Литературная интеллектуальная игра «Наш Пушкин».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Юркова Маргарита Анатольена

Данный урок может быть использован после изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина или как урок внеклассного чтения. Ребятам необходимо заранее порекомендовать перечитать сказки писателя 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Тучковская СОШ №3 с УИОП»

Учитель русского языка и литературы Юркова Маргарита Анатольевна

Номинации конкурса: методическая разработка

Урок литературы.

5 класс.

Литературная интеллектуальная игра «Наш Пушкин».

        Данный урок может быть использован после изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина или как урок внеклассного чтения. Ребятам необходимо заранее порекомендовать перечитать сказки писателя («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»)

Тип урока: обобщение изученного.

Цели урока:

образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С. Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление:

1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина;

2) выставка различных изданий пушкинских сказок;

3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С. Пушкина;

4) презентация.

Форма проведения: урок-игра.

Участники: учащиеся 5-го класса (3 команды)

Ход урока.

Слушаю сказки - и вознаграждаю тем

недостатки проклятого своего воспитания.

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!

А. С. Пушкин

- Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок и провести его в форме игры — соревнования.

От вас потребуется только желание правильно отвечать на предложенные вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа.

Через одну минуту вы должны представить нам капитана своей команды, который будет следить за порядком в вашей команде и назначать отвечающего.

1 тур. Разминка.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется, то может ответить соперник, зарабатывая тем самым дополнительные очки.

  1. Мы все привыкли называть одно из известных произведений А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», но это не полное название.

Дайте полное название сказки.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

  1. Вот мудрец перед Дадоном

Встал и вынул из мешка

Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу.

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой…»

Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что нет опасности возле его царства-государства?

(«Кири-ку-ку

Царствуй, лежа на боку!»)

  1. Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые…

А какую песенку поет белочка, грызя золотые орешки, вынимая изумруды и собирая скорлупку, при всем честном народе в «Сказке о царе Салтане»?

(… И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.)

2 тур. Блицтурнир.

Вопросы для команды №1.

1. Кто звал Балду тятей? (Попенок)
2. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку?
 (Указ)
3.Кем хотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? (
Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морской)
4. Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея?
 (Пес)

Вопросы для команды №2.

1. Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе ...» (Внук) 
2. Кем был Елисей, который разыскивал свою невесту?
 (Королевич)
3. Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью.
 (Волна)
4. Где жили старик со старухой у самого синего моря?
 (В ветхой землянке)

Вопросы для команды №3.

1.Сколько лет жили старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (30 лет и 3 года)

2.В кого превращается князь Гвидон, кто помогает этим превращениям? (В комара, в муху, шмеля; превращала Гвидона царевна Лебедь)

3.Как звали собаку из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Соколко)

4. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

3 тур. Узнай героя по портрету.

Описания портретов читаются по очереди то для одной, то для другой команды. За правильный ответ — 1 балл, за название сказки — еще 1 балл.

Вопросы для команды №1.

1. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
 
На ногах красные сапожки.
 (Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
 (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Вопросы для команды №2.

1. Высока, стройна, бела, 
И умом, и всем взяла,
 
Но зато горда, ломлива,
 
Своенравна и ревнива.
 (Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

2. Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит.
 
А сама - то величава,
 
Выступает, будто пава.
 (Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)

Вопросы для команды №3.

1.Ест за четверых,

Работает за семерых;

Досветла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Вдруг шатёр

Распахнулся... и девица,

…………………………,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя. (Шамаханская царица. «Сказка о золотом петушке»)

4 тур.  Сказочный предмет.

Задача команды — назвать сказку, где встречается данный предмет. За правильный ответ — 1 балл.

Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...»

Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...»

Кольцо - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Орех - «Сказка о царе Салтане»

Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»

Мешок — «Сказка о золотом петушке»

5 тур. Что это такое?

Задача команды – объяснить значение слова, взятого из сказки А.С. Пушкина.

  1. Полба. Широко распространённые на заре человеческой цивилизации зерновые культуры, виды рода пшеница.
  2. Балда. По словарю Даля «балда» - это толстое корневище, палица, дубина.
  3. Кичка. Старинный женский головной убор.
  4. Инда – аж (частица)        Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

  1. Коль – если.         Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно…

  1. Шатер. Временная лёгкая постройка из тканей, кож или ветвей, разновидность палатки, от которой отличается большими размерами. Обычно сооружается в форме конуса. Издревле шатры использовали восточные кочевые народы.

6 тур. Продолжи фразу.

За правильное продолжение фразы командам присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря

Жили они в ветхой землянке....

(Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

2. Жил - был поп,

Толоконный лоб,

Пошел поп по базару...

(Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

3. Сват приехал, царь дал слово,

А приданое готово...

(Семь торговых городов

Да сто сорок теремов.

«Сказка о мертвой царевне...»)

4. Улетела лебедь - птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так.

(Лечь решились натощак. «Сказка о царе Салтане»)

5. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь...

(Не мышонка, не лягушку,

 А неведому зверюшку.

«Сказка о царе Салтане»)

6. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут..

(Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

«Сказка о царе Салтане»)

7. И соседи присмирели,

Воевать уже не смели;

Таковой им царь Дадон...

(Дал отпор со всех сторон. «Сказка о золотом петушке»).

8. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был...

(Мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

«Сказка о мертвой царевне…»)

9. Жил - был поп,

Толоконный лоб,

Пошел поп по базару...

(Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

7 тур. «Игра со зрителями».

Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)

Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь)

Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб)

С какого времени года начинается «Сказка о мертвой царевне…»? (С зимы)

На какой праздник Бог дает царице дочь в «Сказке о мертвой царевне…»? (В сочельник)

Через сколько времени царь женился на другой в «Сказке о мертвой царевне…»? (Через год)

8 тур.  Узнай сказку по иллюстрации.

1.

http://vseskazki.su/images/skazka-o-m-carevne-i-bogatirey.jpg

«Сказка о мертвой царевне...»

2.

http://vseskazki.su/images/skazka-o-pope-i-o-rabotnike-ego-balde.jpg

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

3.

Сказка о золотом петушке читать Пушкина

«Сказка о золотом петушке»

9 тур. Конкурс капитанов.

Приглашаются капитаны. За 2-3 минуты они должны дать ответ на вопрос: «Сказка — ложь, да в ней намек...».

Какой намек содержит:

Команда №1

- «Сказка о мертвой царевне...»?

Команда №2

- «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Команда №3

- «Сказка о попе и о работнике его Балде»?

Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя.

Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С. Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

Итоги урока.

Учитель подводит итоги, благодарит участников за то, что с честью выдержали все испытания, награждает команды. Каждый ученик получает оценку за какой-то вид деятельности, в котором он особенно преуспел.

Домашнее задание.

Кроссворд «А.С. Пушкин и его сказки».

Использованная литература:

Бельская Л.Л. Литературные викторины-М: Просвещение,2005.

Пушкин А.С. Сказки - любое издание.

Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. М: НПО «Образование», 1998.

http://festival.1september.ru/articles/518306/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Литературная интеллектуальная игра "Своя игра"

Литературлуг оюнну тыва дыл болгаш чогаал неделязынга ажыглап болур.Уруглар торээн чогаал кичээлдеринге алган билиглерин оюнну ойнап тургаш билиин шылгап болур.Зачет-кичээлге база ажыглап болур.тыва д...

Интеллектуальная игра «Литературный ринг» по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели:1. Проверка знания текста художественного произведения.   Углубление понимания идейно–художественного богатства  произведения.         Формирование навыка аналитичес...

Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова.

Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов...

Литературно-интеллектуальная игра "Многоликий Достоевкий"

Литературно-интеллектуальная командная игра «мозгобойня»  посвящёна 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.  В течение игры командам в нескольких раундах необходим...

Литературно-интеллектуальная игра "Многоликий Достоевкий"

Презентация к литературно-интеллектуальной командной игре «мозгобойня»,  посвящённой 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.  В течение игры командам в нескольких раунд...