Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Елена Ивановна Полякова

Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно-эстетических качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokadlya_attestatsii_no_1.docx25.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по  литературе, музыке и  изобразительному искусству для учащихся 6-х классов

ТЕМА: "МОЛЧАЛИВЫЙ ХОД ЧАСОВ"

Цель: развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно-эстетических качеств личности.

Задачи:   1. Организовать работу с визуальными, слуховыми ощущениями

                2. Подтолкнуть к осмыслению художественного произведения как текста культуры в определенный временной период

                3. Способствовать развитию у учащихся понимания искусства, способности быть читателем, зрителем, слушателем. Учить понимать образный язык искусства, анализировать произведение.

               4. Создавать условия для развития диалога с различными произведениями культуры.

Методы: 1. метод исследования вещи

                2. метод открытых вопросов

                3. метод работы в группах, «совместный поиск»

                4. « Мозговой штурм»

 Ход урока.

По черточкам морщин в стекле правдивом

Мы все ведем своим утратам счет.

А в шорохе часов неторопливом

Украдкой время к вечности течет.

Сонет В. Шекспира

«Вызов». 1. Музыкальная заставка (фрагмент из балета Прокофьева "Золушка")

2.Орг. момент Вступительное слово учителя.-

- Давайте внимательно присмотримся к предметам, окружающим нас. Что мы знаем о их происхождении? Когда и кто их придумал? Были ли они в далеком прошлом? Именно об этом мы сегодня поговорим, поговорим о вещах, без которых не может обойтись ни один человек в повседневной жизни. Познакомимся с тем, как люди разных эпох определяли время, отвечая -- с глубокой древности до наших дней-- на извечный и простой вопрос: "Который час?"

--Что такое время? Этот вопрос, вероятно, задавал себе каждый человек. А между тем, еще в древности один философ сказал: "Я прекрасно знаю, что такое время, пока не задумываюсь об этом. Но стоит мне задуматься, и я не могу ответить".

-А как бы вы ответили на этот вопрос?  Чтение фрагментов творческих работ  о времени уч-ся

--Во многих европейских языках "время"- одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы? ("нет времени. время летит, время как резиновое, тратить время, убить время, экономить время, времени хоть отбавляй " и т. п.)

Создание «ассоциативного ряда ».

-Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

-Вспомните пословицы, поговорки .  

В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день , не следя за временем. А помогает нам в этом точный прибор --часы.

-При встрече после долгой разлуки ,здороваясь, люди произносят очень странную фразу "Сколько воды утекло!"-

- А как вы думаете, что она означает? О какой воде идет речь? Куда она утекла? И откуда? ( Заранее подготовленный краткий рассказ уч-ся о водяных часах)

3.Видеопрезентация( краткая история часов.)-Презентация представлена в приложении1.

--Вопросы к презентации:

--Что нового узнали? Что заинтересовало?

4.Осмысление

Работа по группам.

---В каких видах искусства мы можем встретить этот предмет "часы"?(В литературе, живописи, архитектуре)

 Цель данного вида работы--показать, как этот предмет нашел свое отражение в различных текстах культуры: поэзии, картинах. музыке, в архитектуре

У каждой группы-- стихотворение, репродукция картины, а также изображение башни с часами.

(1 группа-стихотворение Вл. Солоухина "Песочные часы", репродукция картины С. Ушанова "Проходящее время ",часы на башне Биг-Бен.

   2 группа-стихотворение С. Михалкова "Будильник", репродукция картины Магритт "Застывшее время", часы на Спасской  башне Кремля,

   3 группа---Притча, репродукция картины. Р. Величко "Солнечные часы", часы на башне в ОАЭ.

   4 группа--стихотворение. А. Холма "Часы", репродукция картины. М. Шагала "Время", часы на Староместской ратуше в Праге.

     5 группа--для учителей---стихотворение  Р. Гамзатова"Утекает детство",репродукция. С. Дали "Постоянство памяти", часы  на башне Торре  дель  Оролджо-Венеция)                                                            

Задания

для работы с литературным источником (см. приложение2):

-- Подготовьтесь к выразительному  чтению стихотворения.

    -- Какие чувства испытываете при  чтении? Какое настроение создается?

    -- О чем оно? Какая картина рисуется в вашем воображении?

    -- Как вы думаете, какова основная мысль стихотворения?

для работы с картиной: (см. приложение3)

--Что видите на картине? Что там происходит?

    --  Какие ощущения вызывает?

    --- Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

для работы с изображениями  башен (см. приложение 4)

--Представьте, что вы рядом с этим зданием. Какое впечатление на вас производит башня?

--Какие ощущения вызывает?

--Какие детали привлекают ваше внимание?

--Сопоставьте данные тексты культуры и найдите общее. Можно ли выделить главного героя во всех текстах культуры? Что о нем можете сказать?

5. Звучит фрагмент музыкального произведения (Свиридов "Время, вперед!")

Беседа:

-- Каков характер музыки?

  -Какие чувства вызывает?

 --Какие средства музыкальной выразительности использовал автор?

-- Общий вывод.

С помощью различных средств выразительности, присущих каждому виду искусства(в литературе- слово, в музыке- звук, в живописи - цвет, в архитектуре - формы) ,можно создать определенный образ.

6. Рефлексия.

  • Итоговое задание: создание коллажа учащимися (обобщенный образ времени, в котором присутствовали бы  разные виды искусства.)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Слово учителя.

 Небесные часы--вот единственный хронометр, который никогда не врет. Всегда в одно и то же время обращается земной шар вокруг своей оси. Всегда в одно и то же время звезды вращаются в своем видимом движении по небесному своду. По-прежнему ,как и в давние времена, не обманывает нас молчаливый ход звездных часов.(Звучит песня А. Суханова «Как незаметно день за днем..»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"

Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Тема урока: «Чудотворные образы» Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, изобразительное искусство.

Тема урока: «Чудотворные образы»Тип урока: интегрированный урок.Предметы: музыка, изобразительное искусство....

Тема урока: «Свет Рождественской звезды» Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, изобразительное искусство.

Тема урока: «Свет Рождественской звезды»Тип урока: интегрированный урок.Предметы: музыка, изобразительное искусство....