Урок литературы в 10 классе. М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе.
Учитель:
Халфина Ребия Аджиметовна
Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.
Цель:
· Рассказать об общественно-исторической жизни России конца 70-х годов XIX века;
· Сообщить основные сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина;
· Дать представление о многосторонности творческой деятельности писателя-прозаика, драматурга, критика, публициста, редактора;
· Сказать о тех идеалах, которые освещали все творчество Салтыкова-Щедрина – идеалах нравственной чистоты, гуманности, гражданственности, демократизма;
· Совершенствовать навыки конспектирования.
Тип урока: урок сообщения новых знаний; лекция с элементами беседы.
Основные виды работы и формы контроля. Аудирование. Запись плана лекции учителя. Устные ответы по плану.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация с портретами М.Е.Салтыкова-Щедрина работы И.Н.Крамского и иллюстрированным альбомом «Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
Мировоззрение, гражданственность, скопидом, невежда, невежа, ретроград, гипербола, гротеск, «эзопов язык», парадокс, обыватель, солидарность, типический, фантастика.
III. Характеристика общественно-исторической жизни России 70-х годов XIX века.
В конце 60-х, в 70-е годы в России поднимается очередная волна крестьянских бунтов. Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть остатков крепостничества и покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут еще неурожаи, эпидемии, «хроническое голодание».
Бунтующее крестьянство не было способно на организованную борьбу. Его протест выразила революционная молодежь 70-х годов – НАРОДНИКИ. Веру в успешный исход борьбы вселяла Парижская Коммуна, легендарная борьба французского пролетариата.
Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей «пошли в народ», рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую революцию. Они заблуждались. Далекое от идей социализма, сплошь неграмотное, нищее, озлобленное крестьянство не поняло и не приняло народников. Это был их идейный разгром. А царское правительство довершило разгром: сотни народников были заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку.
Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено покушение на Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр III начал с казни организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик реакции раскручивался все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по «Отечественным запискам» Салтыкова-Щедрина (апрель 1884).
Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжили дело Чернышевского и Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую группу писателей-разночинцев.
Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо», основные произведения Салтыкова-Щедрина. В те же 70-е годы Л.Н.Толстой публикует роман «Анна Каренина», во второй половине 60-х гг. Ф.М.Достоевский создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70-е гг. – романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
IV. Актуализация эмоционального восприятия учащихся.
Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Исполины».
V. Мотивация учебной деятельности.
О значении и характере творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество. (М. Горький)
Творчество великого русского сатирика Михаил Евграфовича Салтыкова-Щедрина – явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России 50-60 годов XIX века. Писатель, революционный демократ, Щедрин – яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов.
Продолжив и углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг уничтожающей критике не только государственное устройство России II века XIX, но и основы эксплуатарского общества в целом. Ни один писатель России и Западной Европы второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, как Салтыков-Щедрин.
VI. Работа над темой урока.
Личная биография Щедрина, в сущности, кончается его юностью. Далее идут годы самоотверженного служения обществу. Об этом хорошо сказал В.Короленко: «Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал. Да едва ли было что узнавать: он жил в «Отечественных записках»… Болело у него то, что болело у русской печати и общества…»
Родился М.Е. Салтыков 27 января 1826г. В селе Спас-угол Тверской губернии в семье богатых помещиков.
В доме полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи, «кулак-баба», по выражению Щедрина. Она не только поставила на ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Жестокость помещицы-крепостницы сочеталась в ее характере с умелой хваткой буржуа-накопителя. Щедрин так характеризовал своих родителей: «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован, мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того, необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство».
Мать, как и отец – Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее силы были направлены на приобретательство.
Внешне Салтыков был похож на мать: неуклюжий высокий мальчик со строгим лицом, на котором выделялись большие, выпуклые, не по-детски суровые глаза под густыми бровями. Он то замыкался в себе, то поражал всех необычайной живостью и бесшабашным озорством. В такие минуты даже угрозы матери не могли остановить его. Братья и сестры не очень любили Мишу за прямоту и резкость суждений о них, за смелость и независимость характера.
Крепостное «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у членов семьи.
Позднее родные – мать, братья, сестры, - а знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. Так, братья Дмитрий и Илья явились прототипами Иудушки Головлёва, брат Николай – прототипом Степана. Многие образы жестоких помещиц-накопительниц навеяны его матерью и знакомыми. В произведениях Салтыкова изображены также крепостные, в окружении которых проходило его детство.
Домашнее воспитание Салтыкова было весьма скудным. Шестилетнего Мишу обучал грамоте крепостной художник Павел, трагическую судьбу которого Салтыков изобразил в «Пошехонской старине». Мальчик очень любил своего учителя, но когда он научился читать и писать, для продолжения «образования» пригласили священника. А вскоре мать и вовсе отказалась от мысли нанимать учителей: воспитание Миши и младших детей она возложила на дочь Надежду, вернувшуюся из пансиона.
В 1826г. Салтыков-Щедрин сдал экзамены в Московский дворянский институт, созданный недавно из Университетского благородного пансиона, где учились поэты-декабристы, Лермонтов, Грибоедов, Вяземский, Жуковский, Баратынский и др. Экзамены сдал сразу в 3 класс.
В1838г. Волею начальства и по настоянию матери Щедрин как один из лучших учеников был отправлен в Царкосельский лицей казеннокоштонным пансионером. Лицейские науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только «пристрастился к чтению» но и, по его собственным словам, почувствовал решительно влечение к литературе, что и выразилось усиленною стихотворною деятельностью.
Первое стихотворение Салтыкова – «Лирика»- наполнено глубокой любовью к Пушкину. Стихотворение «Наш век» проникнуто чувством острой неудовлетворенности, жаждой деятельности. В нем сильно влияние Лермонтова, которое сказывалось и на других стихах Салтыкова. В эти же годы Салтыков переводит из Байрона, Гюго, Гейне. Выбор поэтов свидетельствует не только о большой начитанности лицеиста, но и о серьезности его интересов. Однако строгий к себе Салтыков вскоре критически пересматривает свое поэтическое творчество и по выходе из лицея стихов больше не пишет.
После окончания лицея в 1844г. Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства, но интересы его совсем иные. Он еще теснее сближается с кружком Петрашевского.
М.В. Петрашевский (1821-1866гг.) и его единомышленники были сторонниками учения французских социалистов-утопистов, ратовали за уничтожение крепостнических порядков и за установление в России республиканского способа правления. В 1849г. Кружок петрашевцев был разгромлен.
В 1847-1848гг. под влиянием В.Г.Белинского Салтыков-Щедрин начинает писать рецензии на книги для детей и книги, посвященные вопросам воспитания. 1847г. – начало литературной деятельности. В журнале «Отечественные записки» печатается повесть «Противоречия» под псевдонимом М.Непанов. И по проблемам и по образам повесть очень близка к «Герою нашего времени» Лермонтова, хотя в ней явственно видно и влияние гоголевской натуральной школы.
В марте 1848 г. Была напечатана повесть «Запутанное дело» - еще более резкая и определенная оценка непримиримых классовых противоречий самодержавной России конца 40-х годов XIX века.
Это были дни революционных событий во Франции, напугавшие Николая I. Повесть немедленно заметила царская охранка, рассмотрела её вместе с повестью «Противоречия», и 27 апреля царь лично подписал указ о ссылке Салтыкова в Вятку. Двадцатидвухлетнего юношу отправляют в мае 1848г. В Вятку в сопровождении жандарма на обязательную службу.
За восемь лет ссылки Салтыков повидал многое, столкнулся со множеством безобразий. «Провинциальная жизнь – великая школа, но школа очень грязная», - писал Салтыков 22 декабря 1852г. Брату Дмитрию.
Разрешение о возвращении из ссылки было получено Салтыковым только после смерти Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного обличителя самодержавно-крепостнического государства. В журнале «Русский вестник» были напечатаны «Губернские очерки» под псевдонимом Н. Щедрин.
В 1856г. Салтыков-Щедрин женится на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился в ссылке. Красивая, но не разделяющая его интересов светская женщина не стала единомышленником и другом великого сатирика.
Почти десять лет (с 1854 по 1868гг. с небольшим перерывом) салтыков-Щедрин провел на государственной службе. Был вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.
Решительный и требовательный, не терпящий никакого подхалимства, Салтыков был прям и резок с вышестоящим начальство. Вскоре в губернии вице-губернатора Салтыкова стали называть «вице-Робеспьером».
Люди, близко знавшие Салтыкова, с уважением говорили, что в службу, как и в литературу, он вкладывал всю свою страстную душу. Этот внешне суровый человек горел, волновался, бушевал по поводу всякой, даже самой малой несправедливости.
В начале 1862 г. Салтыков вошел в состав редакции журнала «Современник», как раз в то время, когда Н.Г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость. Вместе с редактором журнала Н.А. Некрасовым он преодолевает гонения цензуры, борется против либеральной группировки внутри редакции, продолжая отстаивать революционно-демократические взгляды Чернышевского и Добролюбова.
В 1868 г. Салтыко-Щедрин окончательно оставляет службу, убедившись в безнадежности своих усилий облегчить жизнь народа. Он снова вместе с Некрасовым, который после закрытия «Современника» стал редактором журнала «Отечественные записки». Щедрин связывает свою судьбу с этим журналом почти до конца жизни.
28 апреля 1889г. Перестало биться сердце великого писателя-демократа.
Творчество щедрина отразило все важнейшие общественно-политические процессы второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперед. Проблемы и образы щедринской сатиры по-прежнему актуальны. На долгом пути социального и духовного обновления человечества Щедрин неизменно будет нашим соратником.
VII. Закрепление.
Беседа с учащимися по следующим вопросам.
1. Как жизнью своей Салтыков-Щедрин решает проблему «человек и среда», «человек и обстоятельства»? Подтвердите свой ответ фактами из биографии писателя.
2. Что могла дать и дала Щедрину-писателю его служебная карьера?
3. Расскажите о Щедрине - соратнике Н.А. Некрасова и Н.А.Добролюбова.
4. Перечислите основные этапы жизненного и творческого пути Салтыкова-Щедрина.
5. Расскажите о ссылке в Вятку писателя.
6. Салтыков-Щедрин и «Отечественные записки».
7. Каким человеком представляется вам Щедрин?
VIII. Домашнее задание
1. Знать биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2. Прочитать роман «История одного города».
Рекомендуемая литература.
1. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. М., 1972.
2. Николаев Д. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М.,1988
3. Тюнькин К.И. М.Е. Салтыков-Щедрин: в жизни и творчестве. М., 2012.
Электронные ресурсы.
1. Сайт, посвященный творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина: http://www.saltykov.net.ru.
2. Все произведения писателя опубликованы на сайте Русской виртуальной библиотеки: http://www.rvb.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_saltykov-shchedrin.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
Учитель:
Халфина Ребия Аджиметовна
Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.
Цель:
- Рассказать об общественно-исторической жизни России конца 70-х годов XIX века;
- Сообщить основные сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина;
- Дать представление о многосторонности творческой деятельности писателя-прозаика, драматурга, критика, публициста, редактора;
- Сказать о тех идеалах, которые освещали все творчество Салтыкова-Щедрина – идеалах нравственной чистоты, гуманности, гражданственности, демократизма;
- Совершенствовать навыки конспектирования.
Тип урока: урок сообщения новых знаний; лекция с элементами беседы.
Основные виды работы и формы контроля. Аудирование. Запись плана лекции учителя. Устные ответы по плану.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация с портретами М.Е.Салтыкова-Щедрина работы И.Н.Крамского и иллюстрированным альбомом «Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»
Ход урока
- Организационный момент.
- Словарная работа.
Мировоззрение, гражданственность, скопидом, невежда, невежа, ретроград, гипербола, гротеск, «эзопов язык», парадокс, обыватель, солидарность, типический, фантастика.
- Характеристика общественно-исторической жизни России 70-х годов XIX века.
В конце 60-х, в 70-е годы в России поднимается очередная волна крестьянских бунтов. Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть остатков крепостничества и покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут еще неурожаи, эпидемии, «хроническое голодание».
Бунтующее крестьянство не было способно на организованную борьбу. Его протест выразила революционная молодежь 70-х годов – НАРОДНИКИ. Веру в успешный исход борьбы вселяла Парижская Коммуна, легендарная борьба французского пролетариата.
Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей «пошли в народ», рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую революцию. Они заблуждались. Далекое от идей социализма, сплошь неграмотное, нищее, озлобленное крестьянство не поняло и не приняло народников. Это был их идейный разгром. А царское правительство довершило разгром: сотни народников были заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку.
Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено покушение на Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр III начал с казни организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик реакции раскручивался все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по «Отечественным запискам» Салтыкова-Щедрина (апрель 1884).
Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжили дело Чернышевского и Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую группу писателей-разночинцев.
Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо», основные произведения Салтыкова-Щедрина. В те же 70-е годы Л.Н.Толстой публикует роман «Анна Каренина», во второй половине 60-х гг. Ф.М.Достоевский создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70-е гг. – романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
- Актуализация эмоционального восприятия учащихся.
Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Исполины».
- Мотивация учебной деятельности.
О значении и характере творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество. (М. Горький)
Творчество великого русского сатирика Михаил Евграфовича Салтыкова-Щедрина – явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России 50-60 годов XIX века. Писатель, революционный демократ, Щедрин – яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов.
Продолжив и углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг уничтожающей критике не только государственное устройство России II века XIX, но и основы эксплуатарского общества в целом. Ни один писатель России и Западной Европы второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, как Салтыков-Щедрин.
- Работа над темой урока.
Личная биография Щедрина, в сущности, кончается его юностью. Далее идут годы самоотверженного служения обществу. Об этом хорошо сказал В.Короленко: «Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал. Да едва ли было что узнавать: он жил в «Отечественных записках»… Болело у него то, что болело у русской печати и общества…»
Родился М.Е. Салтыков 27 января 1826г. В селе Спас-угол Тверской губернии в семье богатых помещиков.
В доме полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи, «кулак-баба», по выражению Щедрина. Она не только поставила на ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Жестокость помещицы-крепостницы сочеталась в ее характере с умелой хваткой буржуа-накопителя. Щедрин так характеризовал своих родителей: «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован, мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того, необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство».
Мать, как и отец – Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее силы были направлены на приобретательство.
Внешне Салтыков был похож на мать: неуклюжий высокий мальчик со строгим лицом, на котором выделялись большие, выпуклые, не по-детски суровые глаза под густыми бровями. Он то замыкался в себе, то поражал всех необычайной живостью и бесшабашным озорством. В такие минуты даже угрозы матери не могли остановить его. Братья и сестры не очень любили Мишу за прямоту и резкость суждений о них, за смелость и независимость характера.
Крепостное «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у членов семьи.
Позднее родные – мать, братья, сестры, - а знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. Так, братья Дмитрий и Илья явились прототипами Иудушки Головлёва, брат Николай – прототипом Степана. Многие образы жестоких помещиц-накопительниц навеяны его матерью и знакомыми. В произведениях Салтыкова изображены также крепостные, в окружении которых проходило его детство.
Домашнее воспитание Салтыкова было весьма скудным. Шестилетнего Мишу обучал грамоте крепостной художник Павел, трагическую судьбу которого Салтыков изобразил в «Пошехонской старине». Мальчик очень любил своего учителя, но когда он научился читать и писать, для продолжения «образования» пригласили священника. А вскоре мать и вовсе отказалась от мысли нанимать учителей: воспитание Миши и младших детей она возложила на дочь Надежду, вернувшуюся из пансиона.
В 1826г. Салтыков-Щедрин сдал экзамены в Московский дворянский институт, созданный недавно из Университетского благородного пансиона, где учились поэты-декабристы, Лермонтов, Грибоедов, Вяземский, Жуковский, Баратынский и др. Экзамены сдал сразу в 3 класс.
В1838г. Волею начальства и по настоянию матери Щедрин как один из лучших учеников был отправлен в Царкосельский лицей казеннокоштонным пансионером. Лицейские науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только «пристрастился к чтению» но и, по его собственным словам, почувствовал решительно влечение к литературе, что и выразилось усиленною стихотворною деятельностью.
Первое стихотворение Салтыкова – «Лирика»- наполнено глубокой любовью к Пушкину. Стихотворение «Наш век» проникнуто чувством острой неудовлетворенности, жаждой деятельности. В нем сильно влияние Лермонтова, которое сказывалось и на других стихах Салтыкова. В эти же годы Салтыков переводит из Байрона, Гюго, Гейне. Выбор поэтов свидетельствует не только о большой начитанности лицеиста, но и о серьезности его интересов. Однако строгий к себе Салтыков вскоре критически пересматривает свое поэтическое творчество и по выходе из лицея стихов больше не пишет.
После окончания лицея в 1844г. Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства, но интересы его совсем иные. Он еще теснее сближается с кружком Петрашевского.
М.В. Петрашевский (1821-1866гг.) и его единомышленники были сторонниками учения французских социалистов-утопистов, ратовали за уничтожение крепостнических порядков и за установление в России республиканского способа правления. В 1849г. Кружок петрашевцев был разгромлен.
В 1847-1848гг. под влиянием В.Г.Белинского Салтыков-Щедрин начинает писать рецензии на книги для детей и книги, посвященные вопросам воспитания. 1847г. – начало литературной деятельности. В журнале «Отечественные записки» печатается повесть «Противоречия» под псевдонимом М.Непанов. И по проблемам и по образам повесть очень близка к «Герою нашего времени» Лермонтова, хотя в ней явственно видно и влияние гоголевской натуральной школы.
В марте 1848 г. Была напечатана повесть «Запутанное дело» - еще более резкая и определенная оценка непримиримых классовых противоречий самодержавной России конца 40-х годов XIX века.
Это были дни революционных событий во Франции, напугавшие Николая I. Повесть немедленно заметила царская охранка, рассмотрела её вместе с повестью «Противоречия», и 27 апреля царь лично подписал указ о ссылке Салтыкова в Вятку. Двадцатидвухлетнего юношу отправляют в мае 1848г. В Вятку в сопровождении жандарма на обязательную службу.
За восемь лет ссылки Салтыков повидал многое, столкнулся со множеством безобразий. «Провинциальная жизнь – великая школа, но школа очень грязная», - писал Салтыков 22 декабря 1852г. Брату Дмитрию.
Разрешение о возвращении из ссылки было получено Салтыковым только после смерти Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного обличителя самодержавно-крепостнического государства. В журнале «Русский вестник» были напечатаны «Губернские очерки» под псевдонимом Н. Щедрин.
В 1856г. Салтыков-Щедрин женится на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился в ссылке. Красивая, но не разделяющая его интересов светская женщина не стала единомышленником и другом великого сатирика.
Почти десять лет (с 1854 по 1868гг. с небольшим перерывом) салтыков-Щедрин провел на государственной службе. Был вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.
Решительный и требовательный, не терпящий никакого подхалимства, Салтыков был прям и резок с вышестоящим начальство. Вскоре в губернии вице-губернатора Салтыкова стали называть «вице-Робеспьером».
Люди, близко знавшие Салтыкова, с уважением говорили, что в службу, как и в литературу, он вкладывал всю свою страстную душу. Этот внешне суровый человек горел, волновался, бушевал по поводу всякой, даже самой малой несправедливости.
В начале 1862 г. Салтыков вошел в состав редакции журнала «Современник», как раз в то время, когда Н.Г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость. Вместе с редактором журнала Н.А. Некрасовым он преодолевает гонения цензуры, борется против либеральной группировки внутри редакции, продолжая отстаивать революционно-демократические взгляды Чернышевского и Добролюбова.
В 1868 г. Салтыко-Щедрин окончательно оставляет службу, убедившись в безнадежности своих усилий облегчить жизнь народа. Он снова вместе с Некрасовым, который после закрытия «Современника» стал редактором журнала «Отечественные записки». Щедрин связывает свою судьбу с этим журналом почти до конца жизни.
28 апреля 1889г. Перестало биться сердце великого писателя-демократа.
Творчество щедрина отразило все важнейшие общественно-политические процессы второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперед. Проблемы и образы щедринской сатиры по-прежнему актуальны. На долгом пути социального и духовного обновления человечества Щедрин неизменно будет нашим соратником.
- Закрепление.
Беседа с учащимися по следующим вопросам.
- Как жизнью своей Салтыков-Щедрин решает проблему «человек и среда», «человек и обстоятельства»? Подтвердите свой ответ фактами из биографии писателя.
- Что могла дать и дала Щедрину-писателю его служебная карьера?
- Расскажите о Щедрине - соратнике Н.А. Некрасова и Н.А.Добролюбова.
- Перечислите основные этапы жизненного и творческого пути Салтыкова-Щедрина.
- Расскажите о ссылке в Вятку писателя.
- Салтыков-Щедрин и «Отечественные записки».
- Каким человеком представляется вам Щедрин?
- Домашнее задание
- Знать биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- Прочитать роман «История одного города».
Рекомендуемая литература.
- М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. М., 1972.
- Николаев Д. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М.,1988
- Тюнькин К.И. М.Е. Салтыков-Щедрин: в жизни и творчестве. М., 2012.
Электронные ресурсы.
- Сайт, посвященный творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина: http://www.saltykov.net.ru.
- Все произведения писателя опубликованы на сайте Русской виртуальной библиотеки: http://www.rvb.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
10 класс. Проверочная работа по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого»
10 класс. Проверочная работа по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого» ( 2 варианта). Содержит задания уровня А и уровня В....
10 класс. Проверочная работа по теме : «Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова » ( в 2-х вариантах)
Предлагаемая тестовая работа включает 12 вопросов с выбором 1 из вариантов ответа и охватывает основные темы, связанные с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. В тест включены также вопросы по те...
Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».
Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4. Развивать умение рабо...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Любовь длиною в жизнь: Тургенев и Виардо" (Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева).
Данный урок адресован учителям русского языка и литературы....
Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....
Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.
Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происхо...