Литературно-интеллектуальная игра "Многоликий Достоевкий"
план-конспект занятия (10 класс)

Кириченко Татьяна Алексеевна

Литературно-интеллектуальная командная игра «мозгобойня»  посвящёна 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.  В течение игры командам в нескольких раундах необходимо ответить на ряд вопросов о жизни и творчестве великого писателя.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igry_mnogolikiy_dostoevskiy.docx92.32 КБ

Предварительный просмотр:

https://1.bp.blogspot.com/-W5u-gNxO5PU/YY00pnG8ikI/AAAAAAAAWLY/bLSW3YQQP-4Ehlxy6yIYNdqPIvAtLC2-wCLcBGAsYHQ/w640-h224/%25D0%25B0.JPG

Сценарий

Литературно-интеллектуальной игры

«Многоликий Достоевский»

Разработала Кириченко Т.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Саранпаульская СОШ»

Саранпауль, 2021

 «Многоликий Достоевский»

Литературно-интеллектуальная игра

«Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему

раскрываются иные измерения бытия».

Николай Бердяев

Литературно-интеллектуальная командная игра «мозгобойня» популярна в наше время, особенно среди подростков и молодёжи. Предлагаем свой вариант этой игры, посвящённый 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.   В течение игры командам в нескольких раундах необходимо ответить на ряд вопросов о жизни и творчестве великого писателя.

Цель: популяризация творческого наследия Ф.М. Достоевского среди молодёжи.

Задачи:

-стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей участников;

-организовать полезный досуг;

-научить участников игры работать в команде;

- дать возможность участникам проверить свои знания по творчеству        и биографии Федора Михайловича Достоевского.

Целевая аудитория - школьники старших классов, студенты, обучающиеся по направлению «филология», учителя и просто любители его творчества.

Ход игры

Вед 1: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашей литературно-интеллектуальной игре «Многоликий Достоевский»  

Вед 2: Интеллектуальная игра проводится среди лучших знатоков и любителей творчества Ф.М. Достоевского, которому в этом году отмечают 200 лет со дня рождения.

Вед 1: Федор Достоевский - писатель с мировым именем, вошедший в классику литературы.

Вед 2: По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие изучается современными школьниками и студентами, анализируется литературоведами, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы.

Вед 1: В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений: кто-то зачитывается книгами Достоевского и дает им восторженные оценки, кто-то, напротив, о сущности творчества мастера отзывается неоднозначно. Тем не менее, интерес к писателю не иссякает многие годы – как в России, так и за рубежом.

Вед 2: Понять и осмыслить идеи всемирно известного писателя возможно только через знакомство с его произведениями. И сегодня в нашем зале собрались неравнодушные любители творчества Федора Михайловича Достоевского.

Вед 1: Наши команды - это интеллектуальные, творческие люди, проявляющие интерес к классической литературе. И для начала, я предлагаю вам придумать название ваших команд. На это вам дается 1 минута. Время пошло!

Вед 2: Еще сегодня в нашем зале присутствует строгое жюри, которое будет оценивать результат наших команд  (ФИО, должности)

Команды придумывают названия. Другой вариант: команды придумали названия заранее, тогда на их столы заранее можно повесить таблички с названием команды.

Вед 1: Давайте же познакомимся с нашими командами! (Объявление команд)

Правила игры:

Вед 1. Вас ожидают 3 блока вопросов. Вопросы всех туров демонстрируются на экране в течение минуты и зачитываются ведущим. Вопросы читаются повторно, и запускается обратный отсчёт 100 секунд, по истечении которых листочек с ответами сдаётся.

Вед 2: Не забывайте, что «мозгобойня», командная игра. Обсуждайте все вопросы всей командой, не бойтесь предлагать свои ответы. Но то, что вы напишите в итоге на бланке ответов – исправить уже будет нельзя. Бланки сдадите. Правильные ответы будут объявляться сразу после каждого раунда.

Вед 1: Победителем становится команда, получившая наибольшее количество баллов по результатам всей игры. В случаях, когда обе команды набрали одинаковое количество баллов, предлагается дополнительное задание, на выявление победителя игры.

Вед 2: Во время игры запрещено пользоваться шпаргалками и сотовыми телефонами. За это будут сниматься баллы за текущий раунд.

Вед 1: Итак, задание понятно? Переходим к первому блоку вопросов!

Блок 1 «Федор Достоевский. Биография»

1.  Назовите дату и год рождения Ф.М. Достоевского?

(Ответ: 11 ноября 1821 г.)

2. Как звали отца Ф.М.Достоевского? Назовите род его деятельности?                      

                   

  ( Ответ: Михаил Андреевич Достоевский.  Он был врачом Мариинской больницы для бедных)

3.Как звали маму писателя? Из какой она была семьи?

                                  (Ответ: Мария  Федоровна Достоевская (Нечаева), из купеческой семьи)

4.Как звали старшего брата писателя?     (Ответ: Михаил)

5. Какой период принято считать окончанием детства писателя?

 (Ответ: 1837 год – год смерти матери)

6. Где обучался Ф.М.Достоевский? Назовите город и учебное заведение.

                                                        (Ответ: Петербург. Инженерное училище)

7.  Во время обучения любимым местом Ф. Достоевского была библиотека, где он перечитал, почти все имеющиеся книги. При                                  написании своих исторических драм, кому подражал юный Ф.Достоевский?

                                      (Ответ: юный  Ф.Достоевский подражал Ф.Шиллеру и А.С. Пушкину)

8. Чьи произведения молодой Федор Достоевский знал наизусть?

(Ответ: Произведения А.С. Пушкина)

9. Прозвище «Идиот» - кто дал его Ф. Достоевскому?

(Ответ: прозвище дали сокурсники в инженерном училище, отношения между сокурсниками у него не сложились)

10. Какой фактор послужил в формировании особой психической организации его личности и оказал влияние на создаваемые им произведения. С какой болезнью боролся всю свою сознательную жизнь и преодолел ее Ф. Достоевский?

(Ответ: писатель боролся с эпилепсией)

Вед 1: Вам дается 100 секунд, а я повторяю вопросы. Сдаем листочки. Не забываем подписывать их. Команды сдают ответы, после чего ведущий зачитывает правильные ответы.

Блок 2 «Фёдор Достоевский. Ссылка»

Сам себе приключения выдумывал и жизнь сочинял, чтоб хоть как-

нибудь, да пожить. Ф.М.Достоевский "Записки из подполья"

1.Какое первое произведение написал писатель после окончания инженерного училища?

                                                                                                   (Ответ: «Бедные люди», 1845 г)

2.  Постоянным членом какого кружка становится Ф. Достоевский, начиная с весны 1847 года?

                                                                                       (Ответ: Кружок Петрашевского)

3.Сколько лет и где Федор Достоевский отбывал каторгу?

(Ответ: каторгу отбывал 4 года в Омском остроге)

4. Какой «урок» необходимо было выполнять каждому арестанту?

(Ответ: Изготовить 2-2,5 сотни кирпичей, причем выполнить самому весь подготовительный цикл: вывести и вымесить глину, наносить воды, а затем складировать

всю готовую продукцию, обжечь готовые кирпичи)

5. В каком году каторгу сменили на ссылку,  и где ее отбывал Ф.Достоевский?

(Ответ: В марте 1854г. последовало облегчение участи осуждённого: каторга сменилась ссылкой. Ф.М.Достоевский служил в Семипалатинске)

6. В каком романе Ф. Достоевского отражен его приговор?

(Ответ: в романе «Идиот», монолог Мышкина)

7. В 1854 году выйдя из острога в Сибири Ф.Достоевский начал перечитывать всю    написанную без него литературу за  время его ссылки. Чьи произведения прочел Ф.Достоевский

«едва ли начавшиеся при нем, причем прочел тогда разом, залпом, и вынес упоительные впечатления»?

(Ответ: повести И.Тургенева «Записки охотника».)

8. В 1861 г. появились «Записки из Мёртвого дома», что явилось источником их написания?

(Ответ: источником написания послужила "сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи)

9.  В каком году были возвращены дворянские права Ф.Достоевского?

(Ответ: В апреле 1857г)

Блок 3 «Фёдор Достоевский. Семья и творчество»

Если хочешь победить весь мир, победи себя.

Ф. М. Достоевский "Бесы"

1. В каком году Ф.Достоевский вышел в отставку и занялся литературной деятельностью?

                                                  (Ответ: в 1844 г)

2. Какое произведение написал Ф.Достоевский после окончания училища в мае 1845 года?

(Ответ: "Бедные люди")

3.После возвращения из ссылки Ф.М. Достоевский спешно пишет первое крупное произведение. Какое?

                                                          (Ответ: роман «Униженные и оскорбленные»)

4. В каких произведениях Ф.Достоевский отобразил образ своей первой жены? Как звали её?

        (Ответ: в образах Катерины Ивановны - «Преступление и наказание» и Настасьи

Филипповны - «Идиот». Жену звали Мария Дмитриевна.)

5. Какой роман,  по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию  как писателя»?

                                                    (Ответ: «Преступление и наказание»)

6. По словам Ф. Достоевского, она была «женщина души самой возвышенной и восторженной ...». Кто она и о ком идет речь?

(Ответ: Мария Дмитриевна Исаева, первая жена Ф.Достоевского)

7. Какой роман  4 октября 1866 г. Анна Григорьевна Сниткина, согласилась стенографировать для Ф.Достоевского бесплатно?

(Ответ: роман «Игрок»)

8. В какой героине узнаются  некоторые черты Анны Григорьевны Сниткиной?

(Ответ: Дунечка Раскольникова («Преступление и наказание»)

9. Сколько детей было у Ф.М.Достоевского? Назовите их имена.

   

                            (Ответ: Люба и Федя. (Еще двое умерли во младенчестве: Софья и Алексей)

10. Сколько романов Ф.Достоевского проиллюстрировано на станции метро

«Достоевская» в Москве? Назовите эти романы.

(Ответ: 4 мозаичных панно, выполненные художником Иваном Николаевым: Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Братья Карамазовы)

Дополнительное задание

«Расставьте даты создания произведений Ф.М. Достоевского»

1) «Бедные люди»

1844-1845 года

2) «Бесы»

1867 год

3) «Братья Карамазовы»

1879-1880 года

4) «Игрок»

1866 год

5) «Идиот»

1867 год

6) «Подросток»

1872 год

7) «Преступление и наказание»

1875 год

8) «Униженные и оскорбленные»

1866 год

(Ответ: «Бедные люди» – 1844-1845 год, «Бесы» – 1872 год, «Братья Карамазовы» -1879- 1880 год, «Игрок» – 1866 год, «Идиот» – 1867 год, «Подросток» – 1875 год,

«Преступление и наказание» – 1867 год, «Униженные и оскорбленные» – 1866 год).

Вед 1: Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, вы зарядились позитивом и желанием познавать мир Федора Достоевского  и дальше.

Вед 2: Наша игра – лишь небольшой дебют, маленькое вступление к грядущему празднеству – 200-летнему юбилею писателя, который страна отмечает в этом году. Спасибо за участие, до новых встреч!

 

Бланк ответов. Блок 1

Команда ______________________________________________________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Бланк ответов. Блок 2

Команда ______________________________________________________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Бланк ответов. Блок 3

Команда ______________________________________________________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Оценка жюри.

Команда………………………………

Команда……………………………

Блок 1

Блок 2

Блок 3

 

Итого

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная интеллектуальная игра "Своя игра"

Литературлуг оюнну тыва дыл болгаш чогаал неделязынга ажыглап болур.Уруглар торээн чогаал кичээлдеринге алган билиглерин оюнну ойнап тургаш билиин шылгап болур.Зачет-кичээлге база ажыглап болур.тыва д...

Литературная интеллектуальная игра «Наш Пушкин».

Данный урок может быть использован после изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина или как урок внеклассного чтения. Ребятам необходимо заранее порекомендовать перечитать ска...

Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова.

Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов...

Кроссворд по роману Ф.М. Достоевкого "Преступление и наказание" (10 класс)

Данный кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению произведения....

Литературно-интеллектуальная игра "Многоликий Достоевкий"

Презентация к литературно-интеллектуальной командной игре «мозгобойня»,  посвящённой 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.  В течение игры командам в нескольких раунд...