Современная литература
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

 Трофимова Анастасия Владимировна

Программа для студентов 3 курса "Современная литература"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trofimova_a.v._umkd.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Наименование

разделов и тем

Макс.

учеб.

нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Само-стоятель-ная

работа студента

Всего

Лабора-торные

работы

Практи-ческие

занятия

1

2

3

4

5

6

Введение. Общая характеристика классической литературы

2

2

Раздел 1. Древнерусская литература

17

17

3

Раздел 2. Русская литература. Литература XIX века.

19

19

1

Раздел 3. Современная русская литература

30

30

30

Всего часов по дисциплине:

68

68

9

РАЗДЕЛ 3.

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО) 050146 Преподавание в начальных классах.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации, подготовке и переподготовке специалистов   в области социального обеспечения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина  общего гуманитарного цикла. Дисциплина изучается за счет вариативной части.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования: воспитанию любви и привычки к чтению, приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитию способности эстетически воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать собственные эстетические вкусы и потребности.

В программу заложены следующие компоненты, составляющие литературное образование:

Образовательный компонент – это прежде всего знание того, как литературные произведения «сделаны» и как они функционируют.

Просветительский компонент – не только биографическая информация о писателях, но и те сведения о «внетекстовой», внехудожественной реальности, которые связаны с литературным текстом, отражаются в нем или им открываются.

Воспитательный компонент носит подчиненный, производный характер. Литература воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно – и тем глубже.

Как только литература начинает «воспитывать» читателя, она перестает быть искусством слова и обретает уничтожающую художественную дидактичность[1].

На изучение курса отводится 30 часов, форма занятий – семинары, коллоквиумы, диспуты, НПК.

Требования к результатам освоения дисциплины

 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование: культурного багажа будущего педагога; способности бережно относится к традициям российской словесности; всесторонне оценивать литературные произведения, понимать их художественно-культурную и историческую ценность, убедительно излагать свою точку зрения; умение использовать опыт лучших писателей при подготовке своих  материалов.

В дополнение к общим базисным умениям и навыкам реализация предлагаемой программы в образовательной практике позволит студентам развить следующие читательские умения:

  • анализировать произведение, учитывая основные литературно-критические работы;
  • применять различные способы интерпретации лирических, драматических и эпических произведений;
  • представлять жизнь художника в широком историко-литературном контексте, в том числе опираясь на воспоминания современников, литературные произведения других писателей;
  • рецензировать (оценивать) прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;
  • характеризовать изобразительно-выразительные средства литературного произведения в связи и в сравнении с эстетическими манифестами литературных направлений и эстетическими тенденциями различных эпох;
  • работать с литературно-критическим материалом, следить за литературными новинками, пользоваться электронными версиями новых книг и литературных журналов;
  • использовать Интернет-ресурсы и создавать свои страницы в Интернете.

Упор делается на самостоятельную и творческую работу студентов, разнообразные виды (жанры) устных и письменных работ.

Особое внимание  уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою точку зрения и опровергать оппонентов.

Программа построена на сочетании и взаимодополнении традиционных критико-литературоведческих и методических принципов: проблемно-тематического, историко-литературного, теоретико-литературного, семиотического и деятельностного.

Программа предусматривает самые разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно-критическую, креативно-дизайнерскую – при создании веб-страниц, посвященных творчеству того или иного писателя.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

кол-во часов

тема

вид занятия

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

2

Как складывается литературная репутация

семинар

Современная литература

2

2

Неореализм. Л. Улицкая

семинар

3

2

Военная тема. А. Азолский «Диверсант», В. Астафьев «Веселый солдат»

семинар

4-5

4

Судьбы литературы русской эмиграции

семинар, НПК

6

2

Постмодернизм

семинар

7-8

4

Современная «женская проза»

семинар

9-10

4

Современная драматургия

семинар

11

2

Возрождение детектива

семинар

12

2

Современная женская поэзия

коллоквиум

13

2

Русская литература в Интернете

семинар

14

4

Ремейки классических сюжетов в современной литературе

дискуссия, семинар

     Как складывается литературная репутация (2ч)

Понятие о социологии литературы. Система «писатель – критик – читатель». Чтение в современной России. Появление новых литературных премий и конкурсов, литературных клубов, новых издательств, читательских клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах.

3. Неореализм. Л. Улицкая. Сборник рассказов «Сквозная линия (2 ч). Черты современного реализма. Человек – общество – человечество в представлении современных писателей-реалистов. Идейно – философская общность и творческое многообразие современного реализма. Образ автора и формы проявления авторского мировоззрения в современной литературе.

4. Военная тема (2 ч.) А. Азольский «Диверсант», В.Астафьев «Веселый солдат».

Герои военной прозы: от солдата до генерала. Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны?  Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы.

5. Судьбы литературы русской эмиграции (4 ч.)

Литературные и публицистические работы писателей. Эволюция их эстетических и мировоззренческих позиций. Возвращение С. Довлатова «Последняя книга». Довлатов как «культовый писатель» 90-х годов.

Появление новой, «четвертой волны» русской эмиграции(А. Гольдштейн, Ю. Дружинников, М. Веллер, Д. Рубина).

И. Бродский «Урания»

С. Довлатов «Американка»

Д. Рубина «На солнечной стороне улицы».

6. Постмодернизм (2 ч).

Основные черты русского постмодернизма: слом эстетической иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и финалов. Цитатность постмодернистских произведений. Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре.

В. Сорокин «Очередь»

В. Пелевин «Жизнь насекомых».

7. Современная «женская проза» (4 ч)

В. Токарева, Л. Петрушевская, Г. Щербакова, Т. Толстая.

"Женская проза" как устойчивый феномен отечественной литературы. 

Особенности «женской прозы», тематика произведений.

Чеховский интертекст в рассказе В. Токаревой «Антон надень ботинки» (сопоставительный анализ А.П. Чехов «Дама с собачкой» и В. Токарева «Антон, надень ботинки!»).

8. Современная драматургия (4 ч).

Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со стороны. Экзистенциальные проблемы в современной драматургии. Герой, язык и драматургическое пространство в современной пьесе. Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии.

В. Маркин «Холстомер»

Е. Гришковец «Как я съел собаку», «По По».

9. Возрождение детектива (2 ч.)

Преступник и сыщик в современном детективе. Стилизация и драматизация в жанре. Особенности детективного сюжета. Разновидности современного детектива: стилистический псевдостаринный, иронический, полицеский, исторический детективы.

Комедия Б. Акунина «Чайка» - опыт реконструкции чеховского подтекста.

Б. Акунин «Внеклассное чтение»

А. Маринина «Стилист»

10. Современная женская поэзия. Н. Турбина, В. Павлова, В. Полозкова, Земфира, Д. Арбенина (2 ч). Особенности авторского стиля, музыкальность .

11. Русская литература в Интернете (2 ч).

Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер».

Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима Мошкова. Создание веб-страницы о любимом современном писателе или литературном произведении.

12.  Ремейки классических сюжетов в современной литературе (4 ч.).

Интертекстуальное взаимодействие русской классики с современной литературой. Современное прочтение классики. Пародическая редукция классического текста в романе Ф. Михайлова «Идиот» (принципы, методы, механизмы).

Художественная природа ремейка в контексте современного экранного искусства («Даун  Хаус» И. Охлобыстина, «Подросток» В. Лобачевой).

Практических занятий – 15.

  1. Семинар «Как складывается литературная репутация»
  2. Семинар «Циклизация современного рассказа (на примере «Сквозной линии» Л. Улицкой).
  3. Герои военной прозы (А. Азольский «Диверсант», В.Астафьев «Веселый солдат») 
  4. Литературная конференция «Поэзия и проза «четвертой волны» русской эмиграции»
  5. Семинар «Особенности русской эмигрантской прозы (на примере «Американки» С. Довлатова»
  6. Семинар «Пространство и время в романе Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы»
  7. Семинар «Цитатность постмодернистских текстов в романах «Очередь» В. Сорокина и «Жизнь насекомых» В. Пелевина»
  8. Коллоквиум «Современная женская проза»
  9. Семинар «Чеховский подтекст в рассказе В. Токаревой «Антон, надень ботинки!»
  10. Семинар  «Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии. Моноспектакль «Холстомер» В. Маркина».
  11. Семинар «Особенности современной драматургии на примере пьес Е. Гришковца «Как я съел собаку», «По по».
  12. Семинар «Комедия Б. Акунина «Чайка» - опыт реконструкции чеховского подтекста»
  13. Коллоквиум «Современная женская поэзия»
  14. Дискуссия «Достоевский и современность. Пародическая редукция классического текста в романе Ф. Михайлова «Идиот»
  15. Семинар «Художественная природа ремейка в контексте современного экранного искусства («Даун Хаус» И. Охлобыстина, «Подросток» В. Лобачевой)».

Тексты

1. Л. Улицкая «Сквозная линия»

2.А. Азольский «Диверсант»

3. В. Астафьев «Веселый солдат»

4. И. Бродский «Урания»

5. С. Довлатов «Американка»

6. Д. Рубина «На солнечной стороне улицы»

7. В. Сорокин «Очередь»

8. В. Пелевин «Жизнь насекомых»

9. Токарева «Антон, надень ботинки!»

10. В. Маркин «Холстомер»

11. Е. Гришковец «Как я съел собаку», «По По»

12.Б. Акунин «Чайка», «Внеклассное чтение»

13. А. Маринина «Стилист»

14. Ф. Михайлов «Идиот»

15. Лирика А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Э. Асадова, Б. Ахмадулиной, В. Тушновой, Р. Казаковой.

16. Лирика Н. Турбиной, В. Павловой, В. Полозковой, Д. Арбениной, Земфиры.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

 От студентов требуется посещение семинарских занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Работа на семинаре предполагает: умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов, способность четко формулировать свои мысли.

Требования к рейтинг-контролю.

 Максимальная сумма баллов по учебной дисциплине, заканчивающейся дифференцирующим зачетом, составляет 100 баллов.

Для получения зачета-автомата необходимо набрать 100 баллов и выше.

 Бальная структура оценки: Посещение занятий – 15 баллов (1 балл х 15 занятий). Внутрисеместровая аттестация – 5 баллов (0,5 балла за правильный ответ х 10 вопросов). Работа на семинарах – 10 баллов Самостоятельная письменная работа – 10 баллов. Итоговая аттестация – 15 баллов (1,5 балла за правильный ответ х 10 вопросов). Всего – 50 баллов и выше (итоговая оценка складывается из суммы баллов, полученных студентом в течение семестра за все виды и формы отчётных работ).

Творческие задания

1. Интернет-проект «Моя литература»

2. Написание реферата на тему «Понятие о концепте»

3. Написание эссе на тему «Что является реальностью для современных писателей-реалистов?»

4. Самостоятельное исследование «Герои современной военной прозы»

5. Подготовка статьи на конференцию «Поэзия и проза «четвертой волны» русской эмиграции»

6. Создание своего сайта (страницы в Интернете) о поэте-современнике

7. Написание эссе на тему «Преступник, его преступление и наказание: есть ли в современном детективе муки совести?»

8. Создание веб-страницы о любимом современном писателе или литературном произведении

9. Создание облака ключевых слов в программе «Tagxedo»

10. Написание рецензии на экранизацию.

Литература для учащихся

  1. Агеев А. Газета, глянец, Интернет. – М., 2001
  2. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. – М., 1998
  3. Берг Б. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. – М., 2002
  4. Богданова О.В. Современный литературный процесс. – СПб., 2001
  5. Громова М.И. Русская современная драматургия. – М., 1999
  6. Зубарева Е.Ю. Проза русского зарубежья. – М., 2000
  7. Курицын В. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. – Екатерибург, 1997

М. – Дрофа,1998/

  1. Немзер А. Замечательное десятилетие. – М., 2003
  2. Немзер А. Литература сегодня: О русской прозе. 90-е. – М., 1998
  3. Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. – М., 2001
  4. Русская литература XX века. Хрестоматия для 11 кл. в 2 ч. /Сост. А.В.Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2002./
  5. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл. В 2 ч. /Под ред. В.П, Журавлева. – М.: Просвещение 2002/
  6. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл. В 2 ч. /Под ред. В.В. Агеносова
  7. Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь.В 2 ч. /Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998/
  8. Тексты художественной литературы.
  9. Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. – М., 2002
  10. Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1998
  11. Журнальные публикации:
  • Владимиров Г. Верный Руслан //Знамя. 1989 №2
  • Довлатов С. Зона. Компромисс. Заповедник. М., 1991.
  • Довлатов С. Чемодан. Л., 1991.
  • Носов Е. Костер на ветру. М., 1993.
  • Иванов Н. Вход в плен бесплатный //Роман – газета. 1998 №4
  • Иванов Н. Спецназ, который не вернется //Роман – газета. 1998 №23 – 24
  • Распутин В. Изба // Современник . 1999 №1
  • Распутин В. В ту землю. //Роман – газета. 1997 №9
  • Залыгин С. Уроки правнука Вовки. //Новый мир. 1996 №6
  • Залыгин С. Ирунчик. //Роман – газета. 1998 №19
  • Екимов Б. Пиночет //Роман – газета. 1999 №22
  • Носов Е. Яблочный Спас.  // Роман – газета. 1997 №21-22
  • Носов Е. Карманный фонарик. //Роман – газета. 1998 №19
  • Алексиевич С. Чернобыльская молитва. //Юность.1997 №1
  • Медведев Г. Чернобыльская тетрадь. //Новый мир. 1997 №3
  • Варламов А. Гора. Байкал. //Роман – газета. 1998 №19
  • Екимов Б. Фетисыч. //Новый мир. 1996 №2
  • Екимов Б.    Пастушья звезда. //Новый мир. 1989 №2
  • Бакланов Г. Кондратий. //Знамя.1996 №5
  • Бакин Д. Сын дерева. //Знамя.1998 №1
  • Цветков А. Герой рабочего класса. //Октябрь. 1998 №8
  • Золотуха В. Последний коммунист. //Новый мир. 2000 №1-2
  • Трифонов Ю. Обмен. //Новый мир. 1969 №12
  • Акунин Б. Азазель. М., 2000
  • Успенский М. Там, где нас нет. М., 1995
  • Веллер М. Приключения майора Звягина. СПб., 1995
  • Шнейберг А.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. Пособие для поступающих в вузы. М.,1995.

Литература для учителя

     

  1. Журнал « Литература в школе»
  2. Изучение литературы ХIХ – ХХ веков по новым программам. Сб. научно – методических статей. Отв. редактор Бодрова Н.А. Самара.
  3. Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и внеклассной работе. Книга для учителя. / Сост. Е.П. Пронина.-М.: Просвещение,1998 /
  4. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Паритет,2001.
  5. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996
  6. Тексты художественной литературы
  7. Шнейберг А.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. М., 1995.

Практическое занятие №1. Как складывается литературная репутация?

1. Понятие о социологии литературы.

2. Литературная иерархия (массовая и элитарная литература)

3. Система «писатель – критик – читатель».

4. Колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения.

5 Чтение в современной России. Появление новых литературных премий и конкурсов, литературных клубов, новых издательств, читательских клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах.

Индивидуальное задание:

1. Подготовить доклады:

а) Литературная иерархия

б) Современные литературные премии и конкурсы.

Литература

  1. Богданова О.В. Современный литературный процесс. – СПб., 2001
  2. Хализев В.Е. Теория литературы. - http://do.gendocs.ru/docs/index-5653.html?page=11
  3. Введение в литературоведение: Хрестоматия// Под ред. П.А. Николаева. М., 1997. С. 267–277

Практическое занятие №2. Циклизация современного рассказа (на примере «Сквозной линии» Л. Улицкой).

1. Цикл рассказов как жанровое понятие (циклизация)

2.Современный рассказ как текст non-finito (установка на открытость, незавершенность)

3. Архитектоника рассказов. Система образов: соотнесение сюжетных линий в рассказах цикла

4. Мотивная структура. Функционирование основных мотивов в рассказах.

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение «Жизнь и творчество Л. Улицкой»

Литература :

1. Лейдерман  Н.  Теоретическая  модель  жанра  //  Лейдерман  Н.Л.,  Липовецкий  М.Н.  и  др.  Практикум  по  жанровому  анализу  литературного  произведения.  Екатеринбург:  Изд.  УрГПУ,  2003.

2. Маркова  Т.  Авторские  жанровые  номинации  в  современной  русской  прозе  как  показатель  кризиса  жанрового  сознания  //  Вопросы  литературы.  —  2011.  —  №  1.

Практическое занятие №3 Герои военной прозы (А. Азольский «Диверсант», В.Астафьев «Веселый солдат»)

1.  Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы.

2. Проблемно-тематический аспект современной военной прозы

3.Нравственная проблематика военной прозы

Литература:

  1. Выговская Н.С. Жанровые и тематические особенности военной прозы (2002–2004 гг.) // Три века русской литературы.
    Актуальные аспекты изучения: Сб. статей. Вып. 11. -  Москва – Иркутскю.,  2005. - С. 63 – 74.  
  2. Кораллов М. Образ личности и облик эпохи: Штрихи к портретам и монографиям // Литературное обозрение.  - 1973.- № 7.-  С. 79 - 84.

Практическое занятие №4 Поэзия «третьей  волны» русской эмиграции

      1. Литература русского зарубежья. Периодизация.

2. Поэзия «третьей волны» русской эмиграции. Эволюция эстетических и мировоззренческих позиций.

3. Творчество И. Бродского. Стихотворение  «К Урании»

4. Текст и подтекст в поэзии Бродского

Литература:

Практическое занятие №5 Особенности русской эмигрантской прозы (на примере «Иностранки» С. Довлатова)

1. Появление новой, «четвертой волны» русской эмиграции(А. Гольдштейн, Ю. Дружинников, М. Веллер, Д. Рубина).

2.Довлатов как «культовый писатель» 90-х годов.

3. Поэтика повести С. Довлатова «Иностранка»

Литература:

Практическое занятие №6 Пространство и время в романе Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы»

1. Пространство и время  как основные категории художественного текста
2.Особенности художественного времени и пространства романа Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы»

3. Проблематика и поэтика романа.

Индивидуальное задание:

1. Пространство и время  как основные категории художественного текста;

2. Основные мотивы творчества Д. Рубиной

Литература:

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

2. Время и пространство - http://capta.ru/book1100_80.shtml

3. Николаев А.И. Основы литературоведения  учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011

Практическое занятие №7 Цитатность постмодернистских текстов в романах «Очередь» В. Сорокина и «Жизнь насекомых» В. Пелевина

1. Русская постмодернисткая литература

2. Интертекстуальность как понятие постмодернисткой текстологии

3. Реминесценции классики в современном тексте (на примере романов «Очередь» В. Сорокина и «Жизнь насекомых» В.Пелевина

Индивидуальные задания:

1. Подготовить презентацию «Постмодернизм»

2. Сообщение «Жизнь и творчество В. Сорокина»

3. Сообщение «Постмодернисткий роман В. Пелевина»

Литература

1.И.С. Скоропанова. Русская постмодернисткая литература - http://yanko.lib.ru/books/cultur/skoropanova-russ-postmodern-lit.htm

2. . Федорова Л.Ф. Некоторые проблемы теории и критики постмодернизма // Русский постмодернизм: предварительные итоги. – Ставрополь, 1998. – С. 34-40.

Практическое занятие №8 Современная женская проза

1. Становление женской прозы 1980 - 1990-х годов.

2. Травматический субъект как открытие женской прозы 1980-1990 годов.

3. Женская проза в XXI веке (2000-е годы).

4. Категория «детского» в женской прозе 2000-х годов.

5. Формулы дамского «гламурного» романа 2000-х годов.

Литература:

1. Габриэлян Н. Ева — это значит «жизнь» (Проблема пространства в современной русской женской прозе) // Вопросы литературы. 1996. № 4. С. 31.

2.Сатклифф Б. Критика о современной женской прозе - http://www.a-z.ru/women_cd1/html/filologich_nauki_12.htm

Практическое занятие №9 Чеховский подтекст в рассказе В. Токаревой «Антон, надень ботинки!»

1. Сопоставительный анализ рассказов А.П. Чехова «Дама с собачкой» и В. Токаревой «Антон, надень ботинки»

2. Психологизм прозы В. Токаревой

Литература:

1.Е.Г. Кропман Некоторые пути анализа и осмысления рассказа Виктории Токаревой "Антон, надень ботинки" 
( к вопросу о современности "Дамы с собачкой" А.П.Чехова и других произведений русской классической литературы)

-  http://inec.pspu.ru/sci_liter2005_kropman.shtml

2. Калашникова Н. М. Афористичность как черта идиостиля В. Токаревой: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2004. 26 с. 3. Кудрявцева М. И. Контекстное употребление образных средств как способ конструирования подтекста в прозе В. Токаревой // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. 2010. № 2. С. 231-242. 4. Савенкова Л. Б. Взять и додумать до конца // Русская речь. 2000. № 2. С. 25-31. 5. Токарева В. Вместо меня // Токарева В. Мужская верность. М.: АСТ; АСТ МОСКВА; ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 48-61.

Практическое занятие №10 Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии. Моноспектакль «Холстомер» В. Маркина

1. «Новая волна»: обновление драматургической поэтики

2. Понятие «моноспектакль»

3. Соотношение образа героя и позиции автора.

Литература:

1. Громова, М.И. Русская современная драматургия [Текст]: учеб. пособие / М.И. Громова. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 160 с. (20 экз.)

2. Громова, М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века [Текст]: учеб. пособие / М.И.Громова. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 180 с. (15 экз.)

3.Журчева, О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века [Текст]: учеб. пособие / О.В.Журчева. – Самара: Сам ГПУ, 2001. – 184 с. (15 экз.)

4.Канунникова, И.А. Русская драматургия ХХ века [Текст]: учеб. пособие / И.А.Канунникова. – М.: Флинта; Наука, 2003. (20 экз.)

Практическое занятие №11 Особенности современной драматургии на примере пьес Е. Гришковца «Как я съел собаку», «По по».

1. Место творчества Е.Гришковца в современной драматургической ситуации.

2.Обзор критических отзывов о его пьесах и спектаклях.

3.Противоречивость, многослойность сознания героя пьесы «Как я собаку съел».

4.Выявление внутреннего сюжета пьесы – разрушения личностных опор, отчуждения от самого себя.

5. Особенности монологической речи героя Гришковца, фрагментарность монолога, ассоциативность композиционной организации.

Литература:

1. Громова, М.И. Русская современная драматургия [Текст]: учеб. пособие / М.И. Громова. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 160 с. (20 экз.)

2. Громова, М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века [Текст]: учеб. пособие / М.И.Громова. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 180 с. (15 экз.)

3.Журчева, О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века [Текст]: учеб. пособие / О.В.Журчева. – Самара: Сам ГПУ, 2001. – 184 с. (15 экз.)

4.Канунникова, И.А. Русская драматургия ХХ века [Текст]: учеб. пособие / И.А.Канунникова. – М.: Флинта; Наука, 2003. (20 экз.)

Практическое занятие № 12 Комедия Б. Акунина «Чайка» - опыт реконструкции чеховского подтекста

1. Почтмодернизм в пьесе Б. Акунина «Чайка»

2. "Чайка" Бориса Акунина как зеркало "Чайки" Чехова

Литература:

1. Магдалена Костова-Панайотова"Чайка" Бориса Акунина как зеркало "Чайки" Чехова - http://magazines.russ.ru/ra/2005/9/pa23.html

2. 2.Мурьянов М.Ф.О символике чеховской «Чайки»/ Чеховиана. Полёт»Чайки,-М., 2001

3. Гибадулина Эльмира Функция дублей в «Чайке» А.П. Чехова / Б. Акунина  http://lyceum-gum.tomsk.ru/new/

Практическое занятие №13 Современная женская поэзия (коллоквиум)

1. Особенности современной женской поэзии

2. Творчество Н. Турбиной, В. Павловой, В. Полозковой, Земфиры, Д. Арбениной и др.

Литература:

1.Лейдерман Н.Л. Современная русская литература. Книга 3. В конце века (1986 – 1990-е годы) / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М. : Академия, 2001. – 316 с.

2.Минералов Ю. Н. Современный литературный процесс / Ю.Н. Минералов. – М. : Наука, 2005. – 220 с.

3. Тернова Т.А. Современный литературный процесс/ Воронеж, 2006

http://magazines.russ.ru/

Практическое занятие №14 Достоевский и современность. Пародическая редукция классического текста в романе Ф. Михайлова «Идиот»

Дискуссия «Римейк – форма диалога с классическими текстами»

Литература:

1. Е.В. Абрамовских. Литературная игра с незаконченным текстом как тип креативной рецепции - http://vestnik.samsu.ru/tgt/2012_2_1_93_20.PDF

2. Ирония и пародия (Межвузовский сборник научных статей) - http://www.publisher.ssu.samara.ru/archive/2004/files/20040201.pdf

3. Марина Загидуллина Ремейки, или Экспансия классики - http://magazines.russ.ru/nlo/2004/69/za13.html

Практическое занятие №15 Художественная природа ремейка в контексте современного экранного искусства («Даун Хаус» И. Охлобыстина, «Подросток» В. Лобачевой)»

1. Диалог сюжетов, произведений, культур как возможность упорядочения повседневного хаоса.

2.Диалектика созвучий и отталкиваний в римейке, игра с классическими сюжетами, характерами, художественным пространством и временем.

3. Традиции римейка в соврменной прозе.

Литература:

  1. Загидуллина М. Ремейки или Экспансия классики // НЛО. – 2004. – №69.
  2. ЛатынинаА.Когда Достоевский был раненный и убитый ножом на посту // Новый Мир. – 2006. – №10.
  3. Эко У. Инновация и повторение // Философия постмодернизма. – М., 1997.

Примерные вопросы к зачету

  1.  Понятие о социологии литературы. Литературная иерархия. Литературная репутация.
  2. Л. Улицкая. Архитектоника рассказов цикла «Сквозная линия»
  3. Понятие мотива. Мотивная структура рассказов Л. Улицкой
  4.  Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы.
  5. Нравственная проблематика военной прозы (А.Азольский «Диверсант», В. Астафьев «Веселый солдат»)
  6. Литература русского зарубежья. Периодизация.
  7. Поэзия «третьей волны» русской эмиграции
  8. Творчество И. Бродского. Стихотворение наизусть.
  9. Проза «четвертой волны» русской эмиграции (А. Гольдштейн, Ю. Дружинников, М. Веллер, Д. Рубина)
  10. С. Довлатов. Проблематика и поэтика повести «Иностранка»
  11. Пространство и время как основные категории художественного текста.
  12. Д. Рубина. Проблематика романа «На олнечной стороне улицы.
  13. Постмодернизм. Русская постмодернисткая литература.
  14. Интертекстуальность как понятие постмодернисткой текстологии
  15. В. Сорокин «Очередь». Черты постмодернисткой поэтики.
  16. В.Пелевин «Жизнь насекомых. Черты постмодернисткой поэтики.
  17. Современная женская проза.
  18. Психологизм прозы В. Токаревой
  19. Драматургия «новой волны». Моноспектакль «Холстомер» В.Маркина
  20. Особенности современной драматургии.
  21. Е. Гришковец. Особенности монологической речи героев «Как я съел собаку», «По По»
  22. Современный детектив. Б. Акунин «Чайка».
  23. Современная женская поэзия. Стихотворение наизусть.
  24. Традиции римейка в современной прозе
  25. Традиции римейка в современном кинематографе

Приложение №1

Анализ художественного пространства и времени

Ни одно художественное произведение не существует в пространственно-временном вакууме. В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать, что художественное время и пространство – это не абстракции и даже не физические категории, хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос, что же такое время и пространство. Искусство же и вовсе имеет дело с весьма специфичной пространственно-временной системой координат. Первым на значимость времени и пространства для искусства указал Г. Лессинг, о чем мы уже говорили во второй главе, а теоретики последних двух столетий, особенно ХХ века, доказали, что художественное время и пространство не только значимый, но зачастую определяющий компонент литературного произведения.

В литературе время и пространство являются важнейшими свойствами образа. Разные образы требуют разных пространственно-временных координат. Например, у Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» мы сталкиваемся с необычайно сжатым пространством. Маленькие комнаты, узкие улицы. Раскольников живет в комнате, похожей на гроб. Конечно, это не случайно. Писателя интересуют люди, оказавшиеся в жизненном тупике, и это подчеркивается всеми средствами. Когда в эпилоге Раскольников обретает веру и любовь, пространство раскрывается.

В каждом произведении литературы нового времени своя пространственно-временная сетка, своя система координат. В то же время существуют и некоторые общие закономерности развития художественного пространства и времени. Например, до XVIII века эстетическое сознание не допускало «вмешательства» автора во временную структуру произведения. Другими словами, автор не мог начать рассказ со смерти героя, а затем вернуться к его рождению. Время произведения было «как бы реальным». Кроме того, автор не мог нарушить ход повествования об одном герое «вставным» рассказом о другом. На практике это приводило к так называемым «хронологическим несовместимостям», характерным для древней литературы. Например, один рассказ заканчивается тем, что герой благополучно вернулся, а другой начинается с того, что близкие горюют о его отсутствии. С этим мы сталкиваемся, например, в «Одиссее» Гомера. В XVIII веке произошел переворот, и автор получил право «моделировать» повествование, не соблюдая логику жизнеподобия: появилась масса вставных рассказов, отступлений, нарушилась хронологическая «реалистичность». Современный автор может строить композицию произведения, тасуя эпизоды по своему усмотрению.

Кроме этого, существуют устойчивые, принятые в культуре пространственно-временные модели. Выдающийся филолог М. М. Бахтин, фундаментально разработавший эту проблему, назвал эти модели хронотопами[1] (хронос + топос, время и пространство). Хронотопы изначально пронизаны смыслами, любой художник сознательно или бессознательно это учитывает. Стоит нам сказать про кого-то: «Он на пороге чего-либо…», как мы сразу понимаем, что речь идет о чем-то большом и важном. Но почему именно на пороге? Бахтин считал, чтохронотоп порога один из наиболее распространенных в культуре, и стоит нам его «включить», как открывается смысловая глубина.

Сегодня термин хронотоп является универсальным и обозначает просто сложившуюся пространственно-временную модель. Часто при этом «этикетно» ссылаются на авторитет М. М. Бахтина, хотя сам Бахтин понимал хронотоп более узко – именно как устойчивую модель, встречающуюся из произведения в произведение.

Кроме хронотопов, следует помнить и о более общих моделях пространства и времени, лежащих в основе целых культур. Эти модели историчны, то есть одна сменяет другую, но парадокс человеческой психики в том, что «отжившая» свой век модель никуда не исчезает, продолжая волновать человека и порождая художественные тексты. В разных культурах встречается довольно много вариаций таких моделей, но базовыми являются несколько. Во-первых, это модель нулевого времени и пространства. Ее еще называют неподвижной, вечной – вариантов здесь очень много. В этой модели время и пространство теряют смысл. Там всегда одно и то же, и нет различия между «здесь» и «там», то есть нет пространственной протяженности. Исторически эта наиболее архаичная модель, но она и сегодня весьма актуальна. На этой модели строятся представления об аде и рае, она часто «включается», когда человек пытается представить себе существование после смерти и т. д. На этой модели построен знаменитый хронотоп «золотого века», проявляющийся во всех культурах. Если мы вспомним концовку романа «Мастер и Маргарита», то легко почувствуем эту модель. Именно в таком мире, по решению Иешуа и Воланда, в конце концов оказались герои – в мире вечного блага и покоя.

Другая модель – циклическая (круговая). Это одна из наиболее мощных пространственно-временных моделей, подкрепленная вечной сменой природных циклов (лето-осень-зима-весна-лето…). В ее основе представление о том, что все возвращается на круги своя. Пространство и время там есть, но они условны, особенно время, поскольку герой все равно придет туда, откуда ушел, и ничего не изменится. Проще всего проиллюстрировать эту модель «Одиссеей» Гомера. Одиссей отсутствовал много лет, на его долю выпали самые невероятные приключения, но он вернулся домой и застал свою Пенелопу все такой же прекрасной и любящей. М. М. Бахтин называл такое времяавантюрным, оно существует как бы вокруг героев, ничего не меняя ни в них, ни между ними. Циклическая модель также весьма архаична, но ее проекции ясно ощутимы и в современной культуре. Например, она очень заметна в творчестве Сергея Есенина, у которого идея жизненного цикла, особенно в зрелые годы, становится доминирующей. Даже известные всем предсмертные строки «В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей» отсылают к древней традиции, к знаменитой библейской книге Екклесиаста, целиком построенной на циклической модели.

Культура реализма связана в основном с линейной моделью, когда пространство представляется бесконечно распахнутым во все стороны, а время ассоциируется с направленной стрелой – от прошлого к будущему. Эта модель доминирует в бытовом сознании современного человека и отчетливо просматривается в огромном числе художественных текстов последних веков. Достаточно вспомнить, например, романы Л. Н. Толстого. В этой модели каждое событие признается уникальным, оно может быть только раз, а человек понимается как существо постоянно меняющееся. Линейная модель открыла психологизм в современном смысле, поскольку психологизм предполагает способность к изменению, чего не могло быть ни в циклической (ведь герой должен в конце быть тем же, что и в начале), ни тем более в модели нулевого времени-пространства. Кроме того, с линейной моделью связан принцип историзма, то есть человек стал пониматься как продукт своей эпохи. Абстрактного «человека на все времена» в этой модели просто не существует.

Важно понимать, что в сознании современного человека все эти модели существуют не изолированно, они могут взаимодействовать, порождая самые причудливые сочетания. Скажем, человек может быть подчеркнуто современным, доверять линейной модели, принимать уникальность каждого мига жизни как чего-то неповторимого, но в то же время быть верующим и принимать вне-временность и вне-пространственность существования после смерти. Точно так же и в литературном тексте могут отражаться разные системы координат. Например, специалисты давно обратили внимание, что в творчестве Анны Ахматовой параллельно существуют как бы два измерения: одно – историческое, в котором каждый миг и жест уникальны, другое – вневременное, в котором всякое движение замирает. «Наслоение» этих пластов – одна из примет ахматовского стиля.

Наконец, современное эстетическое сознание все настойчивее осваивает еще одну модель. Четкого названия для нее нет, но не будет ошибкой сказать, что эта модель допускает существование параллельных времен и пространств. Смысл в том, что мы существуем по-разному в зависимости от системы координат. Но в то же время эти миры не совсем изолированы, у них есть точки пересечения. Литература ХХ века активнейшим образом использует данную модель. Достаточно вспомнить роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер и его возлюбленная умирают в разных местах и от разных причин: Мастер в сумасшедшем доме, Маргарита у себя дома от сердечного приступа, но в то же время они же умирают в объятиях друг друга в каморке Мастера от яда Азазелло. Здесь включены разные системы координат, но они связаны между собой – ведь смерть героев наступила в любом случае. Это и есть проекция модели параллельных миров. Если вы внимательно читали предыдущую главу, то легко поймете, что так называемый многовариантный сюжет – изобретение литературы в основном ХХ века – является прямым следствием утверждения этой новой пространственно-временной сетки.

[1] См.: Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Приложение №2

Научные принципы изучения незаконченных произведений

  1. .Незавершенность/незаконченность как эстетическая категория

Проблема нон-финито вышла на уровень эстетической рефлексии на Западе в 50–60 гг. XX века,  причем рассматривалась она с позиций эстетики, общей теории искусств, психологической эстетики и искусствознания. Концепция нон-финито активно обсуждалась на ряде международных симпозиумов и конгрессов по эстетике.  Суть концепции нон-финито (Й. Гантнер, П. Михерес и др.) заключается в том, что «художник далеко не всегда доводит свое произведение до полной логической завершенности (как правило, в области формы), а оставляет его в стадии определенной недосказанности, открытости для субъекта восприятия».

Теоретики нон-финито считают, что полное «завершение» произведения искусства осуществляется только в процессе его восприятия.  Многие художники XX века часто сознательно использовали в своем творчестве эффект незавершенности, однако примеры, как правило, непреднамеренного его применения можно найти в истории искусства, особенно в искусстве древних народов, а также у Микеланджело и других мастеров Нового времени.

В своей работе Е.В. Абрамовских отмечает: «Новая для западноевропейской эстетики концепция «незавершенности», «недосказанности», открытости «формы» лежала в основе  многих направлений восточных эстетик, вообще была характерна для художественного мышления различных народов Востока»[2].

В эстетике Аристотеля разведены понятия классического произведения для европейского и восточного сознания. Европейская культура утверждает, что классическое произведение искусства («целое») должно иметь начало, середину и конец. Этот тезис оказывается неактуальным для восточного искусства. По словам Аристотеля, «восточно-азиатская живопись тушью отказывается от целостности формы  и не обозначает начала, середины и конца, для того, чтобы ее пронизывали безначальное и бесконечное».

Художники умышленно только намечают, а не оформляют предметы, если бы вещи были точно очерчены, это бы помешало смотрящему на картину завершить незавершенное внутри себя.

Целостному изучению проблемы нон-финито в искусстве посвящена работа О. Пиралишвили.  В ней  вводятся в научный оборот категории законченности/незаконченности, завершенности/незавершенности; анализируется процесс смены исторических типов художественной завершенности; определяется важный аспект проблемы, связанный с восприятием  незаконченного текста, вводится понятие «художественного недосказа», характерного и для завершенного, и для незавершенного произведений искусства.

Завершенность понимается О. Пиралишвили «не как формальная законченность произведения, не как техническая «отшлифованность» каждой его детали, их внешнее правдоподобие, а как полнота осуществления определенного идейно-художественного замысла с помощью органически отвечающих ему художественных средств, а потому как внутренняя художественная целостность произведения»[3].

О. Пиралишвили разводит понятия незаконченного и незавершенного текста. Под незаконченным текстом он понимает текст, недовоплощенный по техническим причинам. Под незавершенным понимается «произведение, в котором его внутренняя идейно-художественная целостность, обусловленная авторским замыслом с сущностью самой идеи, не нашла достойного выражения. Незавершенное произведение с точки зрения исследователя – знак его низкого художественного уровня.

Итак, определим основные подходы, которые оказываются актуальными при исследовании текстов нон-финито.

Во-первых, вопрос о произведениях нон-финито затрагивался в том случае, когда речь шла о творческой лаборатории художника. В центре изучения оказывались произведения незаконченные: эскизы, наброски, фрагменты как подготовительные этапы к созданию произведений искусства.

Во-вторых, нон-финито рассматривалось в качестве сознательного художественного приема, основанного на активном образном взаимодействии предметного изображения и беспредметной пустоты (свободной зоны холста или листа, необработанной массы скульптурного материала).

Проблеме незаконченности/незавершенности в литературе посвящена монография Е.В. Абрамовских «Феномен креативной рецепции незаконченных произведений». В данной работе впервые дается обзор подходов к проблеме незаконченности  в исскустве (работы Г. Лютцетер, Й.А. Шмоль, Ч. де Тольней, Э. Пановский, Й. Гантнер, Г. Фон Эйнем, Б. Кроче, П. Михелис, Й. Мюллер-Блато, Д. Шарль), рассматривается аспекты рецепции художественного произведения и типология креативной рецепции незаконченного текста (на материале продолжений произведений А.С. Пушкина «В голубом эфира поле…», «Русалка» и «Египетские ночи»).

Е. В. Абрамовских  отмечает: «Причины обращения к художественной форме незавершенного определяются установкой художника через часть передать целое, отразить всю полноту бытия. Продуктивным является путь изучения произведений нон-финито с точки зрения теории префигурации (первообраза), поскольку он позволяет проследить процесс возникновения и становления замысла (соотношение целого и частей)»[4].

Понятие «незаконченность» функционирует в истории литературы наряду с определениями « нон-финито», «незавершенность», «недосказанность», «неопределенность», «открытая форма» (Р. Адамс), «открытая структура» (У. Эко). Антитетичными по отношению к указанному ряду дефинций являются понятия законченности, завершенности, целостности.

Под текстом открытой структуры мы понимаем произведения, имеющие в своей основе сознательную авторскую установку на незаконченность как формальную, так и содержательную: наличие в текстах открытого финала или снятие проблемы финала в целом (в гипертекстах); использование «ловушек», лакун, формирующих подтекст произведения; динамизм формы; бессюжетность; поток сознания; разрушение характера и др. «Открытая форма»  трактуется в качестве сознательного авторского приема («минус-приема» в терминологии Ю.М. Лотмана, или приема «эстетической ловушки», маркирующей места неопределенности текста) и связывается  со стремлением создать иллюзию бесконечности и с протестом против загнанности в рамки жанровых канонов.

Ю. Борев в энциклопедическом словаре терминов «Эстетика. Теория литературы» вводит понятие non-finito и предлагает следующую дефинцию: «неопределенность концовки произведения, неясность развязки, открытость дальнейшего развития художественных событий за пределами созданной художественной реальности, возможность многовариантности  финала произведения»[5].

 «В отличие от non-finito и недосказанности, которые являются средствами, выразительными и художественными приемами, незавершенность – невольная незаконченность произведения, возникшая по личным, биографическим обстоятельствам жизни художника или по социальным причинам. Незавершенность – прием призванный работать на создание художественной концепции произведения и подчеркивающий наличие в объективной реальности загадочного и непознанного, а в художественной реальности – высших метафизических проблем»[6].

Часто понятия незавершенности и незаконченности понимаются в литературоведении, как синонимы. Мы в своей работе считаем принципиальным их развести.

Незавершенность – более общее понятие, которое может характеризоваться как сознательной, так и не сознательной авторской установкой на внутреннюю или внешнюю незаконченность  текста, наличие в нем лакун, темных мест. Незавершенность присуща жанровым модификациям фрагмента, отрывка, наброска, а также произведениям открытой структуры. Категория незавершенности является актуальной и применительно к жанровым канонам (например, открытость жанра романа).

Е.В. Абрамовских фиксирует в своей монографии: «Общей составляющей для категорий незаконченности и незавершенности оказывается недосказанность, различными же являются механизмы создания текста. Стратегии незаконченного текста, провоцирующие читателя на домысливание, завершение, являются порой «случайными», а незавершенный текст моделирует и проектирует читательские стратегии намеренно»[7].

Мы обратимся  именно к незаконченным произведениям Ф.М. Достоевского, то есть текстам случайно не оконченным автором по каким-либо объективным или субъективным причинам.


[1] Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Б.А. Ланин, Москва: «Вентана-Графт», 2004 г.

[2] Абрамовских Е.В. Феномен креативной рецепции незаконченного текста (на материале дописываний незаконченных произведений А.С. Пушкина). Челябинск, 2006. С. 93.

[3] Пиралишвили О. Проблемы «нон-финито» в искусстве. Тбилиси, 1982. С. 46.

[4] Абрамовских Е.В. Указ. соч. С.94-95.

[5] Борев Ю. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. С. 268.

[6] Там же.

[7]  Абрамовских Е.В. Указ. соч. С. 124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендательный обзор современной литературы для подростков "Позитивное взросление. Читаем с родителями и без".

На сегодняшний день книжные прилавки пестрят изобилием современной литературы. Но как сориентироваться в книжном пространстве? Как выбрать качественную литературу, которая окажет положительное влияние...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Мой ровесник в современной литературе (на примере произведения А.Геласимова "Нежный возраст")

Путем подробного анализа произведения А.Геласимова рассматривается проблемный вопрос: "Какой возраст можно назвать нежным?". Представлены выдержки из произведения для подкрепления основных мыслей. Дан...

урок по литературе: "Современная литература. Роман М.Петросян "Дом, в котором..."

Материал урока можно использовать при  изучении современой литературы. Кратко даются основные тенденции литературного процесса двадцать первого века. Разбираются основные образы романа М.Петросян...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет".

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством совреме...