Проект урока литературы в 10 классе «Философская лирика Ф.И.Тютчева»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Аюшеева Дарима Раднаевна

Вид урока: реализация краткосрочного проекта - самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.

Методы обучения: словесно – наглядный, поисковый, практический, исследовательский, проблемный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_tyutchevu.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию г.Улан - Удэ

МАОУ СОШ №19

Проект урока литературы в 10 классе

«Философская лирика Ф.И.Тютчева»

Составитель: Аюшеева Дарима Раднаевна,

учитель русского языка и литературы.

                                 

Улан – Удэ, 2016г.

Проект урока литературы в 10 классе

 «Философская лирика Ф.И.Тютчева»

Цели:

1.предметные: познакомить учащихся с философской лирикой Тютчева, обратить внимание на  особенности его философских стихов, научить детей понимать стихотворный текст, закрепить опыт комплексного анализа поэтического произведения, ввести учащихся в мир философской лирики Тютчева.

2. личностные: пробудить интерес учащихся к поэзии, учить внимательно относиться к слову, подвести к осмыслению философской лирики Тютчева.

3. метапредметные: вырабатывать у учащихся умение проникать в поэтический текст, сравнивать и анализировать, способствовать эмоциональному восприятию стихотворений Тютчева, развивать у учащихся освоение навыков  анализа поэтического произведения, эстетические чувства, развивать связную речь.

Вид урока: реализация краткосрочного проекта - самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.

Методы обучения: словесно – наглядный, поисковый, практический, исследовательский, проблемный.

Средства обучения: ИКТ, тексты, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Проектирование способов взаимодействия: погружение в текст – акцентное вычитывание – ключевые моменты, собственные интерпретации.

Принципы обучения: логичность, самостоятельность, осознанность, работа с текстом, активность, последовательность.

План урока:

  1. Оргмомент (постановка цели урока и подготовка к активной деятельности).
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Актуализация знаний.
  5. Активизация мыслительной деятельности – выразительное чтение стихов, анализ поэтического текста, защита творческих работ.
  6. Подведение итогов.
  7. Постановка домашнего задания.

                                                                Ход урока.

  1. Оргмомент (постановка цели урока и подготовка к активной деятельности).   Звучит музыка – романс по стихотворению Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас»…

       Слайд 1.  Портрет поэта, эпиграф к уроку:        

                                                                                                            Кто хочет понять поэта,  

тот должен отправиться в его страну.

Гёте.

  1. Вступительное слово учителя.

     Слайд 2.  Тютчевская страна необычна – то залита солнечным светом, то покрыта сумрачными тенями; её легко обойти, но трудно измерить. Раздумья поэта о мире, жизни, человеке глубоки, часто горестны и всегда согреты чувством, осердечены. Стихи Тютчева отзываются на глубинные процессы жизни.  Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта – романтика, творившего в эпоху реализма. Тематика его стихотворений разнообразна: это и прекрасные, всем нам хорошо известные стихи о родной природе, любовная лирика поэта, философская лирика…

       Не случайно наш урок мы начали с прослушивания романса на стихи Тютчева. Это романс о любви – тема нашего предыдущего урока.                                                     С романса мы переходим к эпиграфу: «Кто хочет понять поэта, тот должен отправиться в его страну». Это слова известного немецкого писателя Гёте.

      Сегодня мы отправимся в страну Тютчева, чтобы понять и постичь его поэзию. А понять и постичь его мы можем через  философскую лирику. Прежде чем перейти к теме нашего урока, давайте прослушаем  любовные стихотворения Тютчева. Они разные, адресованы разным женщинам, любимым Тютчева…  

  1. Проверка домашнего задания. Слайд 3. Стихи о любви. Портреты  любимых женщин поэта. Выступления 2-3 учащихся с разными стихами о любви.
  2. Актуализация знаний. Работа в группах (всего 4 группы).

Слайд 4. Тема нашего урока – философская лирика Тютчева. (ФИЛЬМ – отрывок) Постижение мира человека путём сопоставления его с миром  природы нашло своё специфическое выражение  в поэтике тютчевских  стихов  философского характера. Очень многие из них  имеют двухчастную композицию  с чётким разделением  содержания по строфам. Двухчастная композиция  намечена в стихотворениях «Как океан объемлет шар земной», «Фонтан», «Проблеск», «День и ночь» и т.д.

Наша задача – произвести анализ  этих стихотворений, все они написаны в разное время, их объединяет  единая тематика, в то же время они различны. Для каждой группы  - одно стихотворение для разбора – погружение в текст - это ваша творческая работа – ваш краткосрочный проект. В конце урока – выступления по группам, вывод – ответ на вопрос: «В чём особенность философской лирики Тютчева?»    

Слайд 5. Все поэты в своём творчестве обращались к теме смысла  человеческой жизни, но каждый писал об этом по-своему. Их стихи  - перед вами. Узнайте авторов. Сравните их с философской лирикой Тютчева.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

(Пушкин)

Слайд 6.

И скучно и грустно! - и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...
Желанья... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!

Любить - но кого же? - на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно...
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа,
И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка,
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка!

(Лермонтов)

Слайд 7.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая "страдания народа"
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!...
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира
Чему достойнее служить могла бы лира?...

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

(Некрасов)

Слайд 8.

Что ты вкруг огня порхаешь,
Мотылек мой дорогой?
Или, бедненький, не знаешь,
Что огонь губитель твой?
Иль тебе то неизвестно,
Сколь обманчив блеск огня,
И что свет его прелестный
Может погубить тебя?
Лети прочь! лети, несчастный!
Вкруг огня ты не порхай!
Бойся, бойся повсечасно,
Не сгореть чтоб невзначай!
Но не внемлет безрассудный!
Ближе, ближе всё летит!
Его блеск прелестный, чудный,
Несчастливец! тебе льстит.
Но напрасно, всё порхает!
И вот - прямо в огонек
Он влетел... и в нем сгорает!
Знать, судил ему так рок!

(Рылеев)

Слайд 9. Представлен план анализа. Работа в группах. Каждая группа вытягивает одно стихотворение Тютчева и одно из  стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Рылеева. Группы проводят анализ стихотворения Тютчева и сравнение со стихотворением одного из авторов 19 века.

         

Названия стихотворений

«Как океан объемлет шар земной» -

 1 группа

«Фонтан» -

2 группа

«Проблеск» -

 3 группа

«День и ночь» -

 4 группа

Дата написания, тематика…

Какое время суток изображено  в стихотворении?

Каков лирический герой?

Композиционное строение, особенности?

Художественное своеобразие, ключевые слова

Использование художественных средств…

Ритмическая организация

Идейный замысел автора, выводы по стихотворению.

Сравнение

Активизация мыслительной деятельности – выразительное чтение стихов, анализ и сравнение поэтических текстов, защита творческих работ – Слайд 10 (списки групп) - выступления групп.        

     

1 группа.  «Как океан объемлет шар земной» - Слайд 11.

Как океан объемлет шар земной

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьёт о берег свой.

То глас её: он нудит нас  и просит…

Уж в пристани  волшебный ожил чёлн,

Прилив растёт и быстро нас уносит

В неизмеримость тёмных волн.

Небесный свод, горящий славой звёздной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

2 группа. «Фонтан» - Слайд 12.

       Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!...

Но длань незримо – роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

3 группа. «Проблеск» - Слайд 13.

О, как тогда с земного круга

Душой к бессмертному летим!

Минувшее, как призрак друга,

Прижать к груди своей хотим.

Как верим верою живою,

Как сердцу радостно, светло!

Как бы эфирною струёю

По жилам небо протекло!...

4 группа. «День и ночь» - Слайд 14.

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла – и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь.

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами.

Вот отчего нам ночь страшна!

  1. Слайд 15.  Подведение итогов. Оценивание. Оценивание проходит внутри групп – руководитель и группа каждому ученику выставляют оценку, определяя степень участия каждого.

Слайд 16. Выводы. Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках невозможно. Все наши попытки – есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне.  

     И.С.Тургенев писал о Тютчеве: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно»…

В этом – особенность лирики Тютчева.

  1. Постановка домашнего задания. Слайд 17.

       Написать эссе на темы: «В чём особенность философской лирики Тютчева» или «Каков человек в поэзии Тютчева» на основе анализа этих или других философских стихотворений.

  1. Список использованной литературы:

            1. Поурочные разработки по русской литературере 19 века. Ч.2. И.И.Золотарёва, Т.И.Михайлова. М., 2003.  

           2. Ф.И.Тютчев. Книга из серии «Литературное наследство». М., Наука, 1988.            

           3. Литература 19 века. Ю.В.Лебедев. Учебник для 10 класса. М., 2012.

           4. Новые технологии на уроках литературы. Г.С.Санжадаева. Улан-Удэ, Бэлиг, 2006.  

          5. Уроки литературы в современной школе на основе пед.технологий. Г.С.Санжадаева и др. Улан-Удэ, 2007.

          6. Анализ стихотворения. Н.А Миронова, Е.А.Самойлова. М., Экзамен, 2007.

          7. Русские писатели и поэты. Хозиева С.И. М,2000г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.

Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....

Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....

Технологическая карта урока литературы по теме "Мир лирики Ф.М. Тютчева" - 11 класс

Разработаная технологическая карта в соответствии с требованиями к обновлённым ФГОС СОО...