материалы к уроку по повести В.Астафьева "Пастух и пастушка"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Федорова Екатерина Геннадьевна

примерный план урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pastuh_i_pastushka.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к уроку по повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»

«Четырнадцать лет я носил в себе

эту маленькую повесть, несколько лет

 писал и переписывал. Недавно, после

четырех изданий, переписал снова».

Слово учителя

«Современная  пастораль» - подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в идейном звучании.

        - Что обозначает слово пастораль?

Пастораль – от лат. Pastoralis – пастушеский. Вид литературы, рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы. В перен.смысле пастораль имеет несколько ироничный оттенок как состояние нежности и тишины, однако с долей жеманства, приторной сладости.

        - Найдите в повести признаки пасторали.

В ней есть любовь, есть счастье – главные приметы традиционной пасторали.

Учитель

Но астафьевская пастораль  далека от традиционной, от светлых, радостных, умиротворением дышащих картин, от гармонии чувств героев и окружающего их мира. Недаром писатель поставил рядом со словом «пастораль» слово «современная»  и подчеркнул этим жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым трепетным порывам души.

Есть в повести важное противопоставление. Детские воспоминания  главного героя лейтенанта Бориса Костяева о театре с колоннами и музыкой («Знаешь, музыка была сиреневой...»), о пасущихся на зеленых лужайках овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любвших друг друга и «не стыдившихся этой любви и не боявшихся за нее, резко, кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне глубоко и эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печально написанной сценой об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, обнявшихся преданно в смертный час.

        «Залп артподготовки прижал стариков за баней – тут их и убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старика. И мертвых било их осколками, посекло одежонку.

        Хведор Хволич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные...

        Положили головами на восток  пастуха и пастушку, закрыли их горестные, потухшие лица: старухино – ее же полушалком с реденькими висюльками кисточек, старика – ссохшейся, кожаной шапчонкой...»

Каково значение этой сцены в повести?

Короткая эта сцена, символика которой очевидна в контрасте с театральной идиллией – центральная в произведении. В ней сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность.  Мы не можем воспринимать дальнейшее  повествование, следить за короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажей иначе, как через призму этой сцены.

        

- Как вы думаете, какую задачу ставил перед собой Астафьев?

Показать антигуманную сущность войны, ломающей и коверкающей судьбы, не щадящей самые светлые и чистые человеческие чувства, уничтожающей самою жизнь – вот главная задача, которую ставил перед собой писатель.

        - Как автор строит свое повествование?

После своеобразного вступления, вносящего в повесть щемящую ноту печали, - немолодая женщина, идущая по пустынному полю, опускается на колени перед одинокой могилой и спрашивает кого-то, видимо, очень ей близко и дорогого: «Почему ты лежишь один посреди России?» - следует первая часть «Бой». Писатель погружает нас в атмосферу войны, насыщенную болью, неистовством, ожесточением, кровью, смертью. Мы будто присутствуем там, будто видим и чувствуем то, что видят и чувствуют герои повести. Наиболее впечатляющей и запоминающейся получилось картина рукопашной схватки. («Ночной бой»)

«Началась рукопашная.... от боли и слепой ярости воя и бросаясь друг на друга...»

        -  Как вы думаете, для чего писатель вводит в повесть эту сцену?

Эта часть призвана подвести читателя к основной к основной мысли произведения – о противоестественной природе войны, заставляющей людей убивать друг друга. И больше того - о стратстной надежде, вере в то, что война эта станет историческим, нравственным уроком человечеству, что подобное кровопролитие никогда больше не повторится.

        Вне этой главной мысли нельзя понять трагедию главного героя лейтенанта Бориса Костяева, умершего в санитарном поезде, которому война подарила и тут же отняла любовь.

        «Время помедлилось, остановилось на одну ночь и снова побежало, неудержимо ведя счет минутам и часам человеческой жизни. Ночь  прошла, укатилась за кромку народившегося дня. Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было, и все минуло»

- Как вы думаете, в чем трагедия Бориса Костяева?

Некоторые литературоведы видели трагедию Бориса Костяева в его оборванной войной любви.

«Он умирает то ли от раны, то ли от любви» (С.Залыгин)

«...Он  умирает не столько от запущенной раны, сколько от тоски по Люсе», «душевная незащищенность перед испытание любви, которая сломила его и явилась в сущности,  причиной его гибели».

Но вынужденная разлука с любимой – это скорее эмоциональный толчок, повлекший за собой душевный кризис героя, и одно из слагаемых этого кризиса.

Главная же причина – война, опустошившая Бориса, сломившая его. Причем Костяев – боевой пехотный офицер, не хлюпик, хотя и не лишен романтической мечтательности, но это типичная черта юных лейтенантов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка — материалы к уроку по повести А.И.Солженицына «Матренин двор»

Цель предлагаемого ниже материала — дать учителю инструменты для отработки такого необходимого умения, как анализ художественной детали. Ниже вы найдете список вопросов, которые можно предложить...

Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Подводя итоги работы над изучением повести Н. В. Гоголя "Портрет", целесообразно обобщить материлы уроков литературоведческого анализа художественного текста по теме"Гоголь о призвании ...

Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Данный материал можно использовать при изучении повести Н..В. Гоголя "Портрет"...