Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_v_10_klasse.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.

Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература XIX века». Предварительно был проведен один урок по биографии Ф. И. Тютчева

Общедидактическая цель -  создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Образовательный аспект триединой дидактической цели – создать условия для анализа поэтического текста, выделения ключевых слов, образов, идей.

Развивающий аспект триединой дидактической цели – создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования, развитию речевых навыков.

Воспитательный аспект триединой дидактической цели – способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей; воспитывать самостоятельность, сотрудничество; развивать коммуникативные навыки.

Прогнозируемый результат

Учащиеся, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, должны  видеть ход мыслей поэта, понять основу философской лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева.

Опережающее индивидуальное задание:  Определить, насколько гармонична философская лирика и любовная лирика поэта.

Ход урока.

I. Погружение в тему.

Слайд 1

Итак, тема нашего урока… Ключевое слово…

-Что такое философия?

Это человеческий взгляд на мироустройство. Не забываем, что человек может ошибаться  в своих взглядах, а может быть близок к истине.

II. Постановка проблемы исследования.

-Каков же взгляд на мироустройство у Тютчева?

-Вы же не будете возражать тому, что существует мир материальный и мир духовный?

Мир материальный познаётся естественно научными предметами, точными науками. В этом мире всё подчиняется логике, любой новый предмет возникает благодаря  каким-то новым научным открытиям. Иначе философы называют его миром природы.  Этот мир двигает научно-технический прогресс. А прогресс приближает мир к цивилизации.  В нём всё организованно, специализированно.   Но, увы…

Как считают философы, организованность убивает органичность, т.е. культуру.

Мир духовный познаётся  гуманитарными науками и отражается, прежде всего,  в нашей культуре, поведении, менталитете. В этом  мире прогресса не существует, развитие происходит циклично.

Для того чтобы было понятно, обратимся к простому бытовому предмету- образу,  к качели.

Слайд 2

На одной стороне поместим  гуманитарные  предметы,  с помощью которых мы познаём системы

духовных ценностей: мифология, религия, искусство, культура…

На другой стороне - -естественно научные предметы, а значит логический ум, наука и практика, удобства, функциональность, цивилизация…

Слайд 3

-В каком случае качель не будет выполнять свою функцию?

-А когда будет?

III. Промежуточное обобщение.

Т.е. скажете вы, нужно равновесие. Это логически, а гуманитарии скажут, нужна гармония.  Или, как говорили древнегреческие мудрецы, мера, «»меру во всём соблюдай» Вот как раз меру соблюсти бывает сложнее всего в жизни. Все понимают, а соблюсти…сложно.

Слайд  4

Последние три столетия в европейской философской традиции сложилась  такая точка зрения. Считается, что не только материальный мир, но и духовный мир можно познать естественно научными знаниями.

Слайд  5

 Но надо сказать, что духовный мир не  всегда может подчиняться законам логики и не измеряется точными количественными мерками.

Поэтому  в этом случае исчезает гармония. А когда исчезает гармония, наступает духовный кризис.

IV. Аргументация мысли.

Слайд  6

А. Н. М.

Нет веры к вымыслам чудесным,

Рассудок все опустошил

И, покорив законам тесным

И воздух, и моря, и сушу,

Как пленников — их обнажил;

Ту жизнь до дна он иссушил,

Что в дерево вливала душу,

Давала тело бестелесным!..

Где вы, о древние народы!

Ваш мир был храмом всех богов,

Вы книгу Матери-природы

Читали ясно без очков!..

Нет, мы не древние народы!

Наш век, о други, не таков.

О раб ученой суеты

И скованный своей наукой!

Напрасно, критик, гонишь ты

Их златокрылые мечты;

Поверь — сам опыт в том порукой, —

Чертог волшебный добрых фей

И в сновиденье — веселей,

Чем наяву — томиться скукой

В убогой хижине твоей!..

1821 г.

-Что следует подразумевать под словом РАССУДОК? Разум, логика, рационализм

Давайте вспомним героев литературы 2-ой половины 19  века, которые живут по законам логики? (Андрей Штольц, Евгений Базаров)

Всё ли у них хорошо складывается в жизни?

V.  Знакомство с новыми терминами для определения образов стиха.

И давайте мы с вами познакомимся с новыми терминами.

Слайд  7

Приведу примеры: 10-5

-Из какого целого можно отнять целое, и останется целое?  (материнская любовь или рождение ребёнка)  Здесь правила  математики уже не действуют, а значит это иррационально.

Теперь вы скажете, чьи взгляды были рациональными, и чьи взгляды --  иррациональными среди писателей 2-ой половины 19 века.

Слайд  8

VI. Промежуточное обобщение.

-Действительно, савянофилы считали, что Россия не может развиваться по западному пути, и Тютчев разделял их мнение, несмотря, казалось бы  на то, что долгое время прожил на Западе и выразил свою мысль в известном стихотворении, которое уже стало афоризмом.

VII.Аргументация мысли.

Слайд  9

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

28 ноября 1866

-Россия больше иррациональна, чем рациональна, поэтому Россию многие художники олицетворяют в образе Женского начала

VIII.Анализ стихов. Нахождение в них иррациональных образов для понимания философской мысли.

-Когда Господь Бог сотворил мир, он поручил человеку продолжать творческую деятельность, поручил роль пастуха, который не только  охраняет стадо, а ещё и взращивает. Поэтому задача человека творить, взращивать ,возделывать, охранять природу от разрушения. И Тютчев как никто другой понимал это. Чувствовал эту ответственность и исполнял свой долг перед  Творцом  и творил словом и нёс через слово образ и мысль.

Обратимся к стихам, написанным в 30-е годы.

Слайд  10

1.ФОНТАН

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной -

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Сверкает в брызгах с высоты.

<1836>

-Композицию стиха на сколько частей можно разделить?

-Какой приём использует автор?

-Какое иррациональное понятие сравнивается со зримым образом –фонтаном?

-В каких строках мы чувствуем ответственность поэта перед Богом?

Поэт понимает, что человеческая природа не любит оставаться в своих границах, всегда ищет большего и стремится к высшему. А это губит людей, губит человека желание о том, что выше его. (пример из ветхого завета  Вавилонская башня.)

IX. Промежуточное обобщение.

Чтобы передать такие Истины, автору недостаточно обращаться к зримым рациональным образам, он часто обращается к образам иррациональным. Что принято называть в философии к образам «ночного» сознания. Это позволяет автору передать мысль лаконично, но ёмко.

Слайд  11

Слайд  12

2.Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

        Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

        В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

<1830>

-Какие выражения  здесь метафоричны?

Давайте их объясним.

Это стихотворение передаёт весь процесс творчества с использованием образов «ночного» сознания, которое позволяет свободно творить.

Прослушаем ещё стихи этого периода.

3.Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

4.Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем...

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

<1836>

5.ВИДЕНИЕ

Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,

   И в оный час явлений и чудес

   Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес.

Тогда густеет ночь, как хаос на водах;

   Беспамятство, как Атлас, давит сушу;

      Лишь Музы девственную душу

В пророческих тревожат боги снах!

- С какими жизненными фактами можно связать эту особенность творчества Тютчева?

- Увлечение философией Шлегеля, который рассматривал природу как некое живое неделимое существо.

И опять ответственность художника перед Творцом.

6.SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

* Молчание! (лат.).

<1829>, начало 1830-х годов

-Почему молчи?

Здесь опять идёт противопоставление двух разных философий: восточной и западной

Слайд 13

Какая пословица отражает идею этого стиха? (Молчание-золото, слово-серебро)

Это стихотворение переплетается со стихотворением

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

27 февраля 1869

X. Итак, подведём итог урока.

-Каков же взгляд на мироустройство у Тютчева?

Слайд 14 Ключевые слова:

Домашнее задание. Пронализировать стихотворение, объяснить,  какие  иррациональные образы помогают читателю понять  философию стиха.

Из переполненной господним гневом чаши


Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.


Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —


Славянский мир, сомкнись тесней...


«Единство, — возвестил оракул наших дней, —


Быть может спаяно железом лишь и кровью...»


Но мы попробуем спаять его любовью, —


А там увидим, что прочней...

Сентябрь 1870



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...

Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"

Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....

Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....

Приём "Двойной дневник". Карточка по литературе "Философская лирика Ф.И. Тютчева"

Приём технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"  "Двойной дневник". Карточка по теме "Философская лирика Ф.И. Тютчева"....

Проект урока литературы в 10 классе «Философская лирика Ф.И.Тютчева»

Вид урока: реализация краткосрочного проекта - самостоятельная работа учащихся.Тип урока: комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.Методы обучения...