Литературная гостиная по творчеству А.Фета и Ф.Тютчева " Единство духа, любви и боли"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Материал, представленный в методической разработке в форме литературной гостиной, позволит учащимся полнее узнать не только интересные факты биографии поэтов, но и рассмотреть особенность в изображении любовного чувства  Фета и Тютчева. Любовь как поединок роковой - вот, что сближает два любовных сборника поэтов : " Денисьевский" и " Марии Лазич". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx271.99 КБ

Предварительный просмотр:

http://art-kladovaya.ru/upload/image/cache/data/stamps/STAMP934-500x500.jpg

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

СЦЕНАРИЙ

ПОЭТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА

«ТЮТЧЕВ И ФЕТ.

ЕДИНСТВО ДУХА,ЛЮБВИ И БОЛИ»

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15

 Мартынова Н.В., г.о. Коломна

http://art-kladovaya.ru/upload/image/cache/data/stamps/STAMP934-500x500.jpg

Цель: познакомить учащихся 10-х классов с любовной лирикой Тютчева и Фета.

Педагогические технологии:

личностно-ориентированная, коммуникативная.

Методы: 

формирование новых знаний и способов деятельности

организация деятельности учащихся.

Компетентности: 

социокультурная (овладение культурой речевого общения).

Участники:

  1. Литературный критик
  2. Современник
  3. Чтецы
  4. Учащиеся 10 класса

Художественное оформление:

  1. Литературная газета «Единство боли и любви»

Музыкальное оформление:

  1. С.В.Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром»,
  2. П.И.Чайковский «Серенада для  оркестра»

http://img-fotki.yandex.ru/get/5638/91693164.0/0_bc27c_e69ff70d_L.png.jpghttp://lirika.biz/afanasij_fet.jpg

  А. А. Фет                                                            Ф. И. Тютчев

Слова на доске.

Любовь - объединяющее людей начало. Любовь и красота становятся символом существования людей на земле.\

Ведущий.

Прекрасными русскими поэтами, оказавшими огромное влияние на становление русской поэзии, любовной лирики, стихов о природе являются Афанасий Афанасиевич Фет и Федор Иванович Тютчев.

Все на свете - о любви. Любовь, объединяющее людей начало, то , на чем основано духовное бытие любого человека. Здесь не разделяется любовь к жизни, любовь к природе, любовь к искусству, любовь мужчины и женщины.. Любовь и красота становятся символом существования людей на земле. Проникновенный лозунг Достоевского: «Красота спасет мир!» И очень похоже - у Фета: «целый мир от красоты...»

Любовь для Тютчева и Фета - основной мотив творчества. Источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым («Все во мне, и я во всем...»). Есть любовь - значит, есть ощущение родины.

Тютчев и Фет встречались в жизни. Два великих поэта, два страдальца. Любовь в их жизни - эта и страсть и смерть.

Музыка Рахманинова.

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье.

И... поединок роковой...
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец...

Ведущий.

Елене Александровне 24 года. Бедна, но родовита. Такие девушки, как правило, выходят за худородных, но богатеньких и если, не счастливы, то довольны. Сирота, живет с теткой. А тетка- инспектриса Смольного института, в которой воспитываются дочки дипломата и остроумца , господина Тютчева. Озабоченная судьбою племянницы, тетка возит ее по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня. Сама же племянница обладает «счастливой наружностью», умна и прелестна, эмоциональна, но и энергична, весела - словом, счастлив будет тот молодой балбес, которого она одарит своим вниманием.

Молодым балбесом оказывается 47-летний дипломат, женатый, отец троих детей, недавно вернувшийся из заграничной службы, растянувшейся на четверть века. Он рано поседел, и ему еще не было пятидесяти, когда в разговорах его называли «старичком». Вспомним, что поэтической славы у него не было, и о том, что он великий поэт, знало буквально несколько человек, правда, среди них были Пушкин, Некрасов- и Фет. Так что никакого ореола, столь влекущего девичьи неокрепшие сердца, не было. Послушаем современника.

Современник.

«Низенький, худенький старичок,  с длинными, отставшими от висков, поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый небрежно, вот он входит в ярко освещенную залу: музыка гремит, бал кружится в полном разгаре… Старичок пробирается нетвердой поступью близ стены, держа шляпу, которая сейчас, кажется, упадет из его рук. Из угла прищуренными глазами окидывает всё собрание… Он ни на чем и ни на ком не остановился, как будто б не нашел, на что бы нужно обратить внимание…»

«К нему подходит кто-то и заводит разговор… он отвечает отрывисто, сквозь зубы… смотрит рассеянно по сторонам.кажется, ему уж стало скучно: не думает ли он уйти назад…Подошедший сообщает новость, только что полученную, слово за слово, его что-то задело за живое, и потекла потоком речь увлекательная, блистательная, настоящая, импровизированная… Вот он роняет, сам не примечая того, несколько выражений, запечатленных особенною силой ума, несколько острот едких, но благоприличных, которые тут же подслушиваются соседями, передаются шепотом по всем гостиным, а завтра охотники спешат поднести их знакомым, как дорогой гостинец: «Тютчев вот что сказал вчера на бале…»

 Ведущий.

Да уж, какой там седенький старичок! Лев в силе и мощи, лев ума и проницательности, здесь, в гостиной, приоткрывающий только часть своего гения. И при чём тут возраст, рост, седина? И Денисьева увидела, поняла, влюбилась, дотла сожгла все мосты…

Чтец1.

И вот колыбель, первая их дочь – Елена-малая, и его шёпот, как раскаяние и мольба.

Стихотворение «Не раз ты слышала признанье…»

Не раз ты слышала признанье:

«Не стою я любви твоей».

Пускай мое она созданье —

Но как я беден перед ней...

Перед любовию твоею

Мне больно вспомнить о себе —

Стою, молчу, благоговею

И поклоняюся тебе...

Когда, порой, так умиленно,

С такою верой и мольбой

Невольно клонишь ты колено

Пред колыбелью дорогой,

Где спит она — твое рожденье —

Твой безымянный херувим, —

Пойми ж и ты мое смиренье

Пред сердцем любящим твоим.

Ведущий.

А любящему сердцу было непереносимо тяжко. Это ж такой скандал был! Такая замечательная многоножная, многокольчатая сплетня! Ударила сплетня в Елену Александровну, отрикошетила, грохнула по тётке, и та была вынуждена оставить Смольный. Двери всех домов захлопнулись. И наступила бы полная немота, полный вакуум, если бы не заполнился он для Елены Александровны её огромной, непереносимой, грешной и святой любовью. Да, грешной, ведь не в браке, да, святой, – ведь одна и на всю жизнь. Что же это было?

Елена Александровна хлебнула сполна. Но ведь их двое было – виновных, греховных. Чтобы не бросить тень на поэта, начали, было, литературоведы потом, годы спустя придумывать беды и кары, якобы постигшие поэта. Но правнук Фёдора Ивановича, крупный учёный, знаток творчества самого блистательного родича, вот что говорит по этому поводу:

«В некоторых работах о Тютчеве утверждается, что, полюбив Денисьеву, Тютчев пожертвовал своим, весьма в то время блестящим положением. Он почти порывает с семьёй, не обращает внимание на выражаемое ему двором неудовольствие, смело бравирует общественным мнением, и если в конце не губит себя окончательно, то тем не менее навсегда портит себе весьма блистательно сложившуюся карьеру.»

В действительности всё обстояло не совсем так. Служебная карьера Тютчева никогда не складывалась блистательно. В год, когда его любовь к Денисьевой получила огласку, он имел чин статского советника и занимал достаточно скромный пост при МИДе. Его повышение в чинах и в дальнейшем проходило без особых перебоев. В общественном положении поэта никаких перемен не произошло. Если Денисьева была отвержена «светом», то Тютчев по-прежнему оставался завсегдатаем петербуржских аристократических салонов. С семьёй Тютчев не порывал и никогда не мог бы решиться на это. Он не был однолюбом…, и это вносило в его отношении к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Поэт сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему».

Ведущий.

У них родятся трое детей, все - Тютчевы, все — незаконнорожденные; рок, о котором и он и она столь часто вспоминали, беспощадно расправится е Еленой- младшей— она умрет в 14 лет от скоротечной чахотки, а на другой день скончается от той же болезни годовалый Николай. Слава богу, мать не увидела этого — она умерла от той же чахотки, когда Николаю исполнилось всего два месяца,— и было ей тогда 38 дет. Тютчеву она подарила 14 лег жизни, счастья и боли. «Все кончено—вчера мы ее хоронили. Что это такое? Что случилось? О чем это я вам пишу— не знаю…Во мне все убито: мысль, чувство, память, все…»

Звучит музыка С.В.Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром»

Чтец1.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, —

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Ведущий.

«Ранним утром 15 толя 1873 года лицо его внезапно приняло какое-то особенное  выражение торжественности и ужаса; глаза широко раскрылись, как бы вперились в даль,— он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова,— он, казалось, весь уже умер, но жить витала во взоре я на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг, рассказывали потом присутствовавшие при его кончине... Чрез полчаса вдруг всё померкло, и его не стало... Он просиял и погас»*.

Так умер Федор Иванович Тютчев. Аксаков подчеркнул эти слова— «просиял и погас», видно, как поразило его это сиянье перед уходом. Никому не дано заглянуть за этот полог, и что увидел Федор Иванович в последний миг, мы никогда не узнаем. Но все-таки... Человек умирает так, как он жил и трус не просияет перед смертью, и завистник не успокоится, и палач не просветлится...

За четверть века до этого последнего просветления Федор Иванович встретился с Еленой Александровной Денисьевой. Федор Иванович так часто думал и писал о «минутах роковых» в жизни человека, что, должно быть, сразу донял: с этой встречей, с этой любовью пришла и его минута роковая, время, перекрестья судеб, не сулящее ни покоя, ни гармоничного блаженства, к всё же неизбежное, как жизнь и как смерть. Непроизвольно, с жестокой точностью Тютчев-поэт вел дневник любви Тютчева-человека,  и рождалась на свет одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества.

Чтец2.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!


Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?


Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.


Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?


И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!


Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!


Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.


И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.


И что ж от долгого мученья

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!


О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ведущий.

Еще трагичнее сложилась жизнь у Фета. Поставив перед собой цель в жизни - добиться гражданства, наследства, нежели военной карьеры, он и в любви старался действовать по разуму, а не чувству. Это и отразилось на их отношениях с Марией Лазич.

Мария Лазич - героиня любовной лирики Афанасия Афанасьевича Фета. Когда Фет встретился с Лазич, ей было 24 года, ему 28. поэт увидел в ней не только привлекательную девушку, но и на редкость культурного человека, музыкально и литературно образованного.

О музыкальных способностях Лазич свидетельствует то, что пору пребывания в России знаменитый венгерский композитор Ференц Лист слышал игру Марии и высоко оценил ее. В знак одобрения Лист перед отъездом написал в альбом Лазич прощальную музыкальную фразу необыкновенной красоты. Мария была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала и понимала поэзию. Уже в ранней юности она узнала и полюбила стихи Фета.

Чтец4.

Стихотворение: «Шепот, робкое дыханье...»

Шепот, робкое дыханье.

   Трели соловья,

Серебро и колыханье

   Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

   Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

   Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

   Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

   И заря, заря!..

Чтец1.

Стихотворение: «Качаяся, звезды мигали лучами»

Качаяся, звезды мигали лучами

На темных зыбях Средиземного моря,

А мы любовались с тобою огнями,

Что мчались под нами, с небесными споря.

В каком-то забвеньи, немом и целебном,

Смотрел я в тот блеск, отдаваяся неге;

Казалось, рулем управляя волшебным,

Глубоко ты грудь мне взрезаешь в побеге.

И там, в глубине, молодая царица,

Бегут пред тобой светоносные пятна,

И этих несметных огней вереница

Одной лишь тебе и видна и понятна.

Ведущий.

Мария Лазич оказалась Фету близкой по духу - не только по сердцу. Но она была такой же бедной, как Фет. И он, лишенный состояния и твердой социальной основы, не решился связать с ней свою судьбу.

Чтец2.

Стихотворение: «Пойми хоть раз тоскливое признанье...»

Пойми хоть раз тоскливое признанье,

Хоть раз услышь души молящей стон!

Я пред тобой, прекрасное созданье,

Безвестных сил дыханьем окрылен.

Я образ твой ловлю перед разлукой,

Я, полон им, и млею, и дрожу,

И, без тебя томясь предсмертной мукой,

Своей тоской, как счастьем, дорожу.

Ее пою, во прах упасть готовой.

Ты предо мной стоишь как божество —

И я блажен; я в каждой муке новой

Твоей красы предвижу торжество.

Ведущий.

Кончилось все трагически. Фет убеждал Лазич расстаться. Она с ним соглашалась, но порвать отношения не решалась. Не мог и Фет. Афанасию Афанасиевичу пришлось по служебным делам уехать на время. Когда он вернулся, его ждала страшная весть: Марии Лазич не было уже в живых.

Чтец3.

Стихотворение: «Долго снились мне вопли рыданий твоих»

Долго снились мне вопли рыданий твоих,-

То был голос обиды, бессилия плач;

Долго, долго мне снился тот радостный миг,

Как тебя умолил я - несчастный палач.

Проходили года, мы умели любить,

Расцветала улыбка, грустила печаль;

Проносились года,- и пришлось уходить:

Уносило меня в неизвестную даль.

Подала ты мне руку, спросила: "Идешь?"

Чуть в глазах я заметил две капельки слез;

Эти искры в глазах и холодную дрожь

Я в бессонные ночи навек перенес.

Ведущий.

После трагической кончины Марии Лазич к Фету приходит осознание любви неповторимой и единственной. Теперь он будет всю жизнь вспоминать, говорить, петь об этой любви - высокими, прекрасными стихами. На склоне лет он пишет стихотворение «Alter ego»

... та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь на сердце, чем старее оно. Тем свежей.

Чтец4.

Стихотворение: «Alter ego»

Как лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья, -
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?

Ты душою младенческой всё поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Та трава, что вдали на могиле твоей,
Здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.

У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

Звучит музыка П.И.Чайковского

Ведущий.

Два цикла любовной поэзии подарили нам Тютчев и Фет: «Денисьевский» и «Марии Лазич».

  1. Циклам присуще идейно-художественное единство.
  2. Характерно присутствие одного или нескольких героев.
  3. Авторы стремятся дать философское обобщение всему тому, что сами пережили.
  4. Циклы напоминают психологический роман.
  5. Центральный мотив лирики Тютчева - поединок роковой.
  6. У Фета рок несколько приглушен. Блок писал о поэтических единствах: «Все торжество гения, не вымещенное Тютчевым, вместил Фет»

Стихотворение «Предопределение»

Музыка Рахманинова.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная по творчеству А.Блока

Литературная гостиная по творчеству А.Блока...

Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы "Дайте выкрикнуть слова"

Сценарий знакомит с жизнью и творчеством поэта-барда Б. Окуджавы....

Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)

Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....

Разработка урока или внеклассного мероприятия "Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева

В помощь учителям-словесникам для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме "Любовь в творчестве А.А.Фета и Ф. И. Тютчева...

Разработка урока или внеклассного мероприятия "Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева

Материал, который учитель может использовать науроке и во внеурочное время...

Литературная гостиная, посвященная творчеству Ф.И. Тютчева

Методическая разработка литературной гостиной по творчеству Ф.И. Тютчева...