Величие подвига советского народа в поэзии военных лет.
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс) по теме

Попова Валентина Степановна

Занятие по учебной дисциплине "Литература" подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Занятие содержит схему конспекта, разработку и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya.docx60.56 КБ
Файл shema_zanyatiya_po_vov.docx18.75 КБ
Office presentation icon poety-frontoviki.pps1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна

Тема занятия: Величие подвига советского народа в поэзии военных лет.

Эпиграф:

Тот самый длинный день в году... 

 

Тот самый длинный день в году 
С его безоблачной погодой 
Нам выдал общую беду 
На всех, на все четыре года. 
Она такой вдавила след 
И стольких наземь положила, 
Что двадцать лет и тридцать лет 
Живым не верится, что живы. 
И к мертвым выправив билет, 
Всё едет кто-нибудь из близких 
И время добавляет в списки 
Еще кого-то, кого-то нет...

(К. Симонов)

Ход занятия:

Этап 1. Организационный момент.

Приветствие, мотивация учебной деятельности, определение темы и цели занятия:

        - Уважаемые ребята, сегодня мы познакомимся с лирикой военных лет, поймём что из всех жанров литературы именно поэзия первая отозвалась на события военных лет. Мы должны понять какую роль играла поэзия в страшные годы войны, проникнемся святым чувством памяти и долга, слушая стихи поэтов фронтовиков.

Этап 2. Сообщение нового материала:

Слово учителя: Послушаем стихотворение С. Шипачева

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Степан Щипачев

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.

Позже А. Т. Твардовский напишет свои знаменитые строки:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих дней.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А. Фадеев, В. Лебедев – Кумач. А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, 417 не вернулись. Поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв звучала песня на стихи Василия Лебедева- Кумача «Священная война».

Звучит песня «Священная война»

Запишите вопросы и пока будет звучать фрагмент подумайте над ответами:

  1. Почему эти поэтические строки производят неизгладимое впечатление?
  2. Почему эта песня стала легендарной?

- Стихотворение стало символом эпохи (таких произведений единицы) !

- Это произведение выразило весь масштаб грандиозных событий

- Оно обладало большой поэтической силой

- В этом произведении все просто строго, коротко, никаких украшающих слов, слова самые обычные, самые простые, известные: «огромная страна», «народная война», «просторные поля», но именно эти слова и легендарная мелодия поднимали народ на защиту Родины, призывали каждого идти на смертный бой.

- Поэт Алексей Сурков писал: "Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов". Как вы думаете, почему? Верно, поэзия сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. (сообщение подготовленного ученика)

        Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году, а через два года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-гол, уехал, прервав учебу в аспирантуре, куда больше не вернётся. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом.

        Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течении всей войны работал в качестве корреспондента газеты "Красная звезда". Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Черного до Баренцева моря. Все опубликованное в годы войны в газетах составило позже четыре книги: "От Черного до Баренцева моря", книги "Югославская тетрадь", "Письма из Чехословакии". В годы войны Симоновым написаны пьесы "Русские люди", "Жди меня", "Так и будет", повесть "Дни и ночи" и две книги стихов – "С тобой и без тебя" и "Война". О войне Константин Михайлович писал всю жизнь. Он видел ее собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. В послевоенные годы поэт продолжал много писать, работать. В 50-е годы появилась его трилогия "Живые и мертвые", в которой он рассказывает о трагических военных событиях.

        Умер Симонов 28 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.

        Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" (1941). По признаниям участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову (стихотворение звучит в записи).

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Константин Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

        - Почему это стихотворение так волновало читателей? Какие чувства солдат передал автор? Как выразил он свое отношение к Родине?

- Как Константин Симонов выразил свое отношение к Родине?

- Стихотворение никого не может оставить равнодушным

- Автор передает с огромной поэтической силой горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать.

- В произведении звучит любовь и гордость автора за свою страну.

- «Усталые женщины», «деревни с погостами», «изба под Борисовом» все это его Родина, его земля, пусть «горькая, но самая милая», за которую и жизнь отдать не жалко в бою!

Четвертое стихотворение – «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Вопросы:

  1. Почему это стихотворение («Жди меня») так волновало читателей?
  2. Почему это стихотворение было столь популярно среди бойцов?

- Это гимн любви, верности, а настоящей любви ничего не страшно.

- Чтобы жить и побеждать нужно любимая, которая умеет ждать «как никто другой».

- Такая любимая нужна была каждому солдату.

«Смерть друга» (1942)

[Памяти Евгения Петрова]

 

Неправда, друг не умирает,

Лишь рядом быть перестает.

Он кров с тобой не разделяет,

Из фляги из твоей не пьет.

 

В землянке, занесен метелью,

Застольной не поет с тобой

И рядом, под одной шинелью,

Не спит у печки жестяной.

 

Но все, что между вами было,

Все, что за вами следом шло,

С его останками в могилу

Улечься вместе не смогло.

 

Упрямство, гнев его, терпенье —

Ты все себе в наследство взял,

Двойного слуха ты и зренья

Пожизненным владельцем стал.

 

Любовь мы завещаем женам,

Воспоминанья — сыновьям,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

 

Никто еще не знает средства

От неожиданных смертей.

Все тяжелее груз наследства,

Все уже круг твоих друзей.

 

Взвали тот груз себе на плечи,

Не оставляя ничего,

Огню, штыку, врагу навстречу

Неси его, неси его!

 

Когда же ты нести не сможешь,

То знай, что, голову сложив,

Его всего лишь переложишь

На плечи тех, кто будет жив.

 

И кто-то, кто тебя не видел,

Из третьих рук твой груз возьмет,

За мертвых мстя и ненавидя,

Его к победе донесет.

Семен Гудзенко, Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий… В 41-году им было чуть больше, чем сегодня вам, ребята. Не всем суждено было вернуться войны. Под Новороссийском был убит поэт, лейтенант Павел Коган. Он поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию здоровья был снят с воинского учета. Павел писал в 1942 году: "Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимается… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, мы победим!" Ему принадлежит слова:

        Я патриот. Я воздух русский,

        Я землю русскую люблю,

        Я верю, что нигде на свете

        Второй такой не отыскать!

В январе 1943 года под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий, написавший известные строки:

        Война ж совсем не фейерверк,

        А просто рудная работа,

        Когда, черна от пота, вверх

        Спешит по пахоте пехота.

        При выполнении боевого задания в феврале 1942 года погиб 20-летний Всеволод Багрицкий, сын известного поэта. В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком который убил юношу…

Это о таких воинах написал строчки еще один поэт военного поколения Давид Самойлов.

Как это было! Как совпало!

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые…

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые.

В предвоенные годы был в Москве, Сокольник, Институт Философии, Литературы и Истории, ИЙФЛИ. Когда началась война, многие студенты – ИФЛИЙцы ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко.

        Из записных книжек солдата Семена Гудзенко:

        «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

        Поэтому Илья Эренбург вспомнил: «Утром в дверь моей комнаты постучали. Я увидел высокого грустноглазого юношу в гимнастерке. Я сказал ему: «Садитесь!» Он сел и тот час встал : «Я вам почитаю стихи». Я приготовился к очередному испытанию – кто тогда не сочинял стихов о войне? Молодой человек читал очень громко, а я слушал и повторял: еще, еще, еще…» - потом мне говорили: «Вы открыли поэта». Нет, в то утро Семен Гудзенко открыл многое из того, что я смутно чувствовал. А ему было всего двадцать лет, он не знал , куда деть длинные луки и сконфужено улыбался».

        Одно из первых стихотворений, которые он прочитал Эренбургу, хорошо известно: «Когда на смерь идут – поют». (Ученик читает)

«ПЕРЕД  АТАКОЙ»

Когда на смерть идут — поют,

а перед этим

        можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою —

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв —

       и умирает друг.

И значит — смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

         идет охота.

Будь проклят

          сорок первый год —

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв —

        и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

       не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

                А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

         я кровь чужую.

        Не за долго до победы Семен Гудзенко писал : «Недавно попал под сильную бомбежку при переправе через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». А в 1944 году он напишет: «Мы не от старости умрем – от старых ран умрем».  Так и случилось. В 1952 году Гудзенко серьёзно заболел – последствие военной контузии. Врачи не знают, выживет ли он. Поэт снова набирает высоту, как в ранних стихах 1942 года: «До чего мне жить теперь охота, \ Буд-то вновь с войны вернулся я!»

        Борясь со смертью Гудзенко написал стихотворение: « Я пришел в шинели жестко серой». (Звучит стих) Семен Гудзенко умер в феврале 1953 года – не задолго до первой оттепели. Умер от старых ран…

Мы не от старости умрем, — 

от старых ран умрем.

Так разливай по кружкам ром, 

трофейный рыжий ром!

В нем горечь, хмель и аромат 

заморской стороны. 

Его принес сюда солдат, 

вернувшийся с войны.

Он видел столько городов! 

Старинных городов! 

Он рассказать о них готов. 

И даже спеть готов.

Так почему же он молчит?.. 

Четвертый час молчит. 

То пальцем по столу стучит, 

то сапогом стучит.

А у него желанье есть. 

Оно понятно вам?

Он хочет знать, что было здесь, 

когда мы были там...

Слово преподавателя: Стихотворение С. Гудзенко «Мое поколение», написанное в 1945 году читает Владимир Семенович Высоцкий.

(Прослушивание стихотворения в записи)

Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взваливали на себя тяжести войны. Женщины умели не только ждать но и стоять за станком, растить детей, воевать.

        Говорят у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Слово и х тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали… На фронт 17-ти летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.

        Ученица об Ольге Берггольц: «Ольга Федоровна Берггольц – «Блокадная поэтесса», влюблённая в свой город, в свой народ, в свою страну. Родилась в 1910 году ,в Петербурге, в семье врача. Окончив в 1930 году Ленинградский университет, Ольга Берггольц работала корреспондентов в Казахстане, а в ё1931 году вернулась в Ленинград , пишет стихи, рассказы.

         Большие тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. «В скудости судьбу я упрекнуть не смею», - напишет она позже. Первый муж ее, Борис Корнилов, был расстрелян. Второй, Николай Молчанов, умер от голода в блокадном Ленинграде. Сама О.Берггольц в 1937 была арестована по ложному навету. 171 день провела она в тюрьме, а в 1939 году была реабилитирована. Две дочери ее ( 8 лет и 1 год) умерли еще до ареста, третий ребенок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его сгубила тюрьма. Как сумела она все это вынести?

        Неужели вправду это было:

        На окне решетки, на дверях?..

        Я забыла б – сердце не забыло

        Это унижение и страх, -

написала О.Берггольц после освобождения.

        Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада. По свидетельству сестры, Ольга Федоровна «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», поэму «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», «Ленинградский дневник» и др.  Голос Берггольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев…

        Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдается и пишет лучшие свои стихи. Одно из них, написанное в 1941 году, - «Я говорю с тобой под свист снарядов».(Звучит стих)

Я говорю с Тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с Тобой из Ленинграда,
Возлюбленная русская страна.
Я, мать, благословившая на славный,
На ратный подвиг сына своего, —
Я говорю сейчас с Тобой, как с равной,
С высоко поднятою головой.
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет,
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над нами реет смертная угроза.
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Мы зубы сжали, тесно стали рядом,
Мы все отныне — кровная родня;
— Войди в мой дом, защитник Ленинграда…

        - Вы почувствовали трагедию Ленинграда? В каких словах она передана? («Печальная страна», «злой, неукротимый ветер», «смертная угроза»,  «бессонные ночи» и др.)

- Что можно сказать о гражданской позиции автора? (патриотизм, готовность к пожертвованию)

        - А меня потрясло стихотворение Ольги Берггольц «Армия» (1942), - говорит одна из учениц (читает наизусть). Поэтесса показала, что и в страшные, голодные дни блокады человек оставался человеком. Гуманность победила фашизм, любовь победила ненависть…

        - А вот такую картину нарисовала Берггольц в «Ленинградской поэме»:

        Я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

- сменяй на платье, - говорит, -

Менять не хочешь – дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хорошо. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам…

        ………………………………………………………

        И сил хватило у меня

        Не уступить мой хлеб на гробик.

        И сил хватило – привести

        Ее к себе, шепнув угрюмо:

        - На, съешь кусочек, съешь… прости!

        Мне для живых не жаль – не думай!

Рассказ о поэтах войны продолжает другой ученик:

        - Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней ее, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»:

        Я ушла из школы в блиндажи сырые,

        От Прекрасной Дамы в «мать» и

                                «перемать»

        Потому что имя ближе, чем

                                «Россия»

        Не могла сыскать…

        Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической и счастливой. Трагической – потому что в ее юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала ее поэтом, потому что она выжила. Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. В 1952 году окончила Литературный институт имени М.Горького. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Его ядро составили стихи военных лет. Книги Ю.Друниной «Стихи», «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Современник», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях. «Бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи», - писала поэтесса.

        В 1975 году Юлии Друниной была присуждена Государственная премия РСФСР. Получая награду, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».

        В память о своей подруге-однополчанке, о Герое Советского Союза Зинаиде Самсоновой Юлия Друнина написала стихотворение «Зинка». (Звучит стихотворение «Баллада о десанте»)

«БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ»

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был...

Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -

В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь...

А три парашюта, а три парашюта

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку -

От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Бессмысленной гибели нету на свете -

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды...

        - Понравились стихи, взволновали?..

        - Вы услышали много стихов, написанных в годы войны, узнали о судьбе отдельных поэтов-фронтовиков. Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются в строю?

Алексей Александрович Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево  в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых. Учился в Середневской школе… Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский.

По окончании гражданской войны вернулся в родную деревню. В 1922—1924 годах работал избачом — работником избы-читальни в соседнем селе Волково, секретарём волисполкомаполитпросветорганизатором, селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи опубликовала газета «Правда».. С 1925 года селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец», а в 1926—1928 годах — её главный редактор.

В мае 1928 года Сурков делегирован на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей, после которого остался работать в Москве. В 1928 году был избран в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). В 1931—1934 годах учился на факультете литературы в Институте красной профессуры, по окончании которого защитил диссертацию.

В 1934—1939 годах преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте Союза писателей СССР; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба», где работал под непосредственным руководством М. Горького. В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Участвовал в создании и дальнейшей деятельности.

В 1941—1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. Вернувшись в Москву, он написал своё знаменитое стихотворение «В землянке» (вскоре ставшее песней) и отослал его текст жене в солдатском письме-треугольнике.

Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых», «В землянке», «Песня защитников Москвы», «Ни шагу назад» и многих других. За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая». По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР. В 1944—1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты».

В июне 1945 года посетил БерлинЛейпциг и Радебойсе, а затем Веймар; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника.

В 1945—1953 годах ответственный редактор журнала «Огонёк». В 1950-х годах — ректор Литературного института им. А. М. Горького. С 1962 года главный редактор «Краткой литературной энциклопедии». Член редколлегии «Библиотеки поэта». Выпустил полтора десятка поэтических сборников.

Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году.

А. А. Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве.

Родился Муса Джалиль 2 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области в татарской семье. Образование в биографии Мусы Джалиля было получено в медресе (мусульманское учебное заведение) «Хусаиния» в Оренбурге. Джалиль с 1919 года является членом комсомола. Образование Муса продолжил в МГУ, где учился на литературном отделении. После окончания университета работал редактором журналов для детей.

Впервые произведение Джалиля было напечатано в 1919 году, а первый его сборник опубликовали в 1925 («Мы идем»). Спустя 10 лет было издано еще два сборника поэта: «Орденоносные миллионы», «Стихи и поэмы».Также Муса Джалиль в своей биографии был секретарем Союза писателей.

В 1941 году ушел на фронт, где не только воевал, а еще был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере Шпандау. Там организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побег. В лагере в биографии Мусы Джалиля все же находилось место для творчества. Там он написал целую серию стихотворений. За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года. В 1956 году писателя и активиста назвали Героем Советского Союза.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 года в Москве в семье, эмигрировавшей из Грузии. Первое образование в биографии Булата Окуджавы было получено в школе Тбилиси, но в русскоязычном классе. В 1940 году стал работать учеником токаря в Тбилиси. Во время Великой Отечественной войны добровольно отправился на фронт, где был ранен. Первая песня Окуджавы была написана на Северо-Кавказском фронте в 1943 году, однако не сохранилась. Вторая песня в биографии Окуджавы была написана в 1946 году.

Высшее образование получил в государственном университете Тбилиси, по окончанию которого стал работать учителем. В 1955 году вступил в КПСС, а в следующем году переехал в Москву. Первые выступления в биографии Окуджавы, на которых он пел песни на свои стихи и музыку, состоялись в 1956. Примерно в это время Булат сочиняет самые известные свои песни.

Литературная карьера Окуджавы привела его к работе в «Молодой гвардии» (редактором), «Литературной газете» (заведующим отделом). Позже стал членом Союза писателей СССР. Особо популярной стала песня Окуджавы «Здесь птицы не поют», исполненная в фильме «Белорусский вокзал». Также за свою биографию Булат Окуджава сочинил множество песен для мультфильмов, кинофильмов, написал несколько повестей. Первый альбом его песен вышел в 1968 году во Франции. В 1990-х годах проживает преимущественно за границей. В 1997 году скончался в парижской больнице.

Этап 3. Заключительная часть: выдача домашнего задания

Прочитать:

  1. М.А. Шолохов – «Наука ненависти»
  2. А.Н. Толстой – «Русский характер»
  3. Леонид Соболев – три, четыре рассказа из сборника «Морская душа».

Показ отрывка из фильма «Мальчики Державы» (о С. Орлове)

«Простая солдатская судьба»

Его зарыли в шар земной,  

А был он лишь солдат,  

Всего, друзья, солдат простой,  

Без званий и наград.  

Ему как мавзолей земля —    

На миллион веков,  

И Млечные Пути пылят  

Вокруг него с боков.  

На рыжих скатах тучи спят,  

Метелицы метут,  

Грома тяжелые гремят,  

Ветра разбег берут.  

Давным-давно окончен бой...  

Руками всех друзей  

Положен парень в шар земной,  

Как будто в мавзолей...  

Даже этими строчками он мог бы остаться знаменитым.

Сергей Орлов.

Вопросы к фильму:

- Какие события в жизни С. Орлова стали особыми знаками – символами военного времени?

- В чем, по-вашему, величие подвига почти ваших родственников?

- Что расставило вас задуматься?

Запишите в тетради.

- Почему поэзия оказалась необходим людям и тем, кто был на фронте и тем кто работал в тылу?

- Поэзия обращалась к душе каждого передавала его мысли чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

- Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

- Поэзия связывала тех, кто воевал и тех, кто оставался в тылу.

- Поддерживала и помогала.

- Вдохновляла, отражала необыкновенную душу нашего человека

- Поэты прославляли ратные дела солдат, поднимали боевой дух, звали на бой с фашистами.

Поэт А. Сурков писал:

«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов».

Список литературы

Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны.- М.: Правда, 1995.

Коган А.Г. Слова, пришедшие из боя .- М.: Книга, 1994.

Лирика Великой Отечественной войны: Сб. стихов .- М., 1983

Интернет-источники:

  1. https://ru.wikipedia.org
  2. http://lib.rus.ec/g
  3. http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Blok.html



Предварительный просмотр:

Разработка занятия по учебной дисциплине «Литература»

«Величие подвига советского народа в поэзии военных лет»

Цели:

Образовательные:

  • Формировать восприятие поэзии периода ВОВ;
  • Обучать умению точно выражать мысли;
  • Осмыслить судьбы поэтов-фронтовиков;

Развивающие:

  • Развитие чувства патриотизма и гордости за нашу страну;
  • Развитие чуткости к поэтическому слову;
  • Развитие навыков самостоятельной работы с поэтическим словом;

Воспитательные:

  • Воспитать уважение к подвигу советских людей в годы ВОВ;
  • Воспитать чувство памяти и долга перед погибшими;
  • Воспитать внимание, ответственность, чуткость;

Ок, формируемые в процессе занятия:

  • Организовать собственную деятельность;
  • Осуществлять поиск и использование информации;
  • Работать в коллективе и команде;
  • Соблюдать деловой этикет и культуру;

Тип занятия: систематизация и обобщение знаний.

Форма занятия: комбинированная.

Метод занятия: словесно-наглядный.

Современные педагогические технологии и методы обучения:

  • использование технологии проектного обучения;
  • использование технологии разноуровневого обучения;
  • использование информационно-коммуникационных технологий.

Форма организации деятельности студентов: индивидуальная и групповая.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Межпредметные связи: история, русский язык, география.

Краткий план урока

Этапы занятия

Содержание учебной деятельности

Время

1

Организационный момент

Приветствие, мотивация учебной деятельности, определение темы и цели занятия.

3 мин.

2

Изучение нового учебного материала.

Слово преподавателя.

Чтение стихотворения С. Щипачева «22 июня 1941 года»

Прослушивание музыкального фрагмента «Священная война».

15 мин.

Слово преподавателя .

К. Симонов сообщение о поэте.

Чтение стихов К. Симонова 4 чел.

«Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины»

«Смерть друга»

«Если дорог тебе твой дом»

«Жди меня»

13 мин.

Слово преподавателя  о поэтах – фронтовиках(П. Коган, М. Кульчицкий, В. Багрицкий.

Чтение наизусть стихов С. Гудзенко.

«Перед атакой»

«Я пришел в шинели жесткосерой»

Аудио запись стихотворения «Мое поколение» В. Высоцкий.

15 мин.

О. Берггольц сообщение, чтение стихотворений

«Я говорю с тобой под свист снарядов»

«Армия»

Ю. Друнина сообщение, чтение стихов

«Зинка»

«Баллада о десанте»

15 мин.

М. Джалиль, А. Сурков, Б. Окуджава сообщение о поэтах чтение стихов, музыкальный фрагмент.

15 мин

3.

Закрепление учебного материала

Просмотр отрывка из фильма «Мальчики Державы» (о С. Орлове), беседа по вопросам к фильму.

Комментарии преподавателя.

10 мин.

4.

Задание на дом.

Домашнее задание.

Прочитать:

М.А. Шолохов – «Наука ненависти»

А.Н. Толстой – «Русский характер»

Леонид Соболев – три, четыре рассказа из сборника «Морская душа»

2 мин.

5.

Подведение итогов.

Подведение итогов.

3 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Величие подвига советского народа в поэзии военных лет. Преподаватель: Попова Валентина Степановна

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ; ПОЗНАКОМИТЬ С ТВОРЧЕСТВОМ МОЛОДЫХ ПОЭТОВ-ФРОНТОВИКОВ; ПОКАЗАТЬ ВЕЛИЧИЕ ПОДВИГА СОВЕТСКИХ ПОЭТОВ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.

Слайд 3

ЭПИГРАФ ПРОШЛА ВОЙНА, ПРОШЛА СТРАДА, НО БОЛЬ ВЗЫВАЕТ К ЛЮДЯМ: ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ! А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Слайд 4

Священная война (стихи – В.И. Лебедева-Кумача) 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача «Священная война» . Сразу же после публикации композитор А.В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Слайд 5

КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ (1915-1979) НАПИСАННОЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ СТИХОТВОРЕНИЕ «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» (1941 г.) Было посвящено его старшему товарищу Алексею Суркову Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слёзы они вытирали украдкой, Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.

Слайд 6

КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ (1915-1979) Стихотворение Константна Симонова «Жди меня» (1941 г.) СТАЛО ШИРОКО ИЗВЕСТНЫМ, ЕГО ПЕРЕПИСЫВАЛИ СОЛДАТЫ И ПОСЫЛАЛИ В ПИСЬМАХ СВОИМ ЛЮБИМЫМ Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт.

Слайд 7

Николай Михаил Майоров Кульчицкий (1919-1942) (1919-1943) Павел Всеволод Коган Багрицкий (1919-1942) (1922-1942)

Слайд 8

Семен Гудзенко (1922-1953) В июле 1941 года Семён Гудзенко добровольцем ушёл на фронт. Получил тяжёлое ранение. На фронте он стал писать стихи. Первую книгу стихов он выпустил в 1944 году. Она называлась «Однополчане».

Слайд 9

ОЛЬГА ФЁДОРОВНА БЕРГГОЛЬЦ (1910-1975) ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ПЕРЕЖИЛА ВСЕ 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА, ВЕЛА НА РАДИО ЗНАМЕНИТЫЕ ПЕРЕДАЧИ, СВОИМ СЛОВОМ ПРИЗЫВАЯ ЗЕМЛЯКОВ К МУЖЕСТВУ. СТИХИ О.БЕРГГОЛЬЦ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ЕЁ ЧИТАТЕЛЕЙ И СЛУШАТЕЛЕЙ СТАНОВИЛИСЬ «БЕСЕДОЙ ВДВОЁМ», ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ДОВЕРИЕ И НАДЕЖДУ: ВЕДЬ ПОЭТЕССА «ИЗ НЕДР ДУШИ СТИХ СВОЙ ВЫДИРАЛА, НЕ ПОЩАДИВ ЖИВУЮ ТКАНЬ ЕЁ». ИМЕННО ОЛЬГЕ БЕРГГОЛЬЦ ПРИНАДЛЕЖИТ ЁМКАЯ ФОРМУЛА ПАМЯТИ О ВОЙНЕ: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

Слайд 10

ОЛЬГА ФЁДОРОВНА БЕРГГОЛЬЦ (1910-1975) Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей, мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей.

Слайд 11

ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ДРУНИНА (1924 - 1991) Я РОДОМ НЕ ИЗ ДЕТСТВА – ИЗ ВОЙНЫ, И ПОТОМУ, НАВЕРНОЕ, ДОРОЖЕ, ЧЕМ ТЫ, ЦЕНЮ И СЧАСТЬЕ ТИШИНЫ, И КАЖДЫЙ ЛИШНИЙ ДЕНЬ, ЧТО МНОЮ ПРОЖИТ

Слайд 12

МУСА ДЖАЛИЛЬ(1906-1944) В ПЕРВЫЙ ЖЕ ДЕНЬ ВОЙНЫ ДОБРОВОЛЬЦЕМ УШЁЛ В РЯДЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ. В ИЮНЕ 1942 ГОДА НА ВОЛХОВСКОМ ФРОНТЕ БЫЛ ТЯЖЕЛО РАНЕН И ВЗЯТ В ПЛЕН. В КОНЦЕТРАЦИОННОМ ЛАГЕРЕ ВЁЛ АКТИВНУЮ ПОДПОЛЬНУЮ РАБОТУ, ЗА ЧТО БЫЛ БРОШЕН В ФАШИСТСКУЮ ТЮРЬМУ МОАБИТ. В ТЮРЬМЕ СОЗДАЛ ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ. В 1944 ГОДУ БЫЛ КАЗНЁН МОАБИТСКИМИ ПАЛАЧАМИ. МУСЕ ДЖАЛИЛЮ ПОСМЕРТНО ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА . С ПОЛНЫМ ПРАВОМ ОН СМОГ СКАЗАТЬ: ПЕСНЬ СВОЮ Я ПОСВЯТИЛ НАРОДУ, ЖИЗНЬ СВОЮ НАРОДУ ОТДАЮ

Слайд 13

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУРКОВ(1899-1983) НА ФИНСКОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНАХ БЫЛ ВОЕННЫМ КОРРЕСПОНДЕНТОМ. ЕГО СТИХОТВОРЕНИЕ «БЬЁТСЯ В ТЕСНОЙ ПЕЧУРКЕ ОГОНЬ» (1941 ГОД) СТАЛО ЗАДУШЕВНОЙ ПЕСНЕЙ ДЛЯ ВСЕХ ФРОНТОВИКОВ.

Слайд 14

Булат Окуджава (9 мая 1924- 12 июня 1997) Один из оригинальнейших русских поэтов XX века, основоположник авторской песни. Родился 9 мая 1924 года в Москве, до 1940 г. жил на Арбате в доме № 43. На фронте был миномётчиком, пулеметчиком, радистом тяжёлой артиллерии, был ранен. И дата и место рождения поэта со временем приобрели символический смысл.

Слайд 15

ВЫВОДЫ ПОЭЗИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ СТАЛА САМЫМ ОПЕРАТИВНЫМ, САМЫМ ПОПУЛЯРНЫМ ЖАНРОМ. ПОЭЗИЯ ВЫРАЗИЛА ПОТРЕБНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ПРАВДЕ, БЕЗ КОТОРОЙ НЕВОЗМОЖНО ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОЮ СТРАНУ. ЛИТЕРАТУРА, А КОНКРЕТНЕЕ, ПОЭЗИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К СОБЫТИЯМ ВОЙНЫ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВНОВЬ И ВНОВЬ ПОКАЗЫВАТЬ ТРУДНЫЙ ПУТЬ НАШЕГО НАРОДА, НО И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПЫТ ПРОШЛОГО ПРЕДОСТЕРЁГ ОТ КАТАСТРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В БУДУЩЕМ.

Слайд 16

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ОРЛОВ (1921- 1977) В ИЮНЕ 1941 ГОДА СТАЛ БОЙЦОМ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ НА ВОЛОГОДЧИНЕ. ОКОНЧИВ ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТАНКОВОЕ УЧИЛИЩЕ, БЫЛ КОМАНДИРОМ ЭКИПАЖА ТЯЖЁЛОГО ТАНКА, КОМАНДИРОМ ВЗВОДА ТЯЖЁЛЫХ ТАНКОВ В СОСТАВЕ ГВАРДЕЙСКОЙ БРИГАДЫ НА ВОЛХОВСКОМ ФРОНТЕ. В1944 ГОДУ ТЯЖЕЛО РАНЕН, ГОРЕЛ В ТАНКЕ. СЕРГЕЙ ОРЛОВ ПРИНАДЛЕЖИТ К ТОМУ ГЕРОИЧЕСКОМУ ПЛЕМЕНИ ПОЭТОВ, КОТОРОМУ ВЫПАЛА СУДЬБА ПРИНЯТЬ САМОЕ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, БЫТЬ СВИДЕТЕЛЕМ ВСЕНАРОДНОГО ПОДВИГА, ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ ЖЕСТОЧАЙШИХ БИТВ, ГОРЕТЬ И НЕ СГОРЕТЬ В ЭТОМ ОГНЕ, СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ, СКАЗАТЬ О СЕБЕ: КТО ГОВОРИТ О ПЕСНЯХ НЕДОПЕТЫХ? МЫ ЖИЗНЬ СВОЮ КАК ПЕСНЮ ПРОНЕСЛИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Величие подвига Советского народа в Великой отечественной войне.В память о Сталинградском сражении.

Презентация в помощь к подготовке и проведению классного часа к годовщине Сталинградской битвы....

Конспект урока по ИЗО в 6 классе по теме "Величие подвига советского народа"

Данный урок построен на материале важного события Великой Отечественной - Сталинградской битвы. В этом году (2014) мы отмечаем 70 летие этой знаменательной даты. В основе практической работы лежит гра...

Урок мужества «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны»

В народе говорят: «Всю правду о войне знают лишь погибшие». Но они молчат, потому что за майскую Победу-45 отдали свою жизнь. Под Москвой и Сталинградом, в битве за Ленинград, Орёл, Курск, в кровопрол...

урок истории в 9 класс "Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны"

Это двухчасовой урок - семинар. Используется опережающее задание для каждого ученика, подготовить сообщение на заданную тему. Используется индивидуальная работа и работа в группе....

Великая Отечественная война — трагедия и подвиг советского народа

Открытый урок по теме: "Великая Отечественная война — трагедия и подвиг советского народа" Форма урока: Урок-погружение в форме деловой игры. ...

Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе «Великий подвиг советского народа»

Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе «Великий подвиг советского народа» для обучающихся 5 класса...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...