Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Туниева Марго Аветисовна

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и литературы в 5-ом классе.

Тема: «Музыка – главный герой басни».

Цель урока:

• показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка –

дополняют друг друга, делая произведения более выразительными,             красочными, интересными

• воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование        умения слышать музыку; развитие богатого воображения, образного мышления;

• познакомить с басней  И.А. Крылова «Квартет»;

формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль басни).

Оборудование:

• портреты И.А. Крылова и А.П. Бородина;

• иллюстрации к басням И.А.Крылова;

• музыкальные записи;

• раздаточный материал (на столах у детей отпечатанные понятия «прототип»  и «квартет».

                                                               

Ход урока.

Учитель музыки: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный   урок - урок музыки, и литературы, и вести его будем мы: Лидия Николаевна и Маргарита Аветисовна. Цель такого урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства- литература и музыка- дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.

   -   Посмотрите на доску.  Прочтите эпиграф к нашему уроку.

На доске: «Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они           дополняют, обогащают, усиливают наши переживания».

                             - Как вы понимаете эти слова? (объяснения учеников).

                             - Молодцы. А теперь распоёмся по голосам.

                             - Исполняем подпевку «У лукоморья дуб зелёный».

Дети исполняют.

Учитель музыки:  Ребята!  Вспомните тему 2-го триместра.

Дети вспоминают: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

     

Учитель музыки: Вам на дом было задано подобрать басни, в которых звучит музыка или музыка является составной её частью. Какие же вы нашли басни ?

Ответы детей: «Осёл и соловей», «Скворец», «Кошка и

и соловей», «Кукушка и петух».

Учитель музыки:

  Молодцы! Наша тема так и называется «Музыка – главный герой басни».

Учитель лит-ры:

- Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Героями басни могут быть животные, растения, неодушевлённые предметы, люди. Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец. Его произведения, по мнению Н.В. Гоголя, «подлинная книга народной мудрости».

В своих баснях И. Крылов высмеивал человеческие пороки и недостатки. Сегодня мы с вами знакомимся с одной из его басен, в которой музыка является одним из действующих лиц. Она называется «Квартет». Но чтобы начать разговор об этой                           

басне, мы должны иметь представление о том, что такое КВАРТЕТ.

Посмотрите, пожалуйста, в свои листочки и прочтите определение.

                        Один из учеников читает определение слова «Квартет»

 

Ученик: 

- Квартет – это муз. произведение, в исполнении которого участвуют 4 музыканта.  

Учитель лит-ры:   

- В басне, которую мы будем рассматривать речь идёт о 2-х скрипках, альте и      виолончели.

Учитель лит-ры:- Откройте ваши учебники на стр.148. Слушайте басню.

 

По окончании чтения.

Учитель лит-ры:   

- Как вы думаете, могли наши герои стать музыкантами?

Ответы.

Учитель музыки:

- А вот мне хочется вспомнить песенку, где главный герой всё-таки мог играть на скрипке. А ну-ка, ребята, напомните, что это за песня?

Все поют песню «Волшебный смычок».

 Учитель лит-ры:

- Ребята! Как вы думаете, И. Крылов имел какое–нибудь отношение к музыке?  Оказывается, он был хорошим музыкантом, больше всего он любил играть в квартете, Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта и, хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе, часто оказывался Иван Анд. Крылов, так как к его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушиваться.

Учитель музыки:

  - Таким же замечательным музыкантом был русский композитор А.П. Бородин (1833-1887 г.). Хотя музыка не была его основной профессией, Бородин прославил и русскую музыку  и русскую науку. Он был так же талантливым учёным-химиком.

Химия и музыка неразрывно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы и отдыха. Его можно было встретить в лаборатории, как утром. так и глубокой ночью. Музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись  над новой работой,  он обязательно что – нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные звуки его волшебной музыки.

 -Сейчас мы послушаем их.

                                   

Звучит фрагмент из  « КВАРТЕТА №2»

Учитель лит-ры:  

- Какая замечательная музыка!  А у наших музыкантов ничего не получилось.  Почему? Давайте обратимся к самой басне, к первым её строчкам.

- Всего 9 строк, а понять из них можно очень много.  Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям.

                               - Верит ли он, что у них что-то получится?

                                -Какими словами он передаёт желание зверей сыграть

                                  квартет? (Затеяли).

                                -Какими глаголами И.Крылов передаёт их игру? (Ударили в          

                                  смычки, дерут)

                                -А как сами звери относятся к тому, что они собираются

                                 делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут

                                  лес и горы).

                                - А кто же участники квартета? (Проказница Мартышка,

                                Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)

                               - Как вы думаете, случайно ли подобрал И.Крылов именно этих

                                  героев?

                               -Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая

                                  музыка у них получится?

                                - Для чего и зачем написана эта басня?        

                                 - Какой вывод делает И.Крылов? («Чтоб музыкантом быть…)

   -В этих словах звучит мораль басни, а мораль – это и есть нравственный вывод.    Как вы это понимаете эти строчки автора?

                                               

Дети объясняют.

Учитель лит-ры:  

Басни писались не ради животных. Какие недостатки людей высмеиваются. Выставляются напоказ?

Ответы учеников.

Учитель лит-ры:

- Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басне И.Крылова, назвать её прототип. Посмотрите в ваши карточки объяснение этого слова.

Ученик:         

- Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.

                   

Учитель лит-ры:      Не является исключением и басня «Квартет».

Слово ученику (историческая справка).

Ученик:

Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет, сформированный Александром 1. Царь разделил его на 4 отдела, во главе были поставлены высокие вельможи. Четыре департамента Совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.

Учитель лит-ры:

- А сейчас мы посмотрим театральную постановку «Квартета», поставленную учениками нашего класса.

Учитель музыки: 

- Да, ребята, прав Иван Андреевич Крылов: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Обратимся теперь к музыке. Послушаем игру настоящих профессионалов.

Звучит «Квартет» Бородина.

Учитель музыки:

 -«Квартет» А.П.Бородина, который вы сейчас слышите, программное произведение, камерное.

Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого количества исполнителей (от лат. слова «камера»).

-Она состоит из следующих 4-х частей:

 1ч. – Allegro moderato ( не очень быстро)

 2 ч. – скерцо (шутка)

 3ч. – ноктюрн (образ ночи)

 4ч. – финал

 - Мы услышали фрагмент 3ч.

 - Определите характер произведения, узнайте инструменты, какую картину вы себе представили?

Учитель лит-ры:  

- Дайте, пожалуйста, словесное описание того, что вы сейчас слышите. Если это картина природы предстаёт перед вами, то какая именно,

А может это какое состояние души, нотки переживания, радости или ещё чего-то?

Ответы учеников.

Учитель музыки:  

-Какое произведение С.В.Рахманинова похоже на него?

                                 Ночь сменяет день и та красота, которая была скрыта, встаёт перед нами в песне «Далеко ли близко»(исполнение).

Учитель лит-ры:     

-Попробуем подвести итог сегодняшнего урока. Вспомним, что мы слушали и пели.

                                                       

Ответы учеников.

Учитель лит-ры:     

- Спасибо! Существовали бы музыкальные басни, если бы не было музыки?

Учитель музыки:  

 - В баснях всегда главными героями становились звери. Давайте же мы исполним на свирелях песенку «Ходит зайка по саду», я думаю . своим исполнением мы не будем похожи на героев «Квартета».

Исполнение.

Учитель лит-ры:

-Завершая сегодняшний наш урок, хотелось бы вспомнить слова немецкого поэта Бертольда Брехта: «Все виды искусства служат главному искусству – искусству жить на земле».

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Выучить басню наизусть.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Разработка урока музыки в 5-м классе «Музыка в сказках».

Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказках" показывает неразрывную связь различных искусств: музыки и литературы....

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...

Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин»...