Урок литературы в 9 классе «Б.Л.Пастернак. Лирика»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Кирилюк Наталья Ивановна

Урок литературы в 9 классе в форме радио- или телепередачи.

Этот урок по творчеству Бориса Леонидовича Пастернака  готовился не только  по страницам учебника литературы для 9 класса, но и по материалам книги Д.Быкова «Борис Пастернак». Девятиклассникам было предложено погружение в тему по избранным главам книги. Форму урока мы выбрали необычную – это радиопередача. Нам хотелось рассказать слушателям о том, что нам понравилось и что поразило в судьбе и творчестве поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_kl_b._pasternak.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Кирилюк Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ школа-интернат № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Урок литературы в 9 классе

Тема: «Б.Л.Пастернак. Лирика»

Цели:

  1. образовательная: знакомство учащихся с судьбой и особенностями творчества Б.Л.Пастернака
  2. развивающая: создание условий для проявления творческой активности учащихся; развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся
  3. воспитательная: формирование чувства любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного

Задачи:

  1. создать условия для самостоятельной работы учащихся с материалом по теме (учащиеся погружаются в материалы, добывают впечатления, творчески осмысляют прочитанное)
  2. активизировать учащихся на творческий подход к теме (подготовить выступление в форме радио- или телепередачи)
  3. создать благоприятную атмосферу урока

Планируемые результаты:

  1. девятиклассники осмысленно читают произведения Б.Пастернака
  2. верно расставляют акценты в анализе биографии поэта
  3. самостоятельно создают сценарий выступления в форме радио- или телепередачи
  4. владеют умением оценивать свою деятельность

Используемые технологии и методы обучения: коллективная мыслительная деятельность, метод решения творческих задач

Оснащение урока: проектор, ПК, презентация «Борис Леонидович Пастернак»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-телепередача

Ход урока

1этап: организационный

Приветствие

2 этап: целеполагание

Учитель говорит о замысле цикла уроков по поэзии ХХ века в форме радио- или телепередач.

Учащиеся обозначают цели, которые перед ними стояли.

3 этап: самостоятельная работа учащихся

Выступление с подготовленным домашним заданием.

Ведущие передачи: звучат позывные, название передачи (название придумывают дети)

На экране транслируется презентация «Борис Леонидович Пастернак» (презентация подготовлена учащимися)

Звучит музыка: А.Н.Скрябин. Этюд №12

Чтецы: читают стихотворение Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти  До самой сути…».

Звучит музыка: А.Н.Скрябин. Этюд №12

Ведущие: начинают передачу, представляют гостей студии, размышляют о судьбе Б.Л.Пастернака, передают слово гостям студии – биографам. 

(Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).

-   «Лирика Пастернака — праздничный реестр подарков, фейерверк чудес, водопад восторженных открытий; ни один русский поэт с пушкинских времен не излучал такой простодушной и чистой радости.

-  И, откликаясь на эту готовность к счастью, судьба в самом деле была к нему милостива: он спасся в кошмарах своего века, не попал на империалистическую войну, уцелел на Отечественной, хотя рисковал жизнью, когда тушил зажигательные бомбы на московских крышах или выезжал на Фронт в составе писательской бригады. Его пощадили четыре волны репрессии — в конце двадцатых, в середине и в конце тридцатых, в конце сороковых.

-   Он писал и печатался, а когда не пускали в печать оригинальные стихи — его и семью кормили переводы, к которым у него тоже был прирожденный дар.

 -  Трижды в жизни он был счастливо и взаимно влюблен. Наконец, период травли, государственных преследований и всенародных улюлюканий пришелся  на сравнительно гуманный хрущевский период».  

Биографы: рассказывают о жизни и судьбе поэта.

Ведущие: подводят итог, переходят к размышлениям о творчестве Б.Пастернака, передают слово гостям студии - литературоведам.

(Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).

-  «Все его стихи хранят отпечаток личности, но автор — не действователь, а восторженный наблюдатель. Слова и впечатления его куда-то влекут, волокут. У Пастернака необычайно широкая лексика.  Тут вам в одном стихотворении азалии и пахота, жуки, сваи и расцветшие миры, менестрели и полынь… Только жар лирического темперамента может все это сплавить в одно, пусть и невнятное целое.  И, конечно, сквозной звук, парономазия — с первых стихов любимый прием сближения разностильных и разнозначных слов. Пастернак — единственный, у кого есть лицо, причем с таким необщим выраженьем, что выраженье это по временам можно принять либо за мимику безумца, либо за сардоническую насмешку над читателем.

+ (Из книги «Литературная матрица» фрагмент статьи Ксении Букши о Пастернаке)

Литературоведы: рассказывают  об особенностях лирики Б.Пастернака, выступают в диалоге с ведущими.

 (Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).

-  «Манера Пастернака была импровизационной. К импровизации он был способен почти во всякое время, не нуждался для этого ни в каких специальных условиях — достаточно было отдаться потоку хаотических ассоциаций, который подхватывал его, чуть Пастернак давал ему волю.

 Маяковский сочинял на ходу, ему помогал ритм ходьбы;

Пушкин предпочитал писать лежа в постели.

 Блок плодотворнее всего работал после бессонной ночи, часто проведенной в шатаниях по городу.

Пастернак мог писать на чем угодно и когда угодно, записными книжками не пользовался, над строчкой подолгу не бился и, если не удавалась одна строка, с легкостью заменял строфу целиком. Так по крайней мере он работал в молодости. Зрелым Пастернаком лирическая стихия уже не управляет, это он владеет ею; но и тогда работа над стихотворением редко растягивалась у него дольше, чем на три часа.

Ахматова, сочиняя стихи, тихо «гудела», как бы проборматывая их про себя.

 Мандельштам певуче бормотал с полузакрытыми глазами, проверяя строку на звук, и каждую строку подолгу обдумывал отдельно.

 Пастернак не проговаривал стихи вслух, он мыслил не строчками, а долгими строфическими периодами. Основной единицей в мире Пастернака было не слово, а строфа. Писал он по-прежнему быстро — «Быть знаменитым некрасиво» написано минут за сорок. Неизменными оставались три правила: первотолчком всегда бывал яркий и конкретный зрительный образ; писать Пастернак начинал, только когда представлял общую «компоновку» вещи, то есть примерно знал, чем она закончится; лучше всего ему работалось после прогулки, он был склонен импровизировать не в кабинете, а на городской улице или в переделкинском лесу. Во время работы Пастернак предпочитал пить крепчайший чай, но обходился и без чая; не терпел, когда стол был загроможден, не держал на нем ничего лишнего, как Блок, и любил аскетические кабинеты с минимумом мебели и книг»

Ведущие. 

-  « У каждого значительного писателя есть любимая, наиболее употребительная часть речи — не то чтобы она преобладала в текстах (как существительные у Фета в «Шепоте, робком дыхании»), но на нее приходятся главные слова.

-  «У Бунина, допустим, это прилагательные. 

В стремительном мире Пушкина доминирует глагол: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей…»(Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).

Литературоведы.

(Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»).

-  « Любимые части речи Пастернака — наречие и причастие, и это важнейшая черта к характеристике его метода. И то и другое — добавочные характеристики действия, и в стихах Пастернака в самом деле все время что-то происходит: статичных пейзажей нет — все несется, орет, «митингует», по собственному его выражению, и вообще ведет себя крайне непоседливо. Деревья машут поезду, гром фотографирует на память, хлопья шепчут, теченье ест зарю, иногда происходит нечто вовсе уж невразумительное — «сиренью моет подоконник продрогший абрис ледника», не поймешь, кто кого моет,— но разномасштабные и разнонаправленные действия не прерываются ни на секунду».

-  «Наречиями пастернаковская поэзия тоже набита  густо: « резво, буйно, браво, взахлеб, навзрыд, наотмашь, засветло, вдрызг, плашмя, ничком, навеселе, всласть, трусцой..».  Все это, плюс широчайшая лексика, с вкраплениями интеллигентского и профессионального жаргона, с диалектизмами, с музыкальной и ботанической терминологией,— плюс родная для Пастернака стихия бушующей воды — реки, дождя, мокрого ли снега,— и составляет характернейшие особенности его поэзии: кто-кто, а он узнается сразу.

При этом главная особенность его почерка — любовь к паронимам, к сближению разнокоренных, но сходно звучащих слов:  «С постов спасались бегством стоны»,  «Дождь крыло пробьет дробинкой»,  «В высях мысли сбились в белый кипень» — сеть звуков, сплетенная накрепко…  типично пастернаковское сочетание «наречие плюс причастие». Все эти определения, натыканные сплошь, сплетаются, слепят, крепнут, плещут и лепятся друг к другу».

-  «У Пастернака работают не слова, а цепочки — метафорические, звуковые, образные; по отдельности все — бессмыслица или неуклюжесть, но вместе — шедевр.

 Цветаева в письме к молодому поэту  замечала, что у зрелого поэта главная смысловая единица в стихе — слово. У Пастернака отдельное слово в  стихах не существует. Слова несутся потоком, в теснейшей связи, они связаны по звуку, хотя часто противоположны по смыслу и принадлежат к разным стилевым пластам. На читателя обрушивается словопад, в котором ощущение непрерывности речи, ее энергии и напора, важнее конечного смысла. Сама энергия речевого потока передает энергию ветра и дождя, само многословие создает эффект сырости, влажности, мягкости. В этом принципиальное отличие Пастернака от другого великого современника — Мандельштама, в чьих стихах отдельное слово тоже не столь уж значимо, но важно стоящее рядом — часто бесконечно далекое по смыслу, соединенное с предыдущим невидимой цепочкой. У Мандельштама для описания московского дождя, употреблен единственный эпитет — «воробьиный холодок», и столкновение двух никак не связанных между собою понятий — воробей и холод — сразу дает пучок смыслов: видны нахохлившиеся мокрые воробьи московских улиц, мелкий, еле сеющийся дождь раннего лета. Пастернаку такая скупость не присуща — его дожди низвергаются, весь мир отсыревает разом: «За ними в бегстве слепли следом косые капли. У плетня меж мокрых веток с небом бледным шел спор. Я замер. Про меня!» слепли, следом, капли, плетня -  звук опять впереди смысла.

Цветаева выпячивает каждое отдельное слово, Мандельштам сталкивает его с другим, отдаленным,— Пастернак прячет и размывает его в единой звуковой цепи».

-  «Пастернак охотно впускает читателя в мастерскую — все нараспашку!— и не раскрывает только главного: тайну рождения образа. Образ, на котором, как на стержне, всегда держится стихотворение,— это и есть его поэтическая тайна; существеннейшей чертой пастернаковского метода всегда было расширяющееся, спиральное развитие текста из метафорического зерна: он не пересказывает историю и не описывает предмет, но метафорически мыслит — что и есть его главная способность. Все держится на сквозной метафоре — бабочка-буря, девочка-ветка, сад-свидетель, скирда-факел, дождь-исполин. Писать, как Пастернак,—  сложно; мыслить, как он, не удавалось почти никому». (Из книги Д.Быкова «Борис Пастернак»)

Ведущие: принимают звонки в студию.

Слушатели: задают вопросы гостям студии и ведущим о творчестве поэта, о его судьбе.

*Прямое включение: на связи Подмосковье, Переделкино. С группой    учеников и последователей приглашается к диалогу…(учитель говорит о секрете поэтической ёмкости и о разворачивании смыслов поэтического образа)

Ведущие: завершают передачу, прощаются со зрителями и слушателями.

На экране снова транслируется презентация «Борис Леонидович Пастернак» .

Звучит музыка: А.Н.Скрябин. Этюд № 12

Чтецы: читают стихотворение Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти  До самой сути…»

В заключение передачи (если позволяет время) учитель предлагает почитать стихи Б. Л. Пастернака наизусть. Стихи читают учащиеся, не принимавшие участия в работе студии.

4 этап: рефлексия

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

- как вы думаете: получилась ли у вас передача?

- как вы относитесь к урокам-передачам?

- были ли радостные моменты в подготовке? А в чём были трудности?

Оценки за работу.

5 этап: домашнее задание

 - написать синквейн «Поэзия Бориса Пастернака».

 - перспективное домашнее задание: для девочек – подготовить урок-концерт по творчеству Анны Ахматовой и Марины Цветаевой; для мальчиков – подготовить урок о Н. Заболоцком ( форма урока любая: концерт, радиопередача или другое).

Литература:

  1. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва. «Просвещение» 2013
  2. «Литературная матрица». Учебник, написанный писателями. Лимбус Пресс. Санкт-Петербург-Москва. 2011 г.
  3. Быков Д. «Борис Пастернак» Серия «ЖЗЛ» 2007 г.
  4. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Серия «Библиотека поэта»1990г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...

урок литературы 9 класс Пушкин. Любовная лирика.

Материал к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика" рассказывает об адресатах пушкинской лирики,  раскрывает благородство, красоту, искренность чувств поэта,прививает любовь к п...

Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"

Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"

Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....