Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Ноговицина Лилия Викторовна

Из опыта работы предлагаю рекомендации к комплексному анализу тескта на олимпиаде по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo._olimpiada.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе

В последнее время  на олимпиадах по литературе школьникам предлагается проанализировать художественный текст (поэтический или прозаический). Мы предлагаем свой вариант работы над комплексным анализом текста, который вполне успешно апробирован при подготовке учащихся гимназии №1 к разным этапам Всероссийской олимпиады школьников.

Традиционно работа с художественным текстом включает 3 этапа: эмоциональное восприятие и формирование первичной концепции исследования; анализ фактического материала и подтверждение/опровержение теории;

 синтез текста.

  1. Эмоциональное восприятие. Итогом этого этапа является создание первичной концепции исследования: в чем особенность художественного мира автора, как эта специфика отражается в тексте, в чем особенность его восприятия.
  2. Анализ фактического материала. Этот этап подразумевает кропотливую объективную работу с текстом, анализ языковых единиц на различных уровнях.
  3. Синтез «текста о тексте». На этом этапе необходимо объединить данные, полученные в ходе работы над эмоциональной и фактической составляющими текста. Схемы создания этого текста нет и быть не может!!! Комплексный анализ текста подразумевает совмещение исследовательского и творческого начал.

Ход анализа на втором этапе

  1. Содержание (что?)
  • Тема
  • Проблема
  • Идейный блок
  1. Форма (как?)
  • Сюжет
  • Конфликт
  • Композиция
  • Образная система
  • Жанровая специфика
  • Хронотоп
  • Лексика
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Фонетика                                                                              ПОЧЕМУ??????
  • Особенности художественной речи
  • Особенности стихосложения (для поэзии)
  1. Дополнительный текст
  • Заголовочный комплекс
  • Дата, место написания
  • Авторские примечания и пояснения
  • Афиша, ремарки, мизансцена (в драме)

ТЕМАТИКА: вечная, конкретно-историческая, национальная, литературная

ПРОБЛЕМАТИКА: мифологическая, культурно-бытовая (социокультурная), национальная, идейно-нравственная (романная), философская.

ИДЕЙНЫЙ БЛОК: художественная идея, система авторских оценок, авторское представление об идеале, пафос( героический, драматический, трагический, комический, сатирический, юмористический, пафос сентиментальности, романтический)

СЮЖЕТ: динамический / адинамический (по интенсивности развития событий); хроникальный / концентрический (по внутренней связи событий); сюжетные элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); внесюжетные элементы (пролог, эпилог, вставные эпизоды, лирические отступления).

КОНФЛИКТ: локальный / субстанциальный (по месту концентрации); человек-человек / человек-группа лиц / человек-общество / внутренний (на уровне участников).

КОМПОЗИЦИЯ: внешняя (деление на главы, части, действия, явления, строфы), внутренняя (последовательность событий, деление персонажей, особенность художественной речи), основные композиционные приемы (повтор, противопоставление, усиление, «зеркальная» композиция, монтаж)

ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА: свойства художественного мира (жизнеподобие, фантастичность, сюжетность, описательность, психологизм и т.д.); система образов (герой, пейзаж, интерьер, деталь); типология образов по степени обобщенности (индивидуальные, типические, символы, образы-мотивы, образы-архетипы)

Пути анализа героя: портрет, характеристика другими персонажами, авторская характеристика, пейзаж, интерьер, художественная деталь, социальная среда, речевая характеристика, воспоминания, сны, письма и т.д.

Функции пейзажа и интерьера: обозначение времени и места действия, создание образа героя, форма присутствия автора, влияние на ход событий,  обозначение исторической эпохи, провидческая

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА: литературное течение, родовые и жанровые особенности текста.

ХРОНОТОП: свойства художественного времени (конкретность / абстрактность; интенсивность / неинтенсивность; дискретность (прерывность); свободное перемещение образов во времени); свойства художественного пространства (конкретность / абстрактность, насыщенность / ненасыщенность деталями, дискретность, свободное перемещение образов в пространстве).

ЛЕКСИКА: синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, устаревшие слова, неологизмы, старославянизмы, заимствования, диалектизмы, лексические средства художественной выразительности (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, оксюморон, перифраз, символика, гипербола и т.д.)

МОРФОЛОГИЯ: накопление слов одной части речи, имеющих сходные свойства

СИНТАКСИС: характер пунктуации, структура предложений, синтаксические фигуры (риторические вопрос, обращение, восклицание; пропуск, инверсия, анафора, эпифора, градация, параллелизм, умолчание, парцелляция, многосоюзие, бессоюзие и т.д.)

ФОНЕТИКА: ассонанс, аллитерация

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ: монологизм, диалог, повествование от первого или третьего лица

ОСОБЕННОСТИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ:  стихотворный размер, тип рифмы, способ рифмовки, особенности строфики.

В ходе наблюдения над спецификой текста необходимо проанализировать все его составляющие для объективного вывода. Языковой анализ текста в любом случае приведет к пониманию языковой картины мира автора, свойственной для той или иной эпохи или культуры. Таким образом, знания по биографии или истории помогут констатировать наблюдения. В ходе анализа исследователь должен обращать внимание в первую очередь на языковую личность автора и особенности восприятия читателя. Нельзя отметать ассоциативный ряд, поскольку он является одним из компонентов системы понимания текста.

Стихотворение написано в 1840 г., относится к зрелому этапу в творчестве поэта. В это же время были написаны стихи «И скучно, и грустно..», «Тучи». Произведение является вольным переводом второй части стихотворения Гете «Ночная песнь странника».  

Стихотворение  - это пейзажная зарисовка, стихотворение-описание, в котором отражены величие, красота и спокойствие природы, созвучные настроению лирического героя, жаждущего покоя и гармонии.

В отличие от других стихов Лермонтова, лирический герой которых одинок, мятежен, это стихотворение имеет иную эмоциональную тональность – состояние покоя в природе передается и лирическому герою.

Идея произведения – утверждение гармонического слияния, единства природы и человека, жаждущего успокоения.

Спокойствие лирического героя относится не к сфере настоящего, а будущего, желаемого («подожди немного, отдохнешь и ты).

Тишина и умиротворенность в природе переданы лексическими средствами (спят, тихие, не пылит дорога, не дрожат кусты).

Стихотворение благозвучно благодаря особому стихотворному размеру: трехстопный хорей с перрихием. Рифмы точные, перекрестные, с чередованием мужских и женских.

Для выражения идеи необходимой гармонии природы и человека, жаждущего покоя, автор использует приемы обращения и олицетворения.

Покой, гармония в природе переданы точным эпитетом (тихие долины) и приемом синтаксического параллелизма с инверсией и использованием анафоры. Не пылит дорога..не дрожат листы.

Стихотворение строится на противопоставлении двух смысловых планов: состояние природы и человека. Первый представлен более полно. В его тематическую группу входят языковые единицы: горные вершины, тьма ночная, долины, мгла, дорога, листы. Второй смысловой план дается предельно сжато и обобщенно: Подожди немного, отдохнешь и ты.

Косвенно этот второй план усилен олицетворением, важным для выражения идеи произведения.

Таким образом, лирическая миниатюра мастерски отражает пейзаж, созвучный желаемому настроению лирического героя, стремящегося к покою и гармонии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"

Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....

Комплексный анализ художественного текста.

Тема: комплексный анализ художественного текста. Цели: содействовать воспитанию у детей «чуткости к чистоте русской речи и её благозвучию; к меткому и изящному выражению правдивой мысли» на лучших обр...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...

Тема: Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)

Интегрированный урок словесности с применением ИКТ...