Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в Тригорском, расположенном в трех верстах от Михайловского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_s_ispolzovaniem_ikt.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.)

Тема урока: «Певец любви, певец своей печали»

(«Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

                                              Цель урока:

                - показать, как красивы, благородны, искренни чувства поэта

                - воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы

                - углубить представления об интимной лирике

                                                          Ход урока:

Тихо звучит романтический вальс.

Слово учителя: Итак, наш сегодняшний урок посвящен адресатам лирики Пушкина. Вся его жизнь в стихах, где много прекрасных страниц о любви. Давайте заглянем и мы в этот особый мир, который вдохновлял поэта на создание поэтических произведений.

(Звучит « Лунная соната Бетховена)

Годы учения Пушкина в Лицее-1811-1817 годы.

           Учитель: В Лицее А. С.Пушкин пережил свою первую, трепетно-возвышенную любовь.

(Показ слайда№1  - Екатерина Бакунина)

Ученик :  Эти строки  из дневниковой записи, сделанной 29 ноября 1815 года.

Екатерина Бакунина- сестра лицейского товарища Пушкина, «…Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи», - вспоминал С. Комовский Милая Бакунина-предмет первого юношеского увлечения Пушкина, к ней  обращены многие его стихотворения 1815-1816 года. О ней вспоминал он и долгие годы спустя в черновых строфах восьмой главы «Евгения Онегина»: «О ней задумывался нежно, Весь день минувшей встречи ждал и счастье тайных мук узнал…» Пушкин с чувством пламенного юноши описал прелести Бакуниной в стихотворении «К живописцу». (Один из учеников читает это стихотворение.)

 

( Слайд»2- Елизавета Ксаверьевна  Воронцова)

Ученик 1: 6 сентября 1823года Пушкин познакомился  с Воронцовой Елизаветой Ксаверьевной. Он только что приехал тогда из Кишинева  в Одессу. Воронцова  произвела  на поэта сильное впечатление: «Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою  приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти  влюбились в нее, - отмечает писатель Соллогуб.

Ученик 2: Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и «грозный час разлуки» с Воронцовой. Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом  медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке. Это кольцо Пушкин бережно хранил.

(Ученик читает «Храни меня, мой талисман…»)

Ученик 3: 9 августа Пушкин приехал в Михайловское. Он не перестает думать о Воронцовой. Ей он посвящает стихотворение «Ненастный день потух».

(Ученик читает это стихотворение.)

Ученик 4: Воронцова до конца своей жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения .

(Звучит музыка П. И. Чайковского).  

  (Слайд№3  – Анна Петровна Керн.)

Ученик 5: Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.

-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, увидев юную жену 52- летнего генерала.

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в Тригорском, расположенном в трех верстах от Михайловского. Это было настоящее женское царство . Владелица поместья Осипова , ее дочери Анна и Епраксия, падчерица Александра ,племянница  Анна Керн- таковы обитатели  Тригорского.

Ученик 6: «Мы сидели за обедом и смеялись, -вспоминала Анна Керн,- вдруг вошел Пушкин с большою толстою палкой в руках…он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях ..мы не скоро ознакомились и заговорили, Однажды явился он в Тригорское с большою черною книгою… Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган»…Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу…

Ученик 7: Как-то вечером, вскоре после приезда Анны Керн, Прасковья Александровна        

предложила всем отправиться на прогулку из Тригорского в Михайловское. Пушкин очень обрадовался. Заложили экипажи и поехали.

Ученик 8: Через много лет Анна Петровна вспоминала: «Погода была чудесная, лунная июньская ночь дышала прохладой и ароматом полей… Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно веселым и любезным…

Ученик 7: На второй день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин проститься  в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами. «Я помню чудное мгновенье…»(Звучит это стихотворение)

Ученик 6: Прошло пятнадцать лет. Пушкина уже не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его еще раз скрестился  с жизненным путем Анны Керн. Красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка. Он положил их на музыку и посвятил романс  в 1840 году дочери Керн, в которую был страстно влюблен

(Звучит  романс М.Глинки  на стихи  Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».)

Учитель: После  михайловской  ссылки Пушкин вновь оказался в столице.

Ученик 6: Холодной сентябрьской ночью 1826 года в Михайловское  явился чиновник с предписанием  доставить поэта в Москву. Только что коронованный царь освободил поэта от ссылки.

           Ученик 7: В мае Пушкин уезжает в Петербург, новое увлечение овладевает его фантазией - Анна Оленина, дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками первое издание «Руслана и Людмилы». Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка. начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Олениных…

     Ученик 8: Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовиться сделать предложение его дочери: за Пушкиным успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Он ей посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино (недалеко от Петербурга). Наконец он посватался, но приехал к концу званого обеда, Пушкину было отказано. Два года спустя  поэт напишет  в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть, - «Я вас любил…». Многие композиторы написали музыку на эти гениальные строки…

 (Звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина «Я вас любил…»)

 (Чтение стихотворения «Ее глаза».)

 

Учитель: А сейчас мы открываем  самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина. По признанию поэта, Н. Гончарова была такое всеобъемлющее чувство, которое захватило его совершенство. Бурная молодость прошла. Настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым овладели им. Он встретил Натали Гончарову в декабре 1828 года.

        Ученица  в роли Гончаровой: - Моя мать была суровой женщиной и воспитывала нас в строгости. Она дала нам хорошее образование. В детстве мы изучали французский  язык, мифологию, литературу, учились танцам, музыке. Я очень любила верховую езду, увлеклась вышиванием, разведением цветов. Пушкин познакомился со мной на одном из московских балов. Мне было тогда 16 лет. Не сразу я ответила на его чувства, да и мать моя была далеко не в восторге от перспективы такого замужества. Но Пушкин преодолел все преграды. (Школьники читают письмо поэта к матери Н.Гончаровой.)

        Ученик в роли Пушкина: - Как было переполнено счастьем мое сердце, когда Гончарова согласилась стать моей женой.

        Учитель: - Поэт любил ее красоту, но еще больше ее душу. «Мадонна» - так назвал он стихотворение, посвященное ее. (Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна».)

        Ученик в роли Пушкина: - Я счастлив, одно мое желание, чтобы ничего в моей жизни не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, что я переродился…

        Учитель: - Позднее Гончарова первое лето в Царском Селе назовет самым безоблачным в их жизни. Письма А.С.Пушкина к Н.Гончаровой полны любви и нежности.

        Ученик в роли Пушкина: - Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив.

        Учитель: - Наталье Николаевне не было равных в Петербурге. Пушкин считал, что жена его прелесть.

        Ученик в роли Пушкина: - Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете, - а душу твою люблю еще более твоего лица.

        Жена моя прелесть, и чем далее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание.

        Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего боятся.

        Учитель: - Но беда надвигалась… Подметные письма. Сплетни…Дуэль и смерть поэта…

        Ученица в роли Гончаровой: - Очень тяжело я пережила его смерть. Перед самой кончиной Александр сказал мне: «Носи траур по мне два года, а потом выходи замуж только за порядочного человека». Сразу после похорон Пушкина я с детьми уехала в деревню. И жила в одиночестве. Я жила для детей и ради детей. Все они выросли достойными, честными людьми.

        Учитель: - Перевернута последняя страница поэтического дневника  Пушкина, пушкинских поэтических страниц, посвященных адресатам его лирики, вдохновившим его на великие, несравненные произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.Задачи:формировать умения работы с поэтическим текстом;развивать устную монологическую речь учащихся.Тип...

Конспект урока по здоровью и безопасности жизнедеятельности Тема урока: «Сохраним свое здоровье».

Систематизация представлений детей о  способах  сохранения здоровья....

Конспект урока с использованием информационной компьютерной технологии в 5-м классе по математике по теме «Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие)

Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:создание на уроке ситуации занимательности, удивление;создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей, дополнение;опер...

Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви.

Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; background: transparent } ...