Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кругов в России 2 половины 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_saltykov_-shchedrin.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПО СКАЗКАМ

М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Тема: «ТРУД И ПАРАЗИТИЗМ

КАК ДВЕ

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ

СТОРОНЫ   ЩЕДРИНСКИХ

СКАЗОК»

( по сказкам «Как мужик двух генералов прокормил» и

                         «Дикий помещик»)

                                              Учитель: Мартынова Наталья Валерьевна

                                              МБОУ СОШ № 15 г.о. Коломна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ
  • КОММУНИКАТИВНАЯ
  • ПРОБЛЕМНАЯ

ИСПОЛЬЗОВАН ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА                              

Оформление урока:

                                      портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина

                                      литературная газета «Гений смеха»

                                      выставка книг-сказок  

Оформление доски: 

                                     тема, план урока

                                     Значение понятий: сатира

                                                                      юмор

                                                                      антитеза

                                                                      гипербола

                                                                      гротеск

                                                                      деградация

План урока: 

                       1. вводная часть

                       2. работа с текстом

                         работа в группах

                       3. итоговое мини-сочинение

                       4. домашнее задание: написать сочинение

                          по теме урока

                       5. итоги урока

                       6. назвать произведения конца XVIII – начало XIX

                         где бы предложенная тема звучала  

                         также ярко. (Примеры)

Место урока в системе уроков по творчеству писателя:

                        -   данная тема важна при изучении сказок Щедрина,  

                        т.к. именно  она выражает взгляд писателя на  

                        социальные    стороны жизни.

Цель урока:

 изучить сказку «Дикий помещик» и на основе  метода сопоставления с  другими произведениями писателя ( сказке « Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил») и русских народных сказок, доказать, что в сказках Щедрина звучит резкое критическое осмеяние определенных социальных типов и социального зла, которое ярко выливается в таковое понятие, как паразитизм.

Эпиграф к теме урока:

                                      сказка становится высоким созданием, когда в

                                      в аллегорические одежды облекает духовную  

                                      истину, когда мысль, доступная лишь мудрецу,

                                      становится ощутимой и видимой даже

                                      простолюдину.

                                                                                                 Н.В. Гоголь

                                     

Ход урока:

1.Ребята! На предыдущих уроках мы начали изучать сказки Щедрина.

- Почему именно этот жанр выбирает писатель-сатирик? (сказка ближе и понятна народу)

Следуя гоголевской манере («смех сквозь слезы») Щедрин тоже смеется… плача.

Что это за смех?

- вспомните, какие элементы «комического» вам  известны? (сатира и юмор).

- дать определение сатиры.

Открыли тетради. Тема.

2.Класс делится на 2 группы.

I группа работает со сказкой «Повесть о том, как мужик двух  

                                                     генералов  прокормил»  

II группа работает со сказкой «Дикий помещик»

Общая работа с русскими народными сказками

               

                        I группа           II группа                     Общая работа

начало         «жили да         «в некотором        « в некотором царстве»-

сказок           были»              царстве…»            волшебные ск. « жили    

                                                                            да были» соц.-полит. ск.  

обстановка    необитаемый    помещичья

                       остров                усадьба

художественные средства:   фантастика       гротеск

                                                   

Автор таким образом показывает беспомощность, паразитизм, несостоятельность господствующего класса.

Прием Щедрина: беспощадная сатира на класс помещиков

3.Сравниваются два противоположных образа:  мужик

                                                                              помещик

Художественное средство (а  н  т  и  т  е  з  а)

                  I группа                    II группа                            Общая работа

    типичная    

  черта класса           глупость                 глупость              примеры сказок:    

эксплуата-             (текст)                     (фамилия           Пушкин: о попе и

       торов                                              «говорящая)       работнике Балде»

                                                                                          «Горшеня – у.н.т.

                                                                                          (-на чем едешь?...»

                                                                                           «на худом разуме,

                                                                                             государь»

                                                                                           «Барин и мужик»)

Характерная    трудолюбие           трудолюбие              труд, ум,

черта народ-    смекалка                (обр. Сеньки)            смекалка

ного образа

Отличительная особенность в изображении «мужика» в русской народной сказке и авторской сказке Щедрина?

У Щедрина: покорность (текст) «плел сам себе веревочку»

В народных сказках: мужик одерживает физическую и нравственную победу над своими недругами.

Взгляд писателя: Щедрин не был утопистом, он реалист

4.Работа с художественными средствами.

Привести примеры гиперболы гротеска

                    I группа                                          II группа

                    генералы дичают                         помещик одичал

                            (текст)                                              (текст)

Примеры сравнения

                     генералы  дичают                               помещик превращается в                            

                           и звереют                                              дикого зверя

5.Задание в парах.

Работа с речью: указать части речи, помогающие создать гротескные образы героев.

Вывод:  потеря человеческого облика сопровождается полной духовной деградацией человека.

Указать реальные черты  времени:

                         I группа                                          II группа

реальные         газета                                            газета «Весть»

черты                «Московские

времени            ведомости»

Р е а к ц и о н н ы е   г а з е т ы

                                                                      («…сейчас эту

                                                                                 благодать обобрали,

                                                                            посадили в клетку

                                                                             и послали в уезд»)

Художественное средство        Ф   а  н  т  а  с  т  и  к  а

- с какой целью автор использует

«фантастику», «гротеск»?

С помощью их Салтыков-Щедрин резче обличает, высмеивает определенные социальные типы. Данные художественные средства служат также средством идейно-художественного познания действительности.

6.Индивидуальные задания:

Один ученик от каждой группы работает с понятиями «сатира» «юмор». Учащиеся готовятся дома и выступают перед классом с собственными наблюдениями:

                     - кто сатирически, а кто юмористически представлен в    

                       сказках.

                       Ответы подтвердить примерами из текста,        

                       использовать цитаты.

Вопрос: почему же генералы беспомощны, а помещик становится «диким»?

ИТОГ УРОКА.

Вывод: отсутствие труда – паразитизм.

«Труд- основа жизни» - вот главная мысль щедринских сказок.

Дается объяснение по толковому словарю понятию «антагонизм».

Вывод: сатирик утверждает, что отсутствие труда приводит к обнищанию человеческой личности, бездуховность доминирует в характере персонажей.

Домашнее задание: дать письменный обоснованный ответ на вопрос:

« В каких произведениях  ( указать  авторов)  поднимается проблема духовной деградации личности вследствие отсутствия труда» ?

 Подсказка:

 Фонвизин      «Недоросль»                            

 Гоголь           «Мертвые души»                                                                                              

Пушкин          «Сказка о золотом петушке»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе по теме "Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина".

Методическая разработка состоит из презентации, которую можно использовать на уроке знакомства с писателем....

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.

Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина,  считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредо...

Научно - исследовательская работа "Идейно - эстетическое своеобразие сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

Данный материал поможет учителям при подготовке к уроку по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина...

Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова

Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами  творческой рабо...

Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...