Разработка урока или внеклассного мероприятия "Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

В помощь учителям-словесникам для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме "Любовь в творчестве А.А.Фета и Ф. И. Тютчева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _urok_lyubov_v_tvorchestve_feta_i_tyutcheva.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Цели:

  • познакомить с некоторыми эпизодами личной жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях;
  • открыть для себя этих поэтов как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы возлюбленных поэтов;
  • эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Эпиграф: 

На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви…

В. Шекспир

ХОД УРОКА

1-й ученик: 

Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово!»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!

2-й ученик: 

Все начинается с любви:
И озаренье,
и работа,
Глаза цветов,
Глаза ребенка –
Все начинается с любви.

1-й ученик: 

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.

2-й ученик: 

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг –
все начинается с любви

1-й ученик: 

Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься,
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви.

Учитель: Этими замечательными строчками поэта Роберта Рождественского мы начинаем урок «Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и А. А.Фета». Прав был великий В. Шекспир, утверждая:

На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви…

– Урок состоит из двух частей. В первой части мы расскажем о любви поэтов XIX века Ф. И. Тютчева и А.А. Фета. Во второй – прочтем свои любимые строки о любви.

Федор Иванович Тютчев. Одной из центральных в его зрелом творчестве стала тема любви, она отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд,которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.

Звучит романс «Я встретил Вас – и все былое…»

Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию) умирает жена Тютчева. По семейному преданию «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет,началось новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.

Ученик: Любовь в лирике Тютчева – это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл», который посвящен Елене Александровне Денисьевой,последней любви поэта.

Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он передо мной везде, всегда,
Непостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…

Учитель: Тютчеву 47 лет, Денисьевой – 24,она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой.

Ученик: Это была и счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского света интерес скандала; любовь,закрывшая молодой женщине из хорошей семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей; любовь, заставившая отца Денисьевой отказаться от дочери; любовь, мучившая Тютчева сознанием своей виновности.

Стихотворение «Я очи знал, – о, эти очи!..».

Ученик: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни, и в 1864 году Елена Александровна умирает от чахотки. Прожитая поэтом драма и запечатлелась в «Денисьевском цикле», одном из вершинных достижений любовно –психологической лирики в русской и мировой литературе.

Стихотворение «Как ни бесилося злоречье…».

Ученик: В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В«Денисьевском цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми.Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своём развитии оказывается зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим:
«… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело». Суд людской Тютчев назвал роковой силой.

Стихотворение «Две силы есть – две роковые силы…».

Ученик: «Денисьевский цикл» как«роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей подобия в прозаических произведениях.Замедленное, проникновенное изображение симпатии, влюблённости, предыстории любви и затем не состоявшихся любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова,Тургенева. «Роман» в стихах Тютчева сразу же начинается с очень высокой, трагически звучащей ноты.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…».

Ученик: Тютчев даёт романтическую оценку любви. Любовь – стихийная страсть,дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева. Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу, им, им, одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…».

Ученик: Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А.Денисьевой. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь,весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго прислушивалась к шуму дождя,осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.

Учитель: Поэзия Тютчева принадлежит к числу созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный создатель природы;нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

Учитель: Афанасий Афанасьевич Фет. И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны загадок,некоторые из них до сих пор не разгаданы. Н.Некрасов писал: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит Фет». По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека.Почти все стихи о любви написаны от первого лица,в форме монолога, как воспоминание о любви,оставшейся в прошлом.

Звучит романс П. И. Чайковского на слова А. А.Фета «На заре ты ее не буди».

Ученик: Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

Стихотворение «Призыв к любимой Бетховена».

Ученик: С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской,сестре С.Толстой, Е. Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна Андреевна Кузминская,сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта у себя дома, когда ей было 15–16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета,связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение. Стихотворение это – одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Стихотворение «Сияла ночь».

Ученик: Стихотворение понравилось Л.Толстому: «Эти стихи прекрасны, – сказал он, – но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый…».Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете, стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Бернс (впоследствии по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

Ученик: Фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине,образ которой окутан дымкой таинственности.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…».

Учитель: Это стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное предложение. В нем нет ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках пародий. Говорили, что его можно читать от первой до последней строчки и наоборот – смысл от этого не изменится. Это,конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский– Корсаков положили его на музыку.

Ученик: В 1849 г. Фет писал другу детства Борисову «Я встретил существо, которое люблю. Она для меня возможность для счастья и примирения с гадкой действительностью». Это о Марии Лазич,дочери многодетного мелкопоместного дворянина,отставного генерала. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. «Ничего, –писал он, имея в виду свои отношения с Лазич, не сближает так, как искусство вообще – поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия».

Стихотворение «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…».

Ученик: Но расчетливый ум берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой любви и надеявшемся на семейное счастье. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Фет убедил девушку в невозможности их брака по материальным соображениям.

Стихотворение «Долго мне снились вопли рыданий твоих…».

Ученик: Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили везде. Мария сгорела в собственном доме. Эта мысль не давала Фету покоя.

Стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…»

Ученик: После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Только сейчас поэт почувствовал,что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он сам. Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю…».

Ученик: Сожжённая молнией равнодушия и расчёта любовь Фета к Лазич превратилась в какую-то волшебную скрипку, называемою поэзией.Лирические откровения Фета, посвящённые Марии,лучшие в творчестве поэта. В стихах о любви женский образ, по словам К. Бальмонта, лишён«временности», «он вечен». Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений Фет скажет:«…Та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей,..»

Стихотворение «ALTER EGO» («Второе я» (лат.)).

Учитель: Большая часть лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается. Фет и Тютчев – великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:

Чужое вмиг почувствовать своим.
Шепнуть о том, пред чем язык немеет.
Усилить бой бестрепетных сердец…

– именно так, в неистребимой способности всё«пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Тютчева и Фета.

Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…».

Учитель: Это были стихи о любви гениальных поэтов XIX века. Их лирические произведения привлекают чистотой, искренностью,глубиной чувств и убеждают в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно не любить». Мы живем в XXI веке и переживаем те же чувства. У каждого из нас есть любимые строчки о любви.

Учащиеся читают свои любимые стихи о любви.

Учитель: Мы надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие, и прочитанные сегодня стихи вам понравились.Закончить вечер хотим словами из стихотворения поэта Болата Куняева:

Стихи ни к чему недотепам и нудным.
Сердец им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди.
Я это по личному опыту знаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе " Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

Урок знакомит старшеклассников с поэтом Ф.И.Тютчевым и особенностями его творчества. Развивает навыки выразительного чтения с извлечением конкретной информации, ассоциативно-образное мышление, создает...

Разработка урока по литературе "Жизнь и творчество М.Булгакова"

Разработка урока по литературе "Жизнь и творчество М.Булгакова"...

Разработка урока литературы для 8 класса "творчество А.Твардовского"

Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 классе. Урок-исследование.Цели урока:-формировать умение работать с дополнительной литературой-развивать у учащихся умение самостоятельно отбир...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Разработка урока "По страницам жизни и творчества Баки Урманче"

Урок-экскурсия в творчество известного татарского художника в русскоязычной группе 10 класса...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.А.ЕСЕНИНА

Презентация является наглядным материалом к уроку по внеклассному чтению в школе VIII вида по творчеству С.А.Есенина "Образ родной природы в песенном слове С.А.Есенина"...

Разработка урока или внеклассного мероприятия "Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева

Материал, который учитель может использовать науроке и во внеурочное время...