите сравнения (данная запись делается на доске)

 - Черемуха душистая, как…  , белая, будто…, кудрявая, словно…,

 - Ручеек звонкий, как…, прозрачный, будто…

 - Найдите в тексте глаголы, которые называют действия весеннего ручейка (бежит, струится, поет). - Как понимаете слово “струится”? Подберите близкое по значению слово. (Льется, течет. Это значит - течет тоненькой узкой струйкой). Ручей маленький, несмелый.

 - Закончите предложение:

 Черемуха душистая… Зелень золотистая… Ручей волной гремучею…

3. Анализ текста. Словарная работа.

 - Какое время года описывается в стихотворении?

 - Какие цвета есть в стихотворении? (Золотистый, серебристый)

 - Какое настроение они создают? (Светлое, праздничное, веселое).

- С кем же можно сравнить черемуху? (С девушкой, с невестой).

 - Какое слово нам помогает не только увидеть цветущее дерево, но почувствовать его аромат? Переведите на узбекский язык. Подберите к слову “душистая” слова, близкие по значению. (Пахучая, благоухающая, ароматная). Дерево это чрезвычайно полезное: цветы и листья черемухи выделяют так много летучих фитонцидов, что очищают воздух вокруг, убивая болезнетворные микроорганизмы и даже мелких насекомых - комаров и клещей.

- Почему С. Есенин называет ветки “золотистыми”? Откуда этот цвет? (От солнца, от цветочных тычинок).

 - Прочитайте следующие четыре строки. Какое слово использует С. Есенин для описания росы? (Медвяная). От какого слова оно произошло? Какой мед? (сладкий, пахучий, липкий). Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая. Какое еще слово подтверждает это? (Сползает).  Как вы понимаете слово “сползает”? (Медленно тянется). Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда она появляется? (Когда лопаются почки, весной).

- Какое слово выбрал С. Есенин для описания зелени? (Пряная). Почему? (Пряный - это от слова «пряности», ароматные по запаху. Листва молоденькая, ароматная).

 - Почему зелень сияет в серебре? (Блестит от росы).Есенин описывает черемуху, которая только распустилась. Совсем-совсем маленькие листочки, еще мокрые, не обсохшие от сока, сияют в серебре. Зелени совсем мало.

 - Какие  чувства хотел передать поэт, описывая черемуху? (Восхищение, восторг, радость).

 - Прочитайте выразительно начало стихотворения, чтобы показать, как поэт восхищается красотой черемухи.

- Найдите в тексте еще строки, описывающие черемуху. Прочитайте.

 - Какая прическа была у черемухи в начале стихотворения? (Кудри завила).

 - А какой внешний вид имеет черемуха в этом четверостишии? (Развесившись стоит).

 - Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке горит).

 Наша черемуха изменилась! Она полностью раскрыла листья.

- Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте. Найдите слова, показывающие действия ручья. (Обдает волной). Сравни, что он делает до этого? (Бежал, струился). Сперва была струйка, теперь появилась волна). У нашего ручья появилась сила. Какое еще слово подтверждает, что ручей изменился? Волна какая? (Гремучая, гремящая, издающая шумы). Какой же ручей в этом четверостишии? (По силе - сильный; по звуку- шумный, громкий; по характеру- настойчивый). Он обдает ветки черемухи, как ...

 - Нравится ли ручью черемуха? (он ей песенки поет.) Хочется ли ручью понравится черемухе? (он ей вкрадчиво поёт песенки.) Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А Рядом, у пРоталинки…»( нужно услышать аллитерацию Р-Д-Р-Т-Р, не называя приём ).

-Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Ожил ручеек и стал похожим на человека!

-Поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье. (Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

- Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо?(Неторопливо, с любованием.)

V. Итог урока.

 Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляет черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила»,по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу. В поэзии Востока мы встретим образы соловья и розы.

Есенин умел видеть то, что не замечали другие, и находил точные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений. Кто из поэтов Узбекистана много писал о весне? Какие стихи Хамида Алимджана и Зульфии вы знаете?

-Какие мысли, чувства пробудил у вас урок? О чем заставил задуматься? Какими знаниями из порученных сегодня на уроке вы хотели бы поделиться с товарищами?

Будто снежный шар бела,

 По весне она цвела,  

Нежный запах источала.

 А когда пора настала,  

Разом сделалась она  

Вся от ягоды черна.  (Черёмуха.)

6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения (по желанию выучить наизусть), сделать рисунок к стихотворению. Прочитать переводы Х.Алимджана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе с узбекским языком обучения "Любите ли вы музыку?"

Урок русского языка в 7 классе с узбекским языком обучения "Любите ли вы музыку?"...

План для школ с узбекским языком обучения

Данный план составлен для 2-3-8-9 классов...

Как указать на время действия, его начало и конец. Урок русского языка в 8 классе с узбекским языком обучения.

Разработка урока русского языка в 8 классе  для узбекской школы по новому учебнику....

Как указать на время действия, его начало и конец. Урок русского языка в 8 классе с узбекским языком обучения.

Разработка урока русского языка в 8 классе  для узбекской школы по новому учебнику....

Есенин "Черемуха". Презентация к уроку в 7 классе школы с узбекским языком обучения.

Презентация поможет объяснить трудные слова и даст материал о связи поэта с Узбекистаном....

Как сказать о том, кто перед вами? Презентация к уроку №1 по русскому языку в 5 классе с узбекским языком обучения

Презентация к уроку русского языка в 5 классе с узбекским языком обучения "Как сказать о том, кто перед вами?" по новому учебнику....

Изменения в учебных планах и программах в 2016-2017 учебном году (русский язык в школах с узбекским язывом обучения.)

Изменения в учебных планах и программах по русскому языку в классах с узбекским языком обучения. Докдад и презентация....