Литературно-интеллектуальная игра "Многоликий Достоевкий"
план-конспект занятия (10 класс)
Литературно-интеллектуальная командная игра «мозгобойня» посвящёна 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. В течение игры командам в нескольких раундах необходимо ответить на ряд вопросов о жизни и творчестве великого писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_igry_mnogolikiy_dostoevskiy.docx | 92.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
Литературно-интеллектуальной игры
«Многоликий Достоевский»
Разработала Кириченко Т.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Саранпаульская СОШ»
Саранпауль, 2021
«Многоликий Достоевский»
Литературно-интеллектуальная игра
«Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему
раскрываются иные измерения бытия».
Николай Бердяев
Литературно-интеллектуальная командная игра «мозгобойня» популярна в наше время, особенно среди подростков и молодёжи. Предлагаем свой вариант этой игры, посвящённый 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. В течение игры командам в нескольких раундах необходимо ответить на ряд вопросов о жизни и творчестве великого писателя.
Цель: популяризация творческого наследия Ф.М. Достоевского среди молодёжи.
Задачи:
-стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей участников;
-организовать полезный досуг;
-научить участников игры работать в команде;
- дать возможность участникам проверить свои знания по творчеству и биографии Федора Михайловича Достоевского.
Целевая аудитория - школьники старших классов, студенты, обучающиеся по направлению «филология», учителя и просто любители его творчества.
Ход игры
Вед 1: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашей литературно-интеллектуальной игре «Многоликий Достоевский»
Вед 2: Интеллектуальная игра проводится среди лучших знатоков и любителей творчества Ф.М. Достоевского, которому в этом году отмечают 200 лет со дня рождения.
Вед 1: Федор Достоевский - писатель с мировым именем, вошедший в классику литературы.
Вед 2: По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие изучается современными школьниками и студентами, анализируется литературоведами, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы.
Вед 1: В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений: кто-то зачитывается книгами Достоевского и дает им восторженные оценки, кто-то, напротив, о сущности творчества мастера отзывается неоднозначно. Тем не менее, интерес к писателю не иссякает многие годы – как в России, так и за рубежом.
Вед 2: Понять и осмыслить идеи всемирно известного писателя возможно только через знакомство с его произведениями. И сегодня в нашем зале собрались неравнодушные любители творчества Федора Михайловича Достоевского.
Вед 1: Наши команды - это интеллектуальные, творческие люди, проявляющие интерес к классической литературе. И для начала, я предлагаю вам придумать название ваших команд. На это вам дается 1 минута. Время пошло!
Вед 2: Еще сегодня в нашем зале присутствует строгое жюри, которое будет оценивать результат наших команд (ФИО, должности)
Команды придумывают названия. Другой вариант: команды придумали названия заранее, тогда на их столы заранее можно повесить таблички с названием команды.
Вед 1: Давайте же познакомимся с нашими командами! (Объявление команд)
Правила игры:
Вед 1. Вас ожидают 3 блока вопросов. Вопросы всех туров демонстрируются на экране в течение минуты и зачитываются ведущим. Вопросы читаются повторно, и запускается обратный отсчёт 100 секунд, по истечении которых листочек с ответами сдаётся.
Вед 2: Не забывайте, что «мозгобойня», командная игра. Обсуждайте все вопросы всей командой, не бойтесь предлагать свои ответы. Но то, что вы напишите в итоге на бланке ответов – исправить уже будет нельзя. Бланки сдадите. Правильные ответы будут объявляться сразу после каждого раунда.
Вед 1: Победителем становится команда, получившая наибольшее количество баллов по результатам всей игры. В случаях, когда обе команды набрали одинаковое количество баллов, предлагается дополнительное задание, на выявление победителя игры.
Вед 2: Во время игры запрещено пользоваться шпаргалками и сотовыми телефонами. За это будут сниматься баллы за текущий раунд.
Вед 1: Итак, задание понятно? Переходим к первому блоку вопросов!
Блок 1 «Федор Достоевский. Биография»
1. Назовите дату и год рождения Ф.М. Достоевского?
(Ответ: 11 ноября 1821 г.)
2. Как звали отца Ф.М.Достоевского? Назовите род его деятельности?
( Ответ: Михаил Андреевич Достоевский. Он был врачом Мариинской больницы для бедных)
3.Как звали маму писателя? Из какой она была семьи?
(Ответ: Мария Федоровна Достоевская (Нечаева), из купеческой семьи)
4.Как звали старшего брата писателя? (Ответ: Михаил)
5. Какой период принято считать окончанием детства писателя?
(Ответ: 1837 год – год смерти матери)
6. Где обучался Ф.М.Достоевский? Назовите город и учебное заведение.
(Ответ: Петербург. Инженерное училище)
7. Во время обучения любимым местом Ф. Достоевского была библиотека, где он перечитал, почти все имеющиеся книги. При написании своих исторических драм, кому подражал юный Ф.Достоевский?
(Ответ: юный Ф.Достоевский подражал Ф.Шиллеру и А.С. Пушкину)
8. Чьи произведения молодой Федор Достоевский знал наизусть?
(Ответ: Произведения А.С. Пушкина)
9. Прозвище «Идиот» - кто дал его Ф. Достоевскому?
(Ответ: прозвище дали сокурсники в инженерном училище, отношения между сокурсниками у него не сложились)
10. Какой фактор послужил в формировании особой психической организации его личности и оказал влияние на создаваемые им произведения. С какой болезнью боролся всю свою сознательную жизнь и преодолел ее Ф. Достоевский?
(Ответ: писатель боролся с эпилепсией)
Вед 1: Вам дается 100 секунд, а я повторяю вопросы. Сдаем листочки. Не забываем подписывать их. Команды сдают ответы, после чего ведущий зачитывает правильные ответы.
Блок 2 «Фёдор Достоевский. Ссылка»
Сам себе приключения выдумывал и жизнь сочинял, чтоб хоть как-
нибудь, да пожить. Ф.М.Достоевский "Записки из подполья"
1.Какое первое произведение написал писатель после окончания инженерного училища?
(Ответ: «Бедные люди», 1845 г)
2. Постоянным членом какого кружка становится Ф. Достоевский, начиная с весны 1847 года?
(Ответ: Кружок Петрашевского)
3.Сколько лет и где Федор Достоевский отбывал каторгу?
(Ответ: каторгу отбывал 4 года в Омском остроге)
4. Какой «урок» необходимо было выполнять каждому арестанту?
(Ответ: Изготовить 2-2,5 сотни кирпичей, причем выполнить самому весь подготовительный цикл: вывести и вымесить глину, наносить воды, а затем складировать
всю готовую продукцию, обжечь готовые кирпичи)
5. В каком году каторгу сменили на ссылку, и где ее отбывал Ф.Достоевский?
(Ответ: В марте 1854г. последовало облегчение участи осуждённого: каторга сменилась ссылкой. Ф.М.Достоевский служил в Семипалатинске)
6. В каком романе Ф. Достоевского отражен его приговор?
(Ответ: в романе «Идиот», монолог Мышкина)
7. В 1854 году выйдя из острога в Сибири Ф.Достоевский начал перечитывать всю написанную без него литературу за время его ссылки. Чьи произведения прочел Ф.Достоевский
«едва ли начавшиеся при нем, причем прочел тогда разом, залпом, и вынес упоительные впечатления»?
(Ответ: повести И.Тургенева «Записки охотника».)
8. В 1861 г. появились «Записки из Мёртвого дома», что явилось источником их написания?
(Ответ: источником написания послужила "сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи)
9. В каком году были возвращены дворянские права Ф.Достоевского?
(Ответ: В апреле 1857г)
Блок 3 «Фёдор Достоевский. Семья и творчество»
Если хочешь победить весь мир, победи себя.
Ф. М. Достоевский "Бесы"
1. В каком году Ф.Достоевский вышел в отставку и занялся литературной деятельностью?
(Ответ: в 1844 г)
2. Какое произведение написал Ф.Достоевский после окончания училища в мае 1845 года?
(Ответ: "Бедные люди")
3.После возвращения из ссылки Ф.М. Достоевский спешно пишет первое крупное произведение. Какое?
(Ответ: роман «Униженные и оскорбленные»)
4. В каких произведениях Ф.Достоевский отобразил образ своей первой жены? Как звали её?
(Ответ: в образах Катерины Ивановны - «Преступление и наказание» и Настасьи
Филипповны - «Идиот». Жену звали Мария Дмитриевна.)
5. Какой роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя»?
(Ответ: «Преступление и наказание»)
6. По словам Ф. Достоевского, она была «женщина души самой возвышенной и восторженной ...». Кто она и о ком идет речь?
(Ответ: Мария Дмитриевна Исаева, первая жена Ф.Достоевского)
7. Какой роман 4 октября 1866 г. Анна Григорьевна Сниткина, согласилась стенографировать для Ф.Достоевского бесплатно?
(Ответ: роман «Игрок»)
8. В какой героине узнаются некоторые черты Анны Григорьевны Сниткиной?
(Ответ: Дунечка Раскольникова («Преступление и наказание»)
9. Сколько детей было у Ф.М.Достоевского? Назовите их имена.
(Ответ: Люба и Федя. (Еще двое умерли во младенчестве: Софья и Алексей)
10. Сколько романов Ф.Достоевского проиллюстрировано на станции метро
«Достоевская» в Москве? Назовите эти романы.
(Ответ: 4 мозаичных панно, выполненные художником Иваном Николаевым: Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Братья Карамазовы)
Дополнительное задание
«Расставьте даты создания произведений Ф.М. Достоевского»
1) «Бедные люди» | 1844-1845 года |
2) «Бесы» | 1867 год |
3) «Братья Карамазовы» | 1879-1880 года |
4) «Игрок» | 1866 год |
5) «Идиот» | 1867 год |
6) «Подросток» | 1872 год |
7) «Преступление и наказание» | 1875 год |
8) «Униженные и оскорбленные» | 1866 год |
(Ответ: «Бедные люди» – 1844-1845 год, «Бесы» – 1872 год, «Братья Карамазовы» -1879- 1880 год, «Игрок» – 1866 год, «Идиот» – 1867 год, «Подросток» – 1875 год,
«Преступление и наказание» – 1867 год, «Униженные и оскорбленные» – 1866 год).
Вед 1: Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, вы зарядились позитивом и желанием познавать мир Федора Достоевского и дальше.
Вед 2: Наша игра – лишь небольшой дебют, маленькое вступление к грядущему празднеству – 200-летнему юбилею писателя, который страна отмечает в этом году. Спасибо за участие, до новых встреч!
Бланк ответов. Блок 1
Команда ______________________________________________________________
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Бланк ответов. Блок 2
Команда ______________________________________________________________
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Бланк ответов. Блок 3
Команда ______________________________________________________________
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Оценка жюри.
Команда……………………………… | Команда…………………………… | |
Блок 1 | ||
Блок 2 | ||
Блок 3 |
| |
Итого |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная интеллектуальная игра "Своя игра"
Литературлуг оюнну тыва дыл болгаш чогаал неделязынга ажыглап болур.Уруглар торээн чогаал кичээлдеринге алган билиглерин оюнну ойнап тургаш билиин шылгап болур.Зачет-кичээлге база ажыглап болур.тыва д...
Литературная интеллектуальная игра «Наш Пушкин».
Данный урок может быть использован после изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина или как урок внеклассного чтения. Ребятам необходимо заранее порекомендовать перечитать ска...
Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова.
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов...
Кроссворд по роману Ф.М. Достоевкого "Преступление и наказание" (10 класс)
Данный кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению произведения....
Литературно-интеллектуальная игра "Многоликий Достоевкий"
Презентация к литературно-интеллектуальной командной игре «мозгобойня», посвящённой 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. В течение игры командам в нескольких раунд...