Современные писатели в школе. Аспекты изучения.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Балашова Галина Сергеевна

Презентация содержит сведения о начале современного периода развития литературы. Предлагается метод проекта при изучени современной литературы. Результатом проекта стала антология современного рассказа.  В антологию учащихся вошли имена писателей, которые размышляют в своих произведениях о нравственности. Их персонажи  задаются  вопросом "Кто есть я?"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные писатели в школьной программе. Аспекты изучения 2015

Слайд 2

«…Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким» Аристотел ь «Ничто, кроме литературы, не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества.» Б.М.Неменский

Слайд 3

Современная литература Состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя 1985-86 – начало современного периода развития литературы (условно) три «П»: «Пожар» В.Распутина, «Печальный детектив» В.Астафьева, «Плаха» Ч.Айтматова потенциал новой литературной ситуации: публикация задержанных, не пришедших вовремя к читателю книг

Слайд 4

Кто есть я как личность Иванов А.В. - российский писатель, лауреат премий имени Д. Н. Мамина- Сибиряка, П. П. Бажова, премии «Ясная Поляна». «Географ глобус пропил» Захар Прилепин (Лавлинский Е.Н.) - лауреат премии «Большая книга» «Санькя», «Белый квадрат» Рубина Д.И. - лауреат премии «Большая книга» «Завтра, как обычно…» Пелевин В. – лауреат Букеровской премии Сборник рассказов «Синий фонарь»

Слайд 5

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННО Й ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 6

сформировать умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности сделать учащихся активными участниками процесса получения информации, а не пассивными потребителями знаний выработать у учащихся аналитический взгляд на информацию дать учащимся свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели создать мотивацию для деятельности, сформировать личный интерес к новым знаниям Метод проекта позволяет

Слайд 7

составление «антологии» произведений современной литературы и подготовка её издания популяризация современной литературы среди школьников и их родителей развитие навыков самостоятельной работы с текстом, критической литературой

Слайд 8

отобрать после чтения и обсуждения произведения для антологии придумать название сборника, оформление обложки, создать макет оформления сборника нарисовать иллюстрации написать краткие биографические справки о писателях написать аннотацию/предисловие/послесловие к сборнику продумать систему вопросов и заданий для создания одной - двух рецензий на рассказы написать небольшую рецензию/эссе/отзыв на рассказ или предисловие/послесловие к нему создать слайд-фильм или презентацию в формате PowerPoint

Слайд 9

Буйда Юрий . Лета. Фарфоровые ноги. Ванда Банда (или другие рассказы из книги «Прусская невеста»). Ермаков Олег . Последний рассказ о войне. Крусанов Павел . Петля Нестерова. Окуджава Булат . Мышка (из цикла «Автобиографические анекдоты»). Пьецух Вячеслав . Жена Фараона. Русские анекдоты. Драгоценные черты. Рубина Дина . Цыганка. Душегубица. Адам и Мирьям (или другие рассказы из книги «Цыганка»). Улицкая Людмила . Путь осла. Дезертир. Старший сын. Коровья нога (или другие рассказы из книги «Люди нашего царя»). Бакин Дмитрий . Лагофтальм. Про падение пропадом. Страна происхождения. Сын дерева. Прилепин Захар . Грех. Белый квадрат. Москвина Марина . Кузнечик. Екимов Борис . Фетисыч. Пиночет.

Слайд 10

Литература Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. Висленко Л.П., Белокурова С.П. Метод проекта при чтении современной литературы. Литература в школе. – 2007. – № 11.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых.

Слайд 2

Предисловие. В антологию вошли произведения Буйды Ю. В. «Фарфоровые ноги» и «Ванда Банда», Павлова О. О. «Вниз по лестнице в небеса», Окуджавы Б. Ш. «Мышка», Петрушевской Л. С. «Случай Богородицы». В этих текстах мы увидели истинные чувства людей.

Слайд 3

Буйда Юрий Васильевич родился 29 августа 1954 года в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. После окончания Калининградского университета (1982) сделал стремительную журналистскую карьеру, пройдя путь от фотокорреспондента районной до первого заместителя главного редактора областной партийной газеты. Избирался членом Калининградского обкома КПСС, депутатом районного, городского и областного Советов депутатов трудящихся. Переехав в Москву, работал обозревателем «Российской газеты» (с 1991), «Независимой газеты», ответственным секретарем журналов «Новое время», «Знамя» (1995—97), обозревателем газеты «Известия» (1997— 98). Сотрудник издательского дома «Коммерсант» (с 2000). Печатается как прозаик с 1991 года: рассказы и эссе в журнале «Соло». Публикует прозаические произведения в журналах «Октябрь», «Знамя», «Столица», «Волга», «Новый мир», «Дружба народов».

Слайд 4

«Ванда Банда» Автор рассказа «Ванда Банда» хочет нам показать, что человека нужно любить не за его внешность, а за его внутренний мир. К Ванде относились не очень хорошо: смеялись, подшучивали, дразнили, потому что она была не такая как все. Ванда была очень крупных размеров и не была красива («висевшая на стене в гостиной гитара при её приближении начинала гудеть, и однажды на ней полопались все струны»). Но, не смотря на её внешние недостатки, она была очень хрупкая, ранимая. Ванда была человеком, и поэтому настал тот час, когда она поняла, что влюбилась. Её любовь была совершенна. Поэтому, потеряв свою любовь, Ванда завершила и свою жизнь. Нужно заметить, что левая нога Ванды до колена была всегда в ботинке из свиной кожи. Люди решили снять башмак и посмотреть, что под ним. Сняв его, они увидели маленькую, изящную божественно красивую с жемчужными ноготками ножку. На основе этого можно сделать вывод о том, что люди должны всегда оставаться людьми и ценить того, кто рядом, не смотря на внешность. В каждом человеке есть что-то красивое, ценное и неповторимое.

Слайд 5

«Фарфоровые ноги» В этом тексте Юрий Буйда раскрывает понятие истинной красоты. По его мнению, человек должен быть прекрасен внутренне. На примере капитана Лёши с его туфельками мы понимаем, что есть настоящая красота, а не нарисованная. Все (до Лизы), кто посещали магазин обуви, желали получить прекрасные туфли только для того, чтобы им завидовали. Лиза Столетова лишь пожелала их примерить, но именно ей туфли пришлись впору. Из этого рассказа мы понимаем, что важнее быть чистым душой, а не носить красивую дорогую одежду.

Слайд 6

Павлов Олег Олегович. Русский писатель и публицист. Родился 16 марта 1970 года в Москве. После окончания школы призвался в армию, проходил службу в конвойных войсках Туркестанского военного округа, был комиссован по состоянию здоровья. Первые рассказы опубликованы в 1990 году. Был принят на семинар прозы Николая Семёновича Евдокимова и окончил заочное отделение Литературного института. В 1994 в журнале "Новый мир" опубликован роман "Казённая сказка", с этого время имя писателя получает известность .

Слайд 7

«Вниз по лестнице в небеса» Олег Павлов в рассказе «Вниз по лестнице в небеса» поднимает много очень важных проблем таких как уличное воровство, бродяжничество детей. Своеобразный язык повествования (сочетание уличного и художественного) позволяет четко выявить отношение рассказчика к этим проблемам. Девушки, которые продают себя на улице, у Павлова вызывают отвращение. Рассказывая о судьбе Игорька и его компании, автор заставляет задуматься о жизни детей, скитающихся по подвалам и чердакам. Олег Павлов в рассказе «Вниз по лестнице в небеса» показал жизнь такой, какая она есть на самом деле, нисколько не приукрасив её.

Слайд 8

Повести и рассказы Окуджавы "Отдельные неудачи среди сплошных удач" (1978), "Похождения секретного баптиста" (1984), "Искусство кройки и житья"(1985), "Девушка моей мечты"(1985), "Около Риволи, или Капризы фортуны" (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в "Новом мире" (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.

Слайд 9

«Мышка» Рассказ Булата Окуджавы «Мышка» испускает мягкость, нежность, тепло. Не «мышь», а «мышка» - так говорит автор о своем подопечном. Внимательность, любопытство автора позволило открыть ему такое вредное (для домашнего хозяйства) существо, как мышь, совершенно с другой стороны. Это очень милое создание, которое что-то пытается понять (не просто же так она смотрела телевизор). А еще Булат Окуджава и мышка по характеру очень похожи: оба не любят толп, оба целый день трудятся, а вечером отдыхают, глядя телевизор... Автору настолько близка стала мышка, что потеряв её, он потерял не просто прирученное животное, а друга.

Слайд 10

Первый сборник прозы Людмилы Петрушевской, "Бессмертная любовь", был опубликован в 1987 году. В 1991 году Петрушевская была удостоена немецкой премии им. Пушкина (Гамбург). Писательница была номинирована на первую Букеровскую премию (шорт-лист). В настоящее время Людмила Петрушевская живет в Москве. В 1996 году московское издательство "АСТ" совместно с харьковским издательством "Фолио" выпустило пятитомное Собрание сочинений писательницы.

Слайд 11

«Случай Богородицы» Рассказ Людмилы Петрушевской «Случай Богородицы» раскрывает причину разъединения двух родных людей, например,(из произведения) матери и сына. Причина их отдаления, по мнению Петрушевской, всегда кроется в определенной вине матери перед сыном – в том, что она в свое время его каким-то образом отвергла. И хотя он может совершенно ничего об этом не помнить, и она может ему ни слова об этом не сказать, тем не менее, все последующее происходит из-за этой его «брошенности» в прошлом, «обманутости». Характерно, что рассказ разделен на две части: в первой описываются их нынешние отношения с ее тоской о нем, с ее попытками слиться с ним, объединить их жизни, с ее настаиванием, что он для нее все (зачем иначе так упорно рассказывать мальчику, что она легла на родильный стол девственницей и женщиной ее сделал сын), а во второй - как бы до начала времен - о том, как она его от себя гнала и отбрасывала, как она его покидала - и сломала-таки его истошную к ней привязанность. «...Но что ей было делать! Она была еще тогда совсем молодая. Если бы это сейчас с ней было, она бы встала с ног на голову, разбилась бы в лепешку, но не обманывала бы его с цветами и не гнала бы его от себя, когда он ночью приходил к ней, чего-то, испугавшись у себя. Но он, как ни странно, случая с цветами совсем не помнил. Этот случай у него как-то сразу выветрился из памяти, как будто его не было... Но этот случай она никогда не напоминала, она только сама все время помнила и казнила себя». Мучась этой своей виной, мать пытается всячески окружить сына собой, а он, из последних сил отстаивая свою свободу, полученную в результате отторгнутости его от нее, проходит сквозь нее, её заботу, сохраняя свое одиночество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе

В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...

Инновационные образовательные технологи в аспекте изучения русского языка в школе

Инновационное обучение русскому языку  помогает преодолеть авторитарный стиль преподавания, соответствует  концепции гуманизации образования, развивает лингвистические и коммуникативные, инт...

Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения «Изучение законов геометрической оптики»_11 класс.

    Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенц...

Статья" Уроки культуры речи в школе. Актуальность изучения данного аспекта".

Объектом внимания  статьи является изучение культуры речи среди учащихся, доказана важность изучения данного аспекта, даются теоретические сведения о такой науке, как культура речи....

Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы.

Курсовая работа по теме "Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы"...

Современное аудирование, как важный аспект в изучении английского языка!

Аудирование объективно сложный процесс, хотя неспособных к восприятию речи людей не бывает, просто над развитием этого умения нужно упорно и целенаправленно работать. Тогда со временем вы сможете прек...