Теркин - кто же он такой?..
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Приставкина Ирина Васильевна

Урок литературы разработан в технологии творческой мастерской. Моделирование учебных занятий в ре­жиме технологии педагогических мастер­ских осуществлялось с учетом диагностики уровня учебных возможностей учащихся, прогнозирования их достижений. 

Цель урока: найти ответ на проблемный вопрос, содержащийся в теме урока.

В ходе урока формировались навыки анализа художественного текста, развивались исследовательские умения и навыки  учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет расширить возможности предъявления учебной информации, способствует лучшему восприятию материала, использованию межпредметных связей.

Данная форма проведения урока направлена на развитие универсальных учебных действий, ассоциативно-образного мышления, развитие креативности. Необычная  завязка урока вызывает интерес к поэме. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять, работать с информацией в поисках нужного ответа.

Урок-мастерская (или урок с элементами мастерской) позволяет, обращаясь в первую очередь к чувствам ученика, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого. Работа в группе снимает синдром тревожности, активизирует деятельность учащихся, позволяет выполнять максимальный объём работы, создаётся положительная мотивация на приобретение знаний, комфортные условия для развития каждого ребёнка, снижается уровень тревожности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

в 8 классе

«Теркин -  кто же он такой?..”

Цели:

  1. Ввести учеников в процесс познания.
  2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
  3. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
  4. Подвести ребят к осознанию того, что Тёркин – настоящий патриот, как и большинство русских солдат. Осмыслить понятие “герой”.

Задачи урока:

Образовательные:

-  работа над главами из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» (чтение фрагментов текста и комментарий);

- проникновение в замысел автора;

Развивающие:

- развитие ассоциативного и логического мышления;

- совершенствование навыка самостоятельной работы над анализом поэтического текста;

- развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- понимание чувств и переживаний человека;

- воспитание гордости за русский народ-победитель;

- воспитание интереса к истории родной страны.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый.

Методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью.

  1. Информационно-коммуникативные технологии.

Компьютер – средство

  • Активизации  внимания на всех этапах урока;
  • повышения эстетики и наглядности процесса обучения;
  • рационального использования времени.

Оборудование урока:

  •  слайдовая презентация,
  • инструкции для работы в группах (вопросы и задания, справочный материал),
  • сводный лист творческой работы группы.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения

Модель урока: урок – мастерская, урок – погружение

  1. Оргмомент (приветствие, настроение)

- Я рада видеть всех вас и наших гостей! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнувшись. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

- Сегодня у нас урок - Мастерская. Работать будет, наверное, не всегда легко, но надеюсь интересно. Основную черновую работу вы уже проделали дома, работать вы будете в группах. 

Индикатор оценивания

- Предлагаю вам на листочке условно отмечать свои ответы «+»

  1. ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
  2. ответил по просьбе учителя, ответ правильный
  3. ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
  4. ответил по своей инициативе, ответ правильный
  5. не ответил
  6. активно работал в группе
  7. читал  наизусть отрывок из поэмы
  8. подготовил сообщение к уроку

  II. Эмоциональное погружение и психологическая подготовка к общению.

        а) документальная хроника, отрывок из поэмы, музыкальная заставка

       

  1. Актуализация знаний:

- Как вы думаете, связаны эти строки с изучаемым вами произведением?

                                                                                                                 (СЛАЙД 1)

«Теркин был для меня …моей лирикой, моей

публицистикой, песней и поучением, анекдотом и

присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.

А.Т.Твардовский.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Твардовского, а почему,  я думаю, вы мне скажите в конце урока.                                            (СЛАЙД 2)

- К сегодняшнему уроку вы прочитали три главы «Переправа», «На привале», «О награде».

- Ребята, а понравился ли вам Василий Тёркин? Чем он вам запомнился? Что привлекло в нём?

- Скажите, а почему автор  наделил героя такой фамилией – Тёркин? А имя дал Василий?  (Индивидуальное домашнее задание)4 мин

1. Значение и происхождение имени

2.Фамилия Тёркин

  1. Формулирование темы, постановка проблемы  

- Я думаю, что вы догадались, какова тема сегодняшнего урока. О ком мы будем говорить?

- Сегодня мы займёмся поиском ответа на вопрос «Тёркин – кто же он такой?». Вы расскажете о главном герое поэмы «Василий Тёркин» с разных позиций характеристики, данной ему автором, подкрепляя свои выводы примерами из текста. Очень ценно будет узнать ваше мнение. (СЛАЙД 3)

V. Индукция (Наведение)

- Задумывались ли вы когда-нибудь над словом “герой”.  Я предлагаю задуматься.

VI. Самоконструкция. (Индивидуальное решение вопроса)

 - Подберите ассоциации, связанные со словом «ГЕРОЙ». Какие слова к нему притягиваются?

 -  Варианты своих ответов оформите на этих ватманах.  (На работу у вас 3 минуты)

 - Итак, получился ряд слов (они вывешиваются на доске).

Доблесть, воин, подвиг, самопожертвование, отвага, защитник, решительность, необычный.

- К сожалению, мы не так уж часто употребляем это слово в нашей речи. А вот сегодня я прошу вас составить предложения, включив в них это замечательное слово. Можно составить 2 предложения, а можно и 4.

  • В слове ГЕРОЙ я чувствую…                                                              (СЛАЙД4)
  • В слове ГЕРОЙ  я слышу…
  • Услышав слово ГЕРОЙ, я представляю…
  • Быть ГЕРОЕМ – значит…

Затем прослушиваем. (На этом этапе ученик непроизвольно будет анализировать свою работу, сопоставляя её с работами других, обогащая при этом свой опыт). Некоторые варианты предложений:

- Сверим наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре Ожегова.                                                                                                        (СЛАЙД 5)

1. ГЕРОЙ - человек,  совершающий подвиги,  необычный  по  своей храбрости, доблести, самоотверженности.

2. ГЕРОЙ - главное  действующее  лицо  литературного  произведения. (Записано на доске).

- И всё же «Тёркин – кто же он такой?»

  1. Практическая работа        

Ход

Комментарии

- Каждая группа проведёт самостоятельное исследование по тексту отдельной главы согласно инструкции (в ней даны вопросы, задания). Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителя группы с сообщением по данным вопросам. Попутно мы с вами создаём кластер «Тёркин – кто же он такой?»

Практическая работа – 5-8 минут.

( Преподаватель – помощник, наблюдает, оказывает поддержку, если это необходимо учащимся)

Звучит музыка(«Солдатам ВО войны…)

  1. Решение проблемы. Исследовательский продукт.

-  «Тёркин – кто же он такой?» Каким вы увидели героя в главе «На привале»

(Выступающий  от группы I):

-Что особенно становится ценным для солдат на привале?

Чтение отрывка наизусть

ФИЗМИНУТКА (РЕЛАКСАЦИЯ)

Представьте, что мы с вами находимся в лесу на привале…

- Итак, «Тёркин – кто же он такой?» в главе «Переправа»

(Выступающий от группы I):

- Чтение подготовленных отрывков из текста

- Какие строки являются самыми трагическими?

Чтение отрывка наизусть

-  А какими строками заканчивается эта глава?

(читают)

Ради жизни на земле воюет наш герой. Он  - защитник родной земли.

- Что нового мы узнали о Тёркине из   главы «О награде»

(Выступающий от группы III)

- В главе “О награде” есть рефрен, найдите его. Почему именно такой рефрен включен Твардовским в поэму? - Что хотел сказать автор этим повтором? 

Преподаватель чётко знакомит группы с задачами, порядком работы (инструкции) и итогом (выступление – защита найденных решений)

(СЛАЙД 6)

- самостоятельная работа (работа с текстом, выразительное чтение отрывков, обсуждение в группе ответов, согласованность в работе, распределение работы между членами группы, самостоятельное оценивание)

- монологическая речь уч-ся, внимание к слову, цитирование

 (СЛАЙД 7)

-работа с текстом: выразительное чтение

- выразительное чтение строк

 (СЛАЙД 8)

- рефрен в поэме,  серьёзность и глубина чувств

Чтение отрывков наизусть

  1. Создание кластера  (Во время выступления группы, 1 ученик вывешивает на магнитную доску характеристику героя).

Тёркин – кто же он такой?

 

                       

                   

X. Заключительное слово

- Вот такой образ защитника родной страны получился у Твардовского.

Итак, Василий Тёркин – настоящий патриот, как большинство русских солдат. Рисуя образ героя, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевную открытость и щедрость, сметливость и непоказную удаль.

- Давайте вернёмся к эпиграфу, почему Тёркин стал так близок Твардовскому?                                                                                             (СЛАЙД 9)

Слово учителя

"Василий Теркин" ("Книга про бойца") — вечная книга, и не только потому, что в ней — вся война как есть, с ее трагическим и комическим, героическим и обыденным. В ней правда — о человеке, о том замечательном солдате, который победил в страшной войне, и о нас с вами, живущих сегодня, во имя которых эта победа совершена.  (СЛАЙД 11)

- Ребята, скажите, а  стать героем можно только во время войны, в наше время есть герои и ,вообще, нужны ли они в мирное время?

- Верно, ведь в высоком товариществе, стойкости, мужестве, в доброте и щедрости, решительности и человечности, в умении смотреть правде в глаза и не бояться ее мы сегодня нуждаемся не меньше, а может даже и больше, чем в то суровое и требовательное время. И потому Теркин всегда нам будет нужен.

Домашнее задание:  (на выбор)                                                              (СЛАЙД 10)

  1. Конкурс на лучший памятник солдату Великой Отечественной войны в нашем селе, тем более в преддверии Великого праздника Дня Победы (подготовить рисунок и его защиту).
  2. Сочинение - размышление «Теркин – кто же он такой?»
  3. Сочинение – размышление «Нужны ли в наши дни герои?

Рефлексия                                                                                           (СЛАЙД 13)

 - А чтобы подвести итоги нашего урока, я попрошу каждого из вас закончить одно из этих предложений, какое вам больше нравится.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Тёркин был для меня …моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю» А.Т.Твардовский

Слайд 3

ТЁРКИН – КТО ЖЕ ОН ТАКОЙ?

Слайд 4

В слове ГЕРОЙ я чувствую… В слове ГЕРОЙ я слышу… Услышав слово ГЕРОЙ, я представляю… Быть ГЕРОЕМ – значит…

Слайд 5

1. ГЕРОЙ - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. ГЕРОЙ - главное действующее лицо литературного произведения.

Слайд 6

«НА ПРИВАЛЕ»

Слайд 7

«ПЕРЕПРАВА»

Слайд 8

«О НАГРАДЕ»

Слайд 9

Тёркин был для меня …моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.

Слайд 10

Теркин – кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный

Слайд 11

Праздник близок, мать-Россия, Оберни на запад взгляд: Далеко ушел Василий, Вася Теркин, твой солдат. То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег,- В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.

Слайд 12

Ради жизни на земле… Мы должны помнить…

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Конкурс на лучший памятник солдату Великой Отечественной войны в нашем селе (подготовить рисунок и его защиту) Сочинение - размышление «Тёркин – кто же он такой?» Сочинение – размышление «Нужны ли в наши дни герои?

Слайд 14

РЕФЛЕКСИЯ Я понял, что... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Меня воодушевило... Мне захотелось… Урок научил меня… Было интересно Я почувствовал, что… Мне захотелось...



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы  в 8 классе

Тема «Тёркин – кто же он такой?»

Урок литературы разработан в технологии творческой мастерской. Моделирование учебных занятий в режиме технологии педагогических мастерских осуществлялось с учетом диагностики уровня учебных возможностей учащихся, прогнозирования их достижений.

 Планируя  такие уроки-мастерские, во главу угла я ставлю соблюдение следующих принципов:

  • Обязательный учет индивидуально-личностных особенностей учащихся.
  • Создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности.
  • Равенство участников образовательного процесса. Мнение учителя не является единственно верным, оно – одно из многих.
  • Предоставление учащимся возможности реализовать себя в различных видах деятельности.
  • Главный принцип взаимодействия и сотрудничества в мастерской – диалогичность. Диалог участников мастерской друг с другом, диалог с учителем, внутренний диалог.
  • Обязательность рефлексии – осознание пройденного пути.

Основные методы и приемы, которые использовались на уроке: метод сравнений, _        метод смысловых ассоциаций, метод «ключевых слов»,  метод исследования (наблюдения),  метод творческого конструирования.

Считаю, что они обеспечивали мотивацию познавательной деятельности,        пробуждали у учащихся желание включиться в учебный процесс.

        На уроке также использовалась элементы технологии деятельностно-компетентного подхода.  В ходе урока учащиеся совершенствовали информационную, коммуникативную компетентности, компетенции в умении самоорганизации и самообразования по предмету,  совершенствовали навыки работы с текстом. Подобная организация урока позволяет учащимся проявить интеллектуальные и творческие способности. Групповая работа развивает навыки взаимодействия и взаимоконтроля. Изучаемое произведение способствует воспитанию патриотизма, толерантности, национальной гордости и самосознания.

Цель урока: найти ответ на проблемный вопрос, содержащийся в теме урока. В ходе урока формировались навыки анализа художественного текста, развивались исследовательские умения и навыки  учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет расширить возможности предъявления учебной информации, способствует лучшему восприятию материала, использованию межпредметных связей.

Данная форма проведения урока направлена на развитие универсальных учебных действий, ассоциативно-образного мышления, развитие креативности. Необычная  завязка урока вызывает интерес к поэме. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять, работать с информацией в поисках нужного ответа.

Выбор формы работы обусловлен сложностью изучаемого текста. Урок-мастерская (или урок с элементами мастерской) позволяет, обращаясь в первую очередь к чувствам ученика, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого. Работа в группе снимает синдром тревожности, активизирует деятельность учащихся, позволяет выполнять максимальный объём работы, создаётся положительная мотивация на приобретение знаний, комфортные условия для развития каждого ребёнка, снижается уровень тревожности. Замкнутые дети раскрываются, чувствуя поддержку группы, коллектива, зарождается уверенность в себе, радость от понимания «я узнал», «я могу», «я умею», «я знаю, как…». Работа учащихся оценивается учителем только положительно.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы позволило создать  атмосферу сотрудничества, открытости, взаимопонимания, способствовало повышению уровня коммуникативной культуры.

Считаю, что каждый, даже слабоуспевающий ученик, смог почувствовать собственное достижение, сделать маленький шаг вперед.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по литературе в 8 классе по программе В.Г.Беленького на тему "Василий Теркин"

презентация к уроку по теме "Поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин"...

Час поэзии "Вася Теркин - мой герой" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин" (8 класс)й

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми  Час поэзии «Вася Теркин – мой герой» по поэме А.Т.Твардовского  «Василий Теркин», посвященный 65 - ой г...

"Образ русского солдата - победителя" А.Т. Твардовский "Василий Теркин"

Открытый урок "Образ русского солдата - победителя " А.Т. Твардовский   "Василий Теркин"  Цели урока:1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войн...

Мастерская по произведению А.Твардовского "Василий Теркин"

Урок литературы в 8 классе с применением технологии педмастерских....

Теркин-Теркин

Сценка по отрывку из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин"...

Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Сценарий постановки «Василий Теркин»  по мотивам поэмы А. Т. Твардовского  «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...

Конспект урока "Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина"

Цели урока:Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Теркина.Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки связной речи, умения обобщать, делать в...