Методическая разработка открытого урока "Нигилизм Базарова. Испытание любовью"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Казаченко Ольга Витальевна

Конспект открытого урока по литературе содержит технологическую карту, план занятия, текст экспресс-опроса, темы сочинений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Нигилизм Базарова. Испытание любовью»

Литература

                                                                                                           Санкт-Петербург - 2013г.

                                                                                                   Разработчик:       преподаватель русского языка и литературы  Казаченко О.В. 

                                 

                                           Технологическая  карта открытого занятия по теме :

                                             «Нигилизм Базарова. Испытание любовью »

№ п/п

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Критерии оценивания

1.

Организационный момент.

 

Создание положительного эмоционального настроя на уроке

Пассивное восприятие

Текст романа

"Отцы и дети"

любого издания

Приветствие студентов

Приветствие преподавателя.

-

2.

Сообщение темы,

цели и задач

занятия, плана работы

Создание мотивационной базы урока

Пассивное восприятие

Опорный конспект по литературе

Вступительное слово преподавателя.

Слушают преподавателя, делают

записи темы в конспектах

-

 3.

Актуализация ЗУН

Концентрация

внимания,

рефлексия

Проверка знаний, умений и навыков,

 Дидактический материал: текст экспресс-

опроса

Фронтальный опрос  

Студенты

письменно отвечают на вопросы преподавателя

Макс. балл -3

Миним. балл -0

4.

Проверка индивидуального домашнего задания

Развивающая навыки СР

Работа с текстом , словарями. интернет-ресурсами

Словари

Индив.

опрос

Студенты

Представляют презентации. таблицы, устные ответы

в форме докладов, сообщений

1 балл

5.

Работа с текстом романа

Учебная,

образовательная

Объяснит.-

иллюстр.

Текст романа

Задает вопросы.

Комментирует

ответы.

Указывает

главы

Читают,

находят цитаты

6.

Аналитическая беседа

Развивающая

Проблемное

обучение

Цитаты из текста

Направляет

дискуссию в нужное русло

Высказывают

точку

зрения

7.

Домашнее задание

Развивающая,

воспитательная

Поисковый

Тезисные планы сочинений

Инструктирует,

рекомендует

Задают

вопросы

Макс. - 3 балла

Мин.  -  0 баллов

8.

Подведение итогов занятия

Воспитательная

Побуждающ.

БАРС

Оценивает,

комментирует.

поощряет

Рефлексия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 «Нигилизм Базарова. Испытание любовью»

I. Цели занятия:

Основная цель занятия: .

Цели по уровням познавательной деятельности

Формулировка целей и задач занятия

1.

Знать

Содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", особенности эпохи, состояния русского общества.

2.

Понимать

Значение понятий "нигилизм", "либерализм", "идеализм", "консерватизм", " мировоззрение" и др.

3.

Применять

Знания литературоведческих терминов (жанр, композиция, сюжет, диалог, дискуссия и др.)

4.

Анализировать

Ключевые эпизоды произведения, характеры, взгляды героев, поведение, поступки, мастерство автора.

5.

Оценивать

Уметь оценивать результаты своей работы в баллах; знать критерии оценки данных видов работы.

II. Оборудование: Текст романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", распечатка - план анализа эпизода, толковые словари.

1.Технические средства: Компьютер, презентация, интерактивная доска, учебное пособие - хрестоматия для студентов.

2.Дидактический материал: текст "Экспресс-опроса", макет таблицы "Взгляды героев", презентация к занятию "Словарь эпизода".

3.Литература:

1. Антология по истории русской критики второй половины Х1Х века. Сост. М.Рев, Будапешт, 1993.

2.Жданов М.М. "Отцы и дети" в школьном изучении.-Л., Просвещение,1982.

3.И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. Москва, "ВАКО",2004.

4.Страхов Н.Н. Литературная критика.- Современник, 1984.

5.Троицкий В.Ю. Книга поколений. О романе И.С.Тургенева  "Отцы и дети". - М., Просвещение, 1996.

4.Ход занятия:

 4.1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, определение целей и задач занятия)

 4 .2. Сообщение темы урока и плана работы:

          Сегодня у нас второе занятие по творчеству И.С.Тургенева и его знаменитому роману "Отцы и дети". Тема нашего занятия - "Нигилизм Базарова" (запись на доске и в конспектах для активизации внимания).

4.3. Повторение темы (проверка ЗУН, фронтальный письменный опрос):

   Перед тем, как перейти к изучению заявленной темы, вспомним то, что мы прошли на предыдущем занятии. Проверим домашнее задание, частью  которого был краткий конспект по биографии и творчеству писателя. Проведем экспресс - опрос из 10 вопросов. Готовы?

                                                                     

                                                             Экспресс-опрос по творчеству И.С.Тургенева.

1. Как называется родовое имение Тургеневых, где сегодня находится дом-музей писателя?

Спасское-Лутовиново

2.С каким журналом сотрудничал писатель - именно в нем он и опубликовал свои самые знаменитые произведения? Именно с этим журналом у него произошел разрыв по идейным разногласиям.

"Современник"

3. За какой сборник рассказов И.С.Тургенева Л.Н.Толстой назвал писателя "создателем новых форм"?

"Записки охотника"

4. Как в литературе называется подборка произведений одного жанра и общей тематики?

Цикл (рассказов, стихов)

5. Назовите любое произведение писателя, связанное с понятием "тургеневские девушки"

"Первая любовь", "Дворянское гнездо","Ася"

6. Последний сборник произведений Тургенева написан в жанре прозаической миниатюры. Как он называется?

"Стихотворения в прозе"

7. Кто послужил прототипом главного героя романа "Отцы и дети" - Евгения Базарова?

Н.Добролюбов

8. Назовите литературное направление, в котором писал свои романы И.С.Тургенев.

Реализм

9. В чем главная особенность композиции романа "Отцы и дети", как она называется?

Кольцевая

10. Какой литературный прием является главным средством раскрытия характеров героев у Тургенева?

Диалог

Критерии самооценки:

10 правильных ответов - 3 балла

8 правильных ответов    - 2 балла

6 правильных ответов   - 1 балл

Менее 6 плюсов               - 0 баллов

Максимальный балл - 3б.

Минимальный балл -  0

4.4. Проверка индивидуального домашнего задания:

  Давайте познакомимся с толкованием понятия "нигилизм" и сравним это понятие со взглядами Базарова.

(Один из студентов представляет презентацию с различными толкованиями понятия. Преподаватель комментирует каждое толкование).

                                                                 Нигилизм - это:

- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

                                                                                                                                (Большой энциклопедический словарь)

- "безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать"

                                                                                                                                 (Толковый словарь В.Даля)

- "голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм"

                                                                                                                                (Толковый словарь русского языка)

- "философия скептицизма, возникшая в России в Х1Х веке во время правления Александра 11"

                                                                                                                                  ( М.Катков)

- Сравните эти определения с научными, философскими, политическими и эстетическими взглядами Базарова и сделайте вывод: идентичны ли  его убеждения с нигилистическими? Прав ли был автор, причисляя своего героя к нигилистам?

Устный ответ: Убеждения Базарова вполне подходят под толкования нигилизма : это отрицание всего и всех - моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Тургенев хотел написать пародию на так называемого "нового человека".

4.5. Работа с текстом романа( подготовка к активному усвоению нового материала):

Чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова-нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.

- Когда мы впервые слышим слово "нигилист" и кто при этом присутствует?

Ответ: Это слово произносит Аркадий за утренним чаем, представляя своего товарища и самого себя, как "нигилистов" - то есть людей, которые не склоняются ни перед какими авторитетами, которые не принимают ни одного принципа на веру. Аркадий кажется себе "реформатором-бунтарем", но для его отца и дяди нигилисты - это люди, не уважающие опыт поколений, обреченные "существовать в пустоте".

  Вторая сцена, уже в присутствии Базарова, углубляет представление о нигилистическом сознании. Говоря о непризнании авторитетов,

Базаров корректирует высказывание Аркадия и нигилистах, уточняет его, ставя во главу угла личный опыт, а не то, что выверено временем.

  В третьей сцене "схватки" героев за вечерним чаем (гл.10) особенно   обозначаются различия во взглядах героев на одни и те же вещи - на народ, религию, аристократию, законы . Пропасть между диаметрально противоположными мировоззрениями - демократического и либерального - становится очевидной.

Слово преподавателя:  Базаров - человек умный, глубокий, он знает русскую жизнь изнутри, его раздражают болтуны, только разглагольствующие о либерализме, демократии, но ничего не делающие. Но и сам Базаров ничего не может предложить для изменения жизни, общественного уклада, так как у него нет опоры на опыт прошлого и видения перспективы будущего.

4.6.Аналитическая беседа(закрепление материала):

 - Огромное влияние на перемены во взглядах Базарова оказала Анна Одинцова, любовь к ней. Базаров убеждается, что есть такие вечные человеческие ценности, как любовь, сметающая все его представления о мире. Это открытие стало для него основанием глубокого духовного кризиса.

- В чем выражается духовный кризис обновленного Базарова?

- Он не может смириться, что перед вечностью - человек всего лишь атом, "математическая точка" и что никому нет дела до него - умного, осознающего собственное "я". По мысли писателя, человек должен . несмотря ни на что, оставаться личностью. Таким он и нарисовал своего Базарова - личностью. которой стали подражать молодые люди в России.

- Базаров, отрицающий романтизм, как нечто постыдное для человека, на самом деле по своей духовной сути - романтическая личность. Он  - необыкновенный человек. "избранный", сильная личность, но автор романа сознательно описывает его, как личность трагично одинокую и поэтому обреченную на гибель. Две причины стали причиной того, что Тургенев прощается со своим героем: одиночество и внутренний конфликт героя с самим собой. Базаров - один из первых революционеров-демократов, а первым всегда трудно. Он погибает, не оставляя последователей.

- Тургенев показывает несостоятельность нигилистической философии. так как она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство - не просто высокие слова. а фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности. Слепое преклонение перед авторитетами - глупо, но слепое их отрицание - отнюдь не умнее.

4.7. Домашнее задание:

  Написать сочинение по одной из предложенных тем:

1. Что делает Базарова героем своего времени?

2. Что критикует Тургенев в "отцах" и в чем расходится с "детьми"?

3. "Бунтующее сердце" (образ Базарова).

4.8. Подведение итогов занятия: оценка успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

Методическая разработка коллективного творческого дела "С любовью к вам, учителя", посвященного празднованию Дня учителя

В данной методической разработке вы сможете найти сценарий мероприятия, план подготовки и проведения, необходимое оборудование, а также небольшой фотоотчет о поведении праздника....

Методическая разработка открытого урока "Любовь с первого взгляда!"

Данная методическая  разработка представляет собой воспитательное мероприятие по  формированию уважительного, трепетного отношения к чувствам противоположного пола, формирует ответственность...