материалы к уроку по повести Г.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Федорова Екатерина Геннадьевна

примерный план занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naveki_-_devyatnadtsatiletnie.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1                   «Он пал за мир – так сказано о нем» (А.Твардовский) 

(по повести Г.Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние»)

Цель: раскрыть подвиг человека на войне на материале этой повести

Методические приемы: аналитическая беседа

Ход урока:

Слово учителя.

В военной прозе сходятся все волнующие современного человека проблемы: долга и личной ответственности за судьбы отечества и мира, проблемы нравственного выбора и исторической памяти. Книги В.Быкова, Ю.Бондарева, А.Адамовича, Г.Бакланова концентрируют материал огромного социально-патриотического значения.

        Повесть «Навеки – девятнадцатилетние» в 1982 году удостоена Государственной премии. Новизна повести в том, что писатель смотрит на войну под двумя точками зрения. Взгляд «изнутри», из личного военного опыта определил беспощадную правдивость, пристальное внимание к душевному состоянию героя, к его чувствам, переживаниям.

        Философские размышления о войне – взгляд на войну из нашего времени, когда о минувшем можно судить с новых позиций, когда, как сказал А.Адамович, «можно лично пережитое измерять судьбами народными и нравственным чувством народным».

        Эта повесть – книга о бессмертии поколения, сражавшегося у Сухоничей, Ржева, Сталинграда.

- Какую роль в композиции играет вступление к повести?

Это лиро-эпическое повествование о бессмертии вводит неизвестного, погибшего в бою солдата в круговорот жизни, в вечно обновляющееся и вечнодлящееся бытие. Эта сцена соединяет прошлое и современное, которое воспринимается как продолжение этого прошлого.

- Как вы думаете, какую роль в композиции играет 1-я глава?

Это пролог, определяющий тональность и идею произведения. Читатель задумываются над тем, что произошло здесь много лет назад. Дальнейшее повествование – один из возможных вариантов случившегося.

- Определите общее содержание повести.

Это каждодневные будни войны, привычный солдатский труд, фронтовое братство. Главный герой – Володя Третьяков – 19-летний взводный, один из тех, кто поднимается в атаку первый, подменял убитых пулеметчиков, организовавших круговую оборону.

- Определите общее содержание 2-й главы.

Это выразительное и документально точное изображение событий войны.

        Возвращаясь из госпиталя на фронт, попал в Куплянск, где сидел на рельсе и обедал всухомятку. Затем сидел на обочине, ждал попутку, видел, как прошла мимо пехота. Солдаты всех постов и возрастов шли на смену тем, кто полег здесь. Шли мимо, но общность судеб ощущается.

        В штабе артиллерии бригады лейтенант чем-то понравился начальнику разведки. Его оставили при штабе. А он отказался и попросился в батарею.

Через несколько часов он знакомится со своим интернациональным взводом. Той же ночью вел орудия к фронту.  Шли долго, а хутора, за которым следовало поставить батарею, не было видно. Здесь подстерегает первое испытание – проводка орудий через ненадежный мост. Он приказал вести орудия поочередно, но батарейцы не сдвинулись. Они не верили не столько мосту, сколько ему. В бою на грани жизни и смерти проявилась его нравственная стойкость, гражданская сущность и человечность.

- Как проявляется характер лейтенанта в 7 и 8 главе?

Третьяков принимает решение: необходимо уничтожить вражескую батарею. По собственной инициативе он перебирается на крышу коровника, чтобы корректировать огонь своей батареи. Еще вчера солдаты недоверчиво смотрели на молодого командира, а сегодня им восхищаются. Сегодня готовы выполнить его распоряжение и прикрыть «своего лейтенанта». Да и Третьяков был ранен.

Вывод: характер лейтенанта выявлен через конкретные факты – сам голодный, делится своим пайком в Купянске с девушкой; мог остаться при штабе, а идет на передовую; рискуя жизнью, становится под шаткий мост. Во время боя мог ждать распоряжений, а он берет на себя ответственность. Так в обыкновенном человеке прорастает человек исторический.

        - Как определить композицию повести?

Батальные сцены обрамляют госпитальные.

        - Какую цель преследует автор, показывая госпитальные сцены?

Они помогают почувствовать масштабность народных страданий. Знакомят нас с разными людьми, общение с которыми раскрывает характер Третьякова. Помогают представить, каким он бы был после войны, его любовь к Саше. Третьяков «выключается» из боевой среды, чтобы взглянуть на нее из другой жизни, осмыслить прошедшее. В госпитале представилась возможность размышлять о гибели миллионов, об общем счете войны и неизбежность случившихся потерь. В госпитале война осмысливается теми, кто ходил рядом со смертью.

Д. з.

- Отметьте в тексте раздумья Третьякова о причинах войны, об истории, памяти, бесценности человеческой жизни.

- Как эти раздумья соотносятся с военными событиями?

Философия войны, мира, истории связана в повести с мыслями и поступками 19-летнего воина, жизнь и смерть которого стали судьбой целого поколения. (чтение отрывка из 1 главы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка — материалы к уроку по повести А.И.Солженицына «Матренин двор»

Цель предлагаемого ниже материала — дать учителю инструменты для отработки такого необходимого умения, как анализ художественной детали. Ниже вы найдете список вопросов, которые можно предложить...

Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Подводя итоги работы над изучением повести Н. В. Гоголя "Портрет", целесообразно обобщить материлы уроков литературоведческого анализа художественного текста по теме"Гоголь о призвании ...

Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Данный материал можно использовать при изучении повести Н..В. Гоголя "Портрет"...